Король Лев: быть или не быть


The Lion King

  


Красивая история о животном мире Африки, но на самом деле шекспировский сюжет, рассказанный максимально простым и понятным языком – по сути, «Гамлет» для детей. Подробнее о новой версии диснеевской классики, которую студия упорно переносит в новый формат, но без каких-либо сюжетных изменений – в рецензии от «Смотрите кино!»

  


  


В общем-то если вы незнакомы с классической версией «Короля Льва» от режиссеров Роджера Аллерса и Роба Минкоффа, вышедшей в 1994 г., то… как такое может быть? Вы не рыдали в детстве от несправедливости и жестокости конфликта между двумя братьями львами? Вы не сопереживали маленькому Симбе, скитавшемуся по просторам саванны? Вы не подпевали Тимону и Пумбе под растаманскую (хоть она такой сначала и не кажется) песню? Где же были ваше детство и юность?


Где-то в Африке в одном прайде у короля Муфасы и его львицы Сараби родился наследник – маленький Симба, которому в свое время суждено стать новым королем. Всему прайду поутру представляют львенка, и ему клонится каждый, от мыши полевки до жирафа. Каждый, но не брат короля Шрам, даже не явившийся на церемонию. Муфаса мудр и справедлив, он прощает его и отправляется учить наследника правилам жизни: как тот должен беречь свой прайд и все их земли, простирающиеся до горизонта, как должен соблюдать традиции, чтобы заложенный природой круг жизни продолжался.

  

Кадр из анимационной ленты «Король Лев»

  


Но Симба мал и всячески хочет показать, что это совсем не так – проявить якобы храбрость и смелость. Поэтому со своей подругой Налой он так и норовит попасть в неприятности, из которых его спасает то верный советник отца, то он сам. Но однажды дядя Симбы, обделенный силой, однако по-прежнему жаждущий власти, подстроит страшную трагедию, после которой тот будет вынужден бежать из прайда. Как выживет львенок, совсем один, в большой саване под палящим солнцем? Ответ знают лишь сурикат Тимон и дикий кабан Пумба!


Спустя четверть века, как и в случае «Аладдина» Гая Ричи, «Мэри Поппинс возвращается», «Красавицы и чудовища» и «Золушки», а также приближающейся «Мулан» и уже почти сформированного кастинга «Русалочки», студия Disney возрождает и переснимает всю-всю свою золотую классику (был еще «Дамбо» Тима Бертона, но он точно выбивается из этого перечня). Причем делает это целенаправленно практически слово в слово, кадр в кадр, не привнося ничего нового ни в сюжет, ни даже в акценты.

  

Кадр из анимационной ленты «Король Лев»

  


Логика проста: те дети, которые когда-то, открывши рот смотрели и пересматривали диснеевские хиты, выросли, родили собственных детей, могут им (и себе во имя ностальгии) купить билеты в кино на любимые сказки в новом формате. Юное поколение их, скорее всего, полюбит, потому что истории эти – вечны, а современная картинка привычнее и ближе. Но вот при сравнении далеко не каждый новый диснеевский продукт (который хочется обозвать именно так), выдерживает критику. И, пожалуй, «Король Лев» как раз из числа таких.


Режиссер Джон Фавро, который еще и актер (чтоб прям сразу вспомнить – Хэппи из «Железного человека» (а его он сам и снял), «Мстителей» и нового «Человека-паука»), в схожей визуальной тематике снимал «Книгу джунглей» для той же студии Disney. Интересно, что она была раскритикована за компьютерную графику, которая и, правда, подчас выглядела крайне искусственно, но получила свой «Оскар» как раз в категории «лучшие визуальные эффекты». И вот уже с первых трейлеров обновленного «Короля Льва» все поняли, что Фавро и студия критику учли. Картинка выглядела нереально натуралистично, вплоть до каждой шерстинки львенка и взмаха крыльев Зазу. И это завораживало.

  

Кадр из анимационной ленты «Король Лев»

  


А потом случился странный эффект, у которого есть даже научное название – «Зловещая долина» (о чем сейчас некоторые вспоминают при выходе с сеанса нового «Короля Льва»). Суть эффекта, который в конце 70-х гг. прошлого века исследовал и вывел ученый-робототехник из Японии Масахиро Мори, заключается в том, что созданный искусственно прототип в виде робота или другого объекта, который внешне и по действиям похож на живое и узнаваемое существо, в определенный момент вызывает у человека, на него смотрящего, отвращение и неприязнь. Нет, безусловно, новый «Король Лев» таких негативных эмоций не вызывает, но все же в некоторых моментах рождается чувство неловкости и недоумения.


Невероятная красота картинки поражает своей реалистичностью, будто вы смотрите документальный фильм от National Geographic или Animal Planet. Все выглядит настолько натурально, что когда животные начинают говорить, в первый раз возникает та самая неловкость, к которой, однако, быстро привыкаешь. Но чем дальше – тем больше, потому что теперь Шрам, на самом деле, не такой уж устрашающий, легендарная песня Тимона и Пумбы «Акуна Матата» о жизненной философии пофигизма по-прежнему веселая, но без былого сумасшедшего драйва, взросление Симбы проходит как бы фоном, а любовная линия с Налой лишена… любви. Это просто факт, который зрителю сообщили с самого начала, когда те были еще совсем малышами.

  

  


Единственная не натуралистичность (помимо того, что животные говорят, конечно) – отсутствие половых признаков у героев. Ну избавили Симбу от яиц, чтобы, вероятно, маленькие дети в зале не задавали неудобных вопросов своим родителям. Однако, как это оказывается пророческим для всей картины! И дело, конечно, не в яйцах, а в отсутствии искры и все-таки драйва, которые в результате превращались в теплоту и душевность. В выветривании того, что делало первого «Короля Льва» таким особенным:

  

Сравнение кадров из трейлеров мультфильма 1994 г. и анимационной ленты 2019 г. «Король Лев»

  

Авторы не оставили места для зрительской фантазии, которая всегда заполняет собственными чувствами и переживаниями сказочный сюжет, ассоциируя себя с героями. Налет сказочности с них содрали новейшие технологии компьютерной графики, ведь теперь они по внешнему виду больше соотносятся с животными из научной телепередачи, чем с героями сказок, мифов и легенд. Какой ребенок представит себе на месте львенка из документального фильма о жизни львов в дикой природе?


Шекспировский сюжет о Гамлете, который не смог сесть на уготованный по рождению трон из-за дяди-негодяя (но больше из-за себя, конечно), по-прежнему присутствует, однако как же в него погрузиться, когда поля для фантазии просто нет? Ведь ты занят рассматриванием невероятной львиной шерсти, полетом жука, чудесной грацией антилопы-гну, незабываемыми закатами и восходами солнца да мало чем еще, что с таким усердием, трудолюбием и виртуозностью для тебя нарисовали на компьютере. И все это очень красиво! И на все это, конечно, нужно идти и смотреть. Потому что визуальная составляющая парадоксальным образом оказывается как недостатком, так и огромным преимуществом картины.

  

Кадр из анимационной ленты «Король Лев»

  


Однако есть еще одно недоумение, которое можно объяснить логично, но, как жаль, что все-таки нужно! Конечно, как и во всех других диснеевских сказках, в которых герои поют, все-все песни полностью дублированы, то есть перепеты на украинском языке. В оригинальной версии роли озвучивают видные артисты (в большинстве своем афроамериканцы, к слову, Голливуд крайне чистоплотен в этом смысле в последнее время), они же и поют в этой картине – Дональд Гловер как Симба, Бейонсе как Нала, Сет Роген как Пумба, например (к слову, единственный актер озвучки, который перекочевал из первого «Короля Льва» — это Джеймс Эрл Джонс, голосом которого снова говорит Муфаса). К сожалению, ни одной песни в их исполнении мы не услышим. И даже узнаваемые «Hakuna Matata» и «Can You Feel the Love Tonight» звучат теперь по-другому (может, поэтому в фильме и любви-то не чувствуется?). Грустно, но ведь юные поклонники шекспировской истории на просторах саванны теперь совсем большие, а их дети вряд ли будут успевать читать субтитры в кинотеатрах. Если уже и научились это делать. Спрос диктует предложение, и вот это вот всё..


Смотрите кино!

  

Трейлер анимационной ленты «Король Лев»

  

В украинском прокате – с 18 июля 2019 г.


P.S. А вот и бонус – клип Бейонсе с кадрами из мультфильма на песню Spirit, которая вошла в альбом-саундтрек. Кстати, в этом клипе певица снялась со своей дочерью Блю Айви, которой 7 лет:

  

Клип Бейонсе на песню «Spirit»

  

Год: 2019
Режиссер: Джон Фавро
Авторы сценария: Джефф Натансон, Бренда Чепмен, Ирен Меччи и др.
Жанр: драма, мультфильм, семейный, приключения, мюзикл
В оригинале роли озвучивали: Джеймс Эрл Джонс, Дональд Гловер, Чиветель Эджиофор, Джон Оливер, Сет Роген, Билли Айкнер, Бейонсе и др.
Страна: США
Хронометраж: 118 мин.

Фото: B&H Film Distribution

Добавить комментарий