Полина и тайна киностудии: за что и почему?

  

Поліна і таємниця кіностудії

  


Отечественный фильм, который снят в ко-продукции Украины, Бельгии и Франции с иностранным (в большинстве своем) составом съемочной группы, еще 4 года назад на уровне идеи и планов внушал любопытные ожидания и патриотический интерес. Но время шло, процесс не двигался, а трудности росли, как и не беспричинное беспокойство о конечном результате, о котором подробнее – в рецензии от «Смотрите кино!»

  


  

Маленькая девочка Полина (Полина Печененко) потеряла в страшном пожаре родителей и теперь живет в большом доме со злобной теткой Варварой (Северия Янушаускайте) и подлым кузеном Диланом (Элой Альфаро Верстратен). Однако с виду замок для принцессы оказывается на самом деле тюрьмой, ведь ей нельзя выходить из собственной комнаты, а в случае неповиновения девочку тут же пугают детским домом (при этом в комнате все красиво, уютно, много игрушек, камин, чистота и уединенность).


Однако Полина не знает, что на самом деле в ее жизни всё совсем не так, и она обладает некими суперспособностями – путешествовать киномирами, то есть заходить по ту сторону экрана и блуждать по фильмам. А так как восстановленная после пожара киностудия якобы записана на ее имя (с чего бы это вдруг?), ведь папа девочки был режиссер, а мама – талантливая актриса (также, к слову, обладающая подобной магической способностью), то Полина представляет меркантильный интерес для ее тетки Варвары.

  

Полина Печененко в роли Полины в фильме «Полина и тайна киностудии»

  


Но случается непредвиденное. Девочка находит странную шкатулку, а в ней – будильник, из которого появляется то ли призрак, то ли просто голос (Жан Рено), но на самом деле Властелин Кино-Времени (хотя по фильму этого никак не понять), сообщающий, что Полина должна отправиться на киностудию, где работал ее отец, и отыскать кусочки семейной фотографии, чтобы узнать тайну своей семьи. Но для осуществления этой нелегкой задачи ей надо будет переходить из одной кинокартины в другую, а там почему-то царит полный хаос (и как так получилось – никто не знает). «Некогда размышлять» – думает Полина и, обманув бдительность тетки и двоюродного брата, сбегает из дома-тюрьмы за приключениями.

  

Полина Печененко в роли Полины и Жан Рено в роли Властелина Кино-Времени в фильме «Полина и тайна киностудии»

  


Изначально проект фильма «Полина» был одним из самых многообещающих отечественных фильмов, который должен был сниматься как ко-продукция (не без чувства гордости за родную страну). Украина вместе с Бельгией и Францией и большой международной командой, большинство из которой – французы, планировала сделать неординарное кино. Государство предоставило на съемки пятую часть общего бюджета, а еще треть нашей отечественной доли отыскали украинские продюсеры. К слову, общий бюджет «Полины» оценивается в 2 миллиона евро, что на данный момент считается самым дорогим англоязычным проектом украинского кино (а фильм дублирован по-английски для иностранных рынков).


Однако для такого масштаба и задумок (фэнтези-картина с магией, превращениями, волшебным миром и соответствующими героями) денег оказалось катастрофически мало, что в результате на экране видно невооруженным глазом. Многие недочеты по визуальным эффектам можно было бы списать на артхаусный фокус этого фильма (имя режиссера точно поспособствовало бы этому), но возникшие творческие противоречия в итоге забуксовали проект и даже ставили несколько раз под угрозу его осуществление в принципе. Как результат, через несколько лет картина получает видоизмененное название «Полина и тайна киностудии», переработанный сценарий, потребовавший досъемок, отказ режиссера от смонтированной в Украине версии (и на премьере в Киеве его не было, да), но и дату выхода в отечественный прокат.

  

Полина Печененко в роли Полины в фильме «Полина и тайна киностудии»

  


Если о самом раннем старте, то инициатором проекта выступил режиссер – француз Олиас Барко, автор достаточно артхаусный и ранее представлявший свои работы на кинофестивалях в Каннах, Берлине и, например, в Одессе (где брал призы). Именно у него зародилась идея рассказать историю о необычной девочке, которая способна пробираться по обратную сторону киноэкрана. Интересно, что проект задумывался еще в 2011 г., но к реализации команда приступила в 2015 г. и долго выбирала главных героинь фильма – девочку и киностудию, путешествуя с этой целью по миру (например, режиссер в ранних интервью говорил о пробах в Риме и Лондоне). В итоге всё нашли абсолютно случайно и в Киеве, а Полину Печененко, исполнившую главную роль, авторы увидели как раз на экскурсии на украинской киностудии. Вероятно, режиссер решил, что это судьба и остановил свой выбор на отечественной FILM.UA (но, скорее всего, это просто легенда, ведь вряд ли бы судьба вела к такому неоднозначному результату).


Ожидая от фестивального автора оригинальных творческих решений, «Полина и тайна киностудии» в своем финальном виде приглянется, скорее всего, только очень маленьким детям, потому что условность фильма в целом, его персонажей, действий и диалогов, в частности, можно объяснить только этим – желанием угодить зрителю 5 лет минус с отсутствием какой-либо заботы о заинтересованности аудитории постарше (ведь добровольно досмотреть всего 90 с небольшим минут хронометража картины очень и очень сложно).

  

Василий Виростюк в роли Голиафа в фильме «Полина и тайна киностудии»

  


Первая проблема «Полины» в том, что она достаточно прямолинейна (до невозможности), но при этом очень запутана и нелогична в сюжетном плане. В ней герои перемещаются из точки А в точку Б, при этом практически не совершая никаких других действий, исключая в итоге надежду на естественность и «Верю!», что по Станиславскому. Почти все события, мотивация и психология персонажей вызывают множество вопросов, сосредотачивая на протяжение всего фильма на себе, а не на якобы увлекательной истории.


И, к сожалению, актерские работы не способны перетянуть на себя внимание зрителя (и удержать его!), разнообразив происходящий хаос в киномире самой «Полины». Главная героиня красива, наивна и почти всегда удивлена, поэтому нередко пережимает эмоцию (режиссер, ау!), разрушая надежды хоть на какую-то магию кино. Многие персонажи условны и карикатурны (и на фоне всего остального это тоже скорее минус, если и было задумано иначе), а актеры в большинстве своем не справляются с воссозданием сказочной атмосферы и играют как в школьном спектакле (вот только зритель ведь – не их восторженный родитель).

  

Полина Печененко в роли Полины в фильме «Полина и тайна киностудии»

  

Да, с детьми работать невероятно тяжело (а их тут пруд пруди), но, как оказывается, и взрослые не всегда «попадают в ноты». Ситуация немного оживляется, когда на экране видим именитых иностранцев – французов Эдуарда Баэра, Жана Рено (правда, его мало, и он все время таращит глаза) и красавицу Виржини Ледуайен (ее чуть больше, и, как минимум, смотреть приятно), а также немца Сола Рубинка. Из отечественных актеров в указанную кампанию неплохо вписывается Александр Иванов, который, на самом деле, сын одного из продюсеров, но это его совсем не портит, потому что естественность и искренность в кадре этого актера – скорее отдушина на фоне других героев.


Однако что особенно удивляет, так это причастность к «Полине и тайне киностудии» французского оператора Тьерри Арбогаста, обладателя приза Каннского кинофестиваля и любимой «камеры» Люка Бессона (именно он снимал «Леона», «Пятый элемент», «Ангел-А» и другие картины режиссера, и не только его). Но не ищите в «Полине» взгляд Тьерри. Не ищите его особого видения сюжета, интересных ракурсов, невероятной способности передать динамику и развитие сюжета, не ищите напряженности или лиричности момента. Нет там всего этого. Потому что камера рассказывает историю только в трех ракурсах: прямо, снизу и сверху, и в основном лишь статично, в лучших традициях дешевых сериалов. Как такое в принципе возможно в случае с Арбогастом?

  

Жан Рено в роли Хранителя Кино-Времени в фильме «Полина и тайна киностудии»

  

Если отбросить все вышеперечисленное и вдруг забыть, что «Полина и тайна киностудии» планировался как фильм-фэнтези для всей семьи, то можно увидеть дорогостоящий продакт-плейсмент для компании FILM.UA с демонстрацией ее ресурсных возможностей. Однако, насколько подобная картина представляет преимущества «товара» в выгодном свете? Учитывая необходимость для аудитории мириться с ляпами на уровне элементарной логики и смириться, к примеру, с тем, что Скандинавия с ее викингами очень уж смахивает на Киевскую Русь? Этот вопрос остается открытым.


Смотрите кино!

  

Трейлер фильма «Полина и тайна киностудии»

   

В украинском прокате – с 22 августа 2019 г.


Год: 2019
Режиссер: Олиас Барко
Авторы сценария: Олиас Барко, Анушка Валевик, Джонатан Ньюман
Жанр: семейный, фэнтези, для всей семьи, приключения
В ролях: Полина Печененко, Александр Иванов, Василий Вирастюк, Жан Рено, Виржини Ледуайен, Сол Рубинек, Северия Янушаускайте, Эдуард Баэр и др.
Страна: Украина, Бельгия, Франция
Хронометраж: 93 мин.


Фото: MMD, FILM.UA

Добавить комментарий