Вайнштейн: падение неприкасаемого

  

Untouchable

  

Документальный фильм на злобу дня о человеке, чье имя стало нарицательным и отождествляется с харассментом и сексуальными домогательствами. Подробнее о том, как Харви Вайнштейн, талантливый промоутер и позднее гениальный кинопродюссер, достиг вершин, подавляя, принуждая и (даже) насилуя на этом пути множество женщин – в рецензии от «Смотрите кино!»

  


  

История начинается в Буффало, где крупный, невероятно общительный и, тем самым, обаятельный парень Харви вместе со своим младшим братом Бобом промотируют концерты. Маркетинг, реклама, организация мероприятий, вечеринки, все дела. Получается это у них отлично, в основном за счет напора Харви, который не признает слова «нет» и магическим образом может его трансформировать в согласие разного толка. Дела идут отлично, но братья мечтают о кино – находить проекты будущих фильмов и их реализовывать. И даже придумали название для своей компании – Miramax, в честь родителей – Мириам и Макса.


Совсем скоро Харви отправится в Нью-Йорк на несколько встреч, чтобы предварительно наладить в киноиндустрии мосты, так сказать. И позовет с собой девушку, Хоуп Д`Аморе, выпускницу философского факультета, которая немного помогала ему в концертной работе в Буффало. Свое приглашение Харви мотивирует тем, что хочет перебраться в Нью-Йорк и пригласить ее работать в своей будущей компании. На месте внезапно окажется, что свободен лишь один номер гостиницы и лишь с одной кроватью, а ночью этот еще пару часов назад обаятельный парень прыгнет голяка в ее постель и начнет угрожать, принуждая к сексу.

  

Хоуп Д`Аморе — одна из героинь фильма «Вайнштейн»

    


Спустя годы, у Харви и Боба Ванштейнов собственная компания, которая перевернет кинематографическую индустрию. Ведь профессиональной интуиции Харви можно было только позавидовать. Чувство вкуса и наметанный на талант глаз никогда не изменяли ему. Как и сумасшедший напор, сравнимый порой с лавиной, поэтому между строк слышится, что Харви под горячую руку лучше не попадаться, а то и тяжелым предметом можно схлопотать.


Он выведет в звезды многих знаменитостей, продвинув их так, что некоторых наградят «Оскарами» (на самом деле у братьев была рабочая схема для этого, но о ней в фильме «Вайнштейн» не упоминается). Он откроет несколько удивительных режиссеров, которые заложат основы мейнстрима на многие годы вперед (как минимум, Квентин Тарантино и Стивен Содерберг). Он заработает миллионы, а потом еще миллионы и еще, ставя у себя где-то на полке «Оскары» в ряд (а еще используя наглые финансовые схемы, но в фильме также об этом не упоминается).


Он возомнит себя всесильным и неприкасаемым, шерифом этого маленького, но значительного городка (Голливуда). И будет подминать под себя десятки женщин – не только морально, но и физически. Актрисы (знаменитые и не очень), продюсеры, ассистентки, сотрудницы его компании, журналистки, да мало, кто еще встретился на его пути. У всех был практически один и тот же сценарий развития событий: поднимемся в номер и обсудим проект – сделай мне массаж или сразу к делу – угрозы разрушить жизнь и карьеру. Кто-то противостоял в разной форме и сбегал. Кого-то парализовал страх со всеми вытекающими.

  

Харви Вайнштейн в офисе своей компании Miramax

  


Он казался огромным титаном с невероятным возможностями возвысить до небес или растоптать в пух и прах. Но сам он забывал прописную истину: взобравшись на самую вершину и раскачиваясь на ней от собственной важности и могущества, ты в любом случае падешь вниз. А лететь-то высоко…


Мировая премьера документального фильма «Вайнштейн» (который в дословном переводе все же «Неприкасаемый») режиссера Урсулы Макфарлейн состоялась на кинофестивале американского независимого кино Sundance. По своей структуре она представляет собой серию интервью с жертвами сексуальных домогательств киномагната Харви Вайнштейна в хронологическом порядке. Перед нами мелькают Пас де ла Уэрта, Розанна Аркетт, Кэйтлин Дюлэйни, Эрика Розенбаум и несколько других менее известных женщин, которые на камеру рассказывают свои истории столкновения с Вайнштейном (и к этому болезненному материалу режиссер подходит очень аккуратно и осторожно).

  

Розанна Аркетт и режиссер Урсула Макфарлейн на премьера фильма «Вайнштейн» на кинофестивале Sundance

  


Однако не ждите острых откровений от Эшли Джадд, Роуз Макгоуэн, Азии Ардженто и других знаменитостей (по факту на данный момент около 80-ти женщин обвиняют Харви Вайнштейна в сексуальных домогательствах). Именно они, по сути, публично и вскрыли эту боль. Именно они, согласившись на интервью для материалов The New Yorker и The New York Times в 2017 г. и сделав серию публикаций в соцсетях под хештегом #MeToo дали толчок этому мощному движению, когда многие женщины вдруг стали делиться собственными историями о сексуальных домогательствах, создав «эффект Вайнштейна».


В картине нет указанных особ, они упоминаются только на уровне фото. Вероятно, авторам не удалось договориться о возможности их участия в фильме. Или в этом была особая цель Урсулы Макфарлейн – дать голос жертвам менее известным, не оттягивая внимание на популярность пострадавших голливудских звезд. Предоставить право высказаться тем, чьи истории тонут в общем массиве информации об этом деле.

  

Харви Вайнштейн и Пас де ла Уэрта, одна из героинь фильма «Вайнштейн»

  


Наряду с откровениями жертв, зритель также слушает интервью некоторых сотрудников компании Вайнштейнов – ассистенток, помощниц и людей, занимающих не последние там должности. Кто-то приводил в компанию своих друзей женского пола и остается в ней работать даже после того, как Харви испытал их (таких друзей) на прочность и травмировал на всю жизнь. Они говорят на камеру о раскаянии и что им приходится с этим жить, но тут верится с трудом, ведь Вайнштейны дали им всё и даже больше, ведь они творили историю американского кинематографа (и собственную историю материального благополучия) и хотели быть к этому причастными.


В целом документальный фильм «Вайнштейн» не способен дать зрителю нечто новое, если этот зритель следил за развитием истории скандала Вайнштейна. Лента больше похожа на визуализированный пересказ статьи в Википедии со множеством фото и рассказами от первого лица. То есть фильм «Вайнштейн» оказывается важным и необходимым именно в информационном плане для тех, кто не в курсе, отчего же вдруг такой шум из-за богатого мужчины, с которого, вероятно, несколько дам решили срубить деньжат, приперев его к стенке своими откровениями в СМИ. Именно в этом плане картина отрабатывает свои задачи – просвети и понеси дальше.

  

Актриса Наннетт Клатт — одна из героинь фильма «Вайнштейн»

  


Еще одной заслугой авторов видится попытка сохранить некую объективность и погрузить в исторический контекст восхождения героя на голливудский Олимп. То есть посмотреть на виновника не однобоко, с позиции преступлений (и за них его еще должны осудить, кстати, уже в следующем месяце), но и продемонстрировать безусловный талант Харви Вайнштейна, без напора которого мы бы, возможно, не увидели «Влюбленного Шекспира», «Секс, ложь и видео», «Правила виноделов» и фильмы Квентина Тарантино.


И в какой-то момент никак нельзя улизнуть от обаяния этого кино-титана и акулы бизнеса. От мгновенного восхищения, что из никому неизвестного работника индустрии развлечений Вайнштейн смог достигнуть невероятного успеха. Возможно, в этом и состояла еще одна задача авторов: если невозможно (хоть на секунды) устоять перед харизмой Харви в темном кинозале, то как можно было поверить в происходящее в голливудском закрытом обществе? Если только ты не привлекательная актриса, проходящая пробы в новый многообещающий фильм, которой вдруг заявляют: «Покажи грудь!».


Смотрите кино!

  

Трейлер фильма «Вайнштейн«

  

В украинском прокате – с 22 августа 2019 г.


Год: 2019
Режиссер: Урсула Макфарлейн
Жанр: документальный
В ролях (самих себя): Харви Вайнштейн, Розанна Аркетт, Пас де ла Уэрта, Кэйтлин Дюлэйни, Ронан Фэрроу, Эрика Розенбаум и др.
Страна: США
Хронометраж: 98 мин.

Фото: Артхаус Трафик, Barbara Alper, Taylor Jewell

Добавить комментарий