Дамбо: Любви — слонам!

Dumbo

 

Когда-то Уолт Дисней сделал Дамбо самым узнаваемым слоненком. Через много-много лет студия Disney, упорно переснимающая свою классику для новых поколений, решила вернуть его на большие экраны, только уже в формате фильма. Подробнее о том, почему главный сказочник Голливуда, Тим Бёртон, снял (местами) жестокую драму, а не семейный фильм – в рецензии от «Смотрите кино!»

 


 

Война меняет все. Так и в жизни Холта Фэрриэра (Колин Фаррелл), который уходил на фронт красавцем-наездником лошадей в цирке, а вернулся домой одноруким вдовцом. Там ждали его двое детей – взрослая не по годам дочь Милли (Нико Паркер, кстати, дочь актрисы Тэнди Ньютон), мечтающая стать исследовательницей как Мария Кюри, и оптимист-сын Джо (Финли Хоббинс), не прочь продолжить династию циркачей. Естественно, наездником Холту уже не быть, да и лошадей владелец цирка, Макс Медичи (Дэнни ДеВито), давно распродал, но зато сделал ценное (как ему кажется) приобретение – беременную слониху. К которой и ссылается Холт – работать же где-то надо.

 

В этот самый момент слониха рожает своего детеныша. И все надежды, что ее малыш будет гвоздем цирковой программы, мгновенно рушатся, ведь только слепой мог не заметить просто огромные уши новорождённого. Медичи приказывает избавиться от уродца, тогда как дети Холта, Милли и Джо, вдруг обнаруживают, что слоненок с такими большими ушами не для того, чтобы лучше слышать, а для того, чтобы взлететь! Только есть секретный ингредиент этого удивительного процесса – маленькое перышко. Уже совсем скоро малыш взлетит прямо на арене цирка, после чего нарекут его Дамбо, а заинтересуется им весь мир, в том числе, и скользкий авантюрист Вандевер (Майкл Китон), который срочно возжелает Дамбо в свой цирк, чтобы тот выступал под куполом с красавицей-гимнасткой Колетт (Ева Грин).

 

 

Кадр из фильма «Дамбо»

 

К Диснею у Тима Бёртона особые чувства, ведь когда-то давно, в конце 70-х гг. прошлого века, он начинал свою удивительную карьеру, рисуя мультики на диснеевской киностудии. Неудивительно, что когда студия-гигант Disney пригласила снимать Бёртона «Алису в Стране чудес», тот, не раздумывая согласился, ведь сказки и грезы – его стихия, а о лучшем материале, как книга Льюиса Кэрролла, и мечтать не приходилось. «Алиса…» стала большим коммерческим успехом, поэтому Бёртон был снова нанят на работу – переснять «Дамбо», который, по сути, оказался самостоятельным фильмом, а не римейком.

 

Однако картина о лопоухом слоненке получилась скорее не сказочным фильмом, который могут с одинаковой радостью смотреть и взрослые, и дети, а суровой драмой, поднимающей такую совокупность актуальных проблем, что порой откровенно запутываешься, особенно если на экране огромные, наивные и слегка грустные глаза слоненка.

 

 

Кадр из фильма «Дамбо»

 

Инаковость и ксенофобия этого мира, который тебя не хочет принимать, потому что судит (и осуждает) по внешнему виду, не предполагая, что ты – клад, а, узнав об этом, пытается откровенно эксплуатировать – все это прослеживалось и в оригинальном мультфильме 1941-го года. Также как и трагизм разлучения мамы со своим дитем, которое в современной трамповской Америке приобретает новое драматическое звучание. Именно на моменте бессердечной разлуки мамы-слонихи и большеухого слоненка всхлипывает весь зал, а многие дети со слезами выбегают прочь.

 

Теперь к ним добавился актуальный феминизм. Да, женские образы на голову сильнее в «Дамбо», чем мужские. Девочка Милли, с порога заявляющая отцу, что она не хочет быть куклой в цирке, и ее мечта – научные исследования, и прекрасная гимнастка Коллетт в исполнении музы и возлюбленной Бёртона Евы Грин, образ которой, правда, претерпевает противоречивые изменения со скоростью света от почти негативного персонажа до ярко позитивного.

 

 

Ева Грин в роли Коллетт в фильме «Дамбо»

 

Вместе с остальными ярко прослеживается тема, которая наилучшим образом считается любым зрителем, в том числе, и детьми – жестокое обращение с животными. Авторы неуютно обостряют в картине именно жесткость человека, причем, что естественно, откровенного насилия в «Дамбо» нет, ведь картина рассчитана на детей. И хотя ты и знаешь, что это сказка, и все просто обязано закончиться хорошо, с трудом не поддаешься желания выбежать из зала вместе с другими детьми.

 

Бёртон по-прежнему снимает мрачно, несмотря на то, что перед нами цирк (а, возможно, именно поэтому). Неоготика, никакой сладости и розовых очков (хотя иногда так может показаться), местами странный (как для жанра и Бертона) реализм. Визуально это очень красивый фильм. Костюмы (для выступлений персонажа Евы Грин вообще загляденье), отражающие эпоху. Грим, в котором сконцентрировано душевное состояние персонажа (когда Дамбо разрисован под клоуна, сердце кровью обливается, честное слово). Полеты слоненка, что соло, что в паре с гимнасткой. Особые ракурсы камеры Бена Дэвиса творят чудеса, потому что зритель чувствует одновременно тяжеловесность Дамбо и его невероятную легкость, когда он взмывает вверх.

 

 

Кадр из фильма «Дамбо»

 

Но вдруг режиссер (вместе со сценаристами) заигрывается настолько, что межстрочный посыл (помимо толерантности и «цирка без зверей») диссонирует с тем, кто за это все платит. Сжигая ближе к концу парк развлечений Вандервера (который называется «Dreamland»), Бёртон как бы метафорически разводит огонь под Диснейлендом, а с ним заодно и под гигантом капитализма студией Disney. Потому что параллели напрашиваются без лишних слов. Одна сплошная контрреволюция получается, мистер Бёртон.

 

Смотрите кино!

 

 

В украинском прокате – с 28 марта 2019 г.

 

Год: 2019
Жанр: семейный фильм, сказка, фэнтези
Режиссер: Тим Бёртон
Авторы сценария: Эрен Крюгер, Хелен Аберсон, Хароль Перл
В ролях: Колин Фаррелл, Дэни ДеВито, Ева Грин, Майкл Китон, Алан Аркер, Нико Паркер, Финли Хоббинс и др.
Страна: США
Хронометраж: 112 мин.

 

Фото: B&H film distribution

 

Добавить комментарий