Однажды в… Голливуде: Кристально чистая тарантиновщина

  

Once Upon a Time … in Hollywood

  


Девятый фильм Квентина Тарантино, который когда-то объявил, что снимет всего десять, войдет в историю кинематографа в связке его лучших фильмов – «Криминального чтива» и «Бешенных псов». Подробнее о том, почему картина с Леонардо Ди Каприо, Брэдом Питтом и Марго Робби символизирует встречу зрелого Тарантино с ним же молодым – в рецензии (без спойлеров!) от «Смотрите кино!»

  


  


В конце 60-х в Голливуде близится закат старой классической эпохи и предчувствие новых ритмов, тем и даже киноязыка. Но Голливуд об этом еще не знает. Однако актер Рик Далтон (Леонардо Ди Каприо) ощущает как никто. Изменения уже на пороге, и не всем они по душе. Ему так точно нет, ведь его карьера успешного ТВ-актера и героя вестернов катится под откос, и теперь он вынужден халтурить на ТВ в какой-то развлекаловке, а в кино и вовсе играть плохих парней, которых обязательно к концу уделывают хорошие и крутые.


Роскошный дом рядом с голливудскими знаменитостями уже не радует Рика, но успокоение его натуре с явными проявлениями биполярного расстройства приносят лишь пара-тройка (кого мы обманываем? Пять-шесть) порций холодной Маргариты и поддержка его друга-дублера Клиффа Бута (Брэд Питт). Именно он на съемочной площадке в нужный момент подставит под удар свой красивый мускулистый торс, а если надо – и свое плечо, взяв на себя непосильную ношу поддерживать моральный дух выходящего в тираж Рика Далтона. Клиффу много не надо – живет он в трейлере, обнимается со своей собакой Брэнди (а в жизни – Саюри, получившая, кстати, на Каннском кинофестивале Премию пальмовой собаки), по вечерам пьет пивко и ужинает полуфабрикатами, рад присматривать за Рика шикарным домом, когда тот в отъезде, и починить его антенну (или вообще что-то починить, в том числе, и настрой Рика).

  

Леонардо Ди Каприо в роли Рика Далтона и Брэд Питт в роли Клиффа Бута в фильме «Однажды в… Голливуде»

  


Рядом по соседству поселилась молодая пара, где он – восходящая звезда европейского кинематографа, польский режиссёр Роман Полански (Рафаль Заверуха), уже снявший «Ребенок Розмари», а она – его красивая жена, актриса Шэрон Тейт (Марго Робби). Рик воспрял духом, несмотря на то что, после очередного фильма, где он играет очередного злодея и по-прежнему забывает свои реплики, ему придется отправиться в Италию – сниматься в спагетти вестернах, чему Клифф, например, скорее рад.


Новые времена подбираются к Голливуду. И Труди, юная партнерша Рика Далтона по новому фильму, не просто преподает ему урок по азам профессионализма, но и символизирует собой новые веяния – абсолютно иной подход к работе, профессии и результату. В чем-то более основательный и ответственный, но не настолько авантюрный и энергичный, каким мог ранее похвастать Рик. Пока же он не может вписаться в новую реальность, что невероятно его уязвляет и делает из-за этого все более ранимым.

  

Марго Робби в роли Шэрон Тейт в фильме «Однажды в… Голливуде»

  


Дальше будет не спойлер, а небольшая справках о реальных событиях, без знания которых невозможно понять истинный замысел автора, его тонкий и трогательный посыл, неотделимый ни от той эпохи, ни от тех героев. Ведь «Однажды в… Голливуде» – первый фильм Тарантино, где у него фигурируют не просто реальные персонажи (такое уже было), некоторые из которых еще в добром здравии, но и разворачиваются реально произошедшие события.


Исторически есть мнение, что жесткое убийство сектой Чарли Мэнсона «Семья» беременной Шэрон Тейт и ее друзей прямо в их с Полански доме (который был во время тех страшных событий на съемках в Европе) – это конец определенной эпохи Голливуда. То, что полностью его изменило. Поставило точку прошлому и подпитало мощный толчок новому – тревожному, беспокойному, но более честному и беспринципному (другие исторические события (война во Вьетнаме, например), конечно, тоже идут в счет). Ведь после тех убийств, многие звезды брали в охапку семьи, собирали трясущимися руками вещи и уезжали куда подальше. Всю богему охватила жуткая паранойя. Сам Полански признавался, что какое-то время подозревал каждого своего соседа и некоторых друзей.

  

Режиссер Роман Полански на пороге их с Шэрон Тейт дома, после ее убийства (на двери видна надпись «Pig»/Свинья, оставленная убийцами — членами секты Чарли Мэнсона «Семья»)

  


Тарантино очень ювелирно и с большим упоением воссоздает ту голливудскую эпоху до этапа ее разрушения. Знаменитости и простые смертные, детали, создающие масштабность и объемность режиссерского кино-восхищения временем и настроением – одежда, интерьеры, авто, постеры на стенах, книги и журналы в руках, музыка на выдуманном радио в машине Клиффа (и не только), 4 или 5 фильмов в фильме, которые снял Тарантино с участием Рика Далтона, чтобы вставить в свой фильм с участием Леонардо Ди Каприо. Да это просто праздник какой-то! Наслаждаться которым можно снова и снова, ведь невозможно все уловить с первого раза. И смаковать в последствии – с пролонгированным эффектом.

  

Леонардо Ди Каприо в роли Рика Далтона в фильме «Однажды в… Голливуде»

  


«Однажды в… Голливуде» просто напичкан аллюзиями, кино-отсылками, киноцитатами и синефильским настроением режиссера, который в картине по-доброму иронизирует над всем, что есть у него в кинематографе любимым и ценным. Иронизирует и также добродушно воспевает, используя стеб и небольшую долю цинизма как средства антипафосности и… как влюблённый, пребывающий в этом состоянии уже много-много лет, он может себе позволить не только взгляд через розовые очки (но без них тоже никак, да), но и более реалистичные, отрезвляющие вещи. Это все о Тарантино и кинематографе на стыке 60-70-х гг. О том времени, в которое он, возможно, тайно мечтает перенестись в своих грезах.


Но девятый фильм режиссера олицетворяет его самого, поэтому он и называет картину самым личным фильмом. Его стиль в «Однажды в… Голливуде» доводится до совершенства. Ведь на самом деле вряд ли можно отождествлять Тарантино лишь с теми фильмами, в которых много остроумных диалогов и еще больше жесткого, невероятно кровавого насилия. Потому что за всем этим всегда было нечто большее – причем неизменно лиричное и во-многом поэтичное. Вот и получайте в основной части «Однажды в… Голливуде» зрелого Тарантино, размышляющего о правде и вымысле, о публичном (про то, чтобы казаться) и личном (про то, кто ты есть), о времени и его неумолимости – то, что и ранее было в его картинах (сам режиссер говорит, что он всегда снимает одну и ту же историю), но замечалось не всеми. Однако он не только зрелый, но и мудрый, поэтому никуда не деться от залихватских приемов молодости, чтобы прочувствовать эту жизнь сполна – вот и получайте незабываемый, переворачивающий многое финал.

  

Брэд Питт в роли Клиффа Бута, Леонардо Ди Каприо в роли Рика Далтона и Аль Пачино в роли мистера Шворца

  


Детали, эпоха, музыка – все ожидаемо прекрасно у этого режиссёра (особенно когда снимаешь о том, что любишь, вероятно, больше всего на свете). Но то, как он умеет работать с актерами, давая им богатый материал в виде глубоких персонажей и неповторимых диалогов, – узнаваемый вид тарантиновской гениальности. Поэтому каждый хочет сниматься у Квентина Тарантино. Поэтому в «Однажды в… Голливуде» множество известных актеров играют эпизодические роли (а некоторые даже свои последние в жизни): Аль Пачино, Дакота Фаннинг, Брюс Дерн, Курт Рассел, Люк Перри, Тимоти Олифант, Эмиль Хирш, Дэмиэн Льюис – некоторых из них вы особенно запомните, некоторых даже и не узнаете. Поэтому такие актёры-звезды, как Леонардо Ди Каприо и Брэд Питт, соглашаются работать с Тарантино за вполовину меньший гонорар, чем они берут обычно. И выдают в итоге одни из лучших ролей своей карьеры.

  

Брэд Питт в роли Клиффа Бута и Леонардо Ди Каприо в роли Рика Далтона в фильме «Однажды в… Голливуде»

  


Рик и Клифф – это одно целое на самом деле, один персонаж, но с разных сторон. Ведь не зря Клифф – дублер Рика, дублер во всем – от вождения авто и мелких дел до самого важного поступка жизни. Клифф всегда сзади, он – опора, поэтому немногословен, интроверт по своей сути и рассудителен по жизни. Тарантино отмечает, что в Клиффе много его собственных черт. В Рике – меньше, но также есть, ведь тот – уязвимый, с тонкой душевной организацией и потребностью в восхищении, чтобы быть уверенным в себе, поэтому экстраверт и жаждет общества, внимания, славы, но вынужден на людях скрывать все свои страхи, казаться основательным и светиться уверенностью, то есть – быть экстравертной версией Клиффа, по сути. Ди Каприо выдает несколько просто гениальных сцен, которые хочется пересматривать, а Питт играет одними глазами, жестами и улыбкой. Вместе же у них получается душевный дуэт о настоящей мужской дружбе – броманс в старом голливудском стиле, как, например, у Пола Ньюмана и Роберта Рэдфорда.

  

Марго Робби в роли Шэрон Тейт в фильме «Однажды в… Голливуде»

  


При этом Тарантино заявляет, что самые лучшие его черты можно найти лишь в Шэрон Тейт, которую талантливо, тонко и воздушно изобразила Марго Робби, и ответственность на ней лежала более масштабная, ведь актриса играла реального и достаточно известного персонажа, чьи друзья и знакомые до сих пор живы (и Роман Полански, в первую очередь). То, как Шэрон смотрит фильм со своим участием в кинотеатре – абсолютно узнаваемый намек на Тарантино. И нужно быть просто слепцом, чтобы не заметить, что «Однажды в… Голливуде» – это, в первую очередь, ода восхищения белокурой актрисе, которая (в глазах Тарантино) чиста и наивна, прекрасна и не испорчена, парит над Голливудом приземленным, где «ты – мне, я – тебе» и кто-то кому-то целует зад. Она – олицетворение как раз Фабрики грез, Голливуда в том понимании, которым он многим мечтается грез. Тогда как Рик Далтон и Клифф Бут – это совсем другая история.


Все мы помним (или сейчас вот узнаем), что Тарантино, который режиссер, вырос из Тарантино преданного зрителя. Большую часть своей жизни (как он сам неоднократно признавался), тот провел в темноте зала кинотеатра (а еще и работал в кинопрокате!). Поэтому абсолютно неважно, если вы не распознаете всех (и даже много) его цитат и отсылок. Он вас, зрителей, понимает как никто. Он дает вам право, как зрителю и самому главному судье, на собственное понимание и интерпретацию. Он дает вам для этого непаханое поле – засевайте его собственными смыслами (и спросите друзей и знакомых – их понимание в чем-то будет отличаться от вашего). Сходите снова, узнайте чуть больше и опять посейте новый урожай, который опять взойдет и будет с вами еще какое-то время, даже, возможно, в чем-то вас изменив. Ведь именно это и есть настоящее искусство с его удивительной силой, настоящий кинематограф, адептом которого до сих пор и остается Квентин Тарантино.


Смотрите кино!


P.S. И смотрите, кстати, трейлеры, ведь в них режиссер спрятал те кадры, которые в самом «Однажды в… Голливуде» вы точно не увидите:

  

Трейлер фильма «Однажды в… Голливуде»

  

В украинском прокате – с 15 августа 2019 г.


Для тех, кто дочитал до самого конца, поощрительный бонус – полный саундтрек девятого фильма Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде»:

  

Полный саундтрек к фильму «Однажды в… Голливуде»

  

Год: 2019
Режиссер и автор сценария: Квентин Тарантино
Жанр: драма, комедия
В ролях: Леонардо Ди Каприо, Брэд Питт, Марго Робби, Аль Пачино, Дакота Фаннинг, Брюс Дерн, Курт Рассел, Люк Перри, Тимоти Олифант, Эмиль Хирш, Дэмиэн Льюис и др.
Страна: Великобритания, США, Китай
Хронометраж: 161 мин.

Фото: B&H Film Distribution, Life

Добавить комментарий