Фильм на выходные: Чудо на Гудзоне

  


Sully

  

Клинт Иствуд снял патриотичное, воспевающее силу духа и профессионализм, кино, где Том Хэнкс и Аарон Экхарт совершают аварийную посадку пассажирского лайнера прямо на Гудзон. Подробнее о том, насколько важен человеческий фактор при принятии решений (и при любых исходах ситуации) – в рецензии от «Смотрите кино!»

  


  

То, что некогда произошло 15 января 2009 г. в Нью-Йорке, некоторые помнят и сейчас. В тот день пассажирский самолет, управляемый капитаном с сорокалетним стажем Чесли «Салли» Салленбергером (Том Хэнкс) вылетел в Шарлотт. Практически сразу в турбины двигателей попали птицы (это были канадские гуси), причем в оба из них, что случается весьма редко.

Авиадиспетчер предлагал капитану Салли несколько вариантов решений (а именно вернуться в ближайшие аэропорты, где есть свободные полосы), но тот, основываясь на собственном опыте и интуиции, решился на аварийную посадку самолета на воду – на Гудзон, что ему с успехом удалось осуществить, моментально возведя его в ранг героя, так как ни один человек на борту существенно не пострадал. Однако комиссия по расследованию инцидента имела несколько иное мнение, считая, что Салли совершил ошибку и напрасно рисковал жизнями пассажиров. Профессионализм, репутация, дальнейшая карьера, а главное собственные сомнения в принятом решении – все это стояло на кону в жизни капитана в течение нескольких дней в январе 2009 г.

  

Том Хэнкс в роли Салли и Аарон Экхарт в роли Джеффа Скайлза в фильме «Салли/Чудо на Гудзоне»

  

История, в которой можно исследовать психологию простого американца, вынужденного стать героем и взявшего на себя эту ношу без каких-либо сомнений – конечно, идеальна для такого режиссера как Клинт Иствуд. Обычно рассказывая зрителю за фильм практически всю жизнь героя, в «Салли» режиссер несколько изменил подход, взяв за основу уникальный случай, именуемый в истории «чудом на Гудзоне», и сделав лишь пару-тройку флэш-беков в прошлое, однако не изменил себе в буквально социологической скрупулёзности.

Практически сразу становится понятно, что перед зрителем скорее не художественное полотно, а трактат научный о профессионале, вынужденном доказать в воздухе и доказывать потом на земле собственную компетентность и адекватность в условиях катастрофы. Фильм в чем-то по стилю на грани документального (но с актерами первой величины), даже структурно построенный таким образом, чтобы зритель сделал несколько подходов к той известной катастрофе, рассмотрел ее под разными углами.

  

Том Хэнкс в роли Салли в фильме «Салли/Чудо на Гудзоне»

  

Возможно, выбранная призма рассказа без конкретного (привычного) конфликта (и даже внутренний для героя длится совсем недолго, ведь все события в картине умещаются в одни сутки), где сама кульминация начинается уже в начале фильма и потом повторяется не единожды, а финал истории известен практически каждому зрителю, была наиболее оптимальной. Однозначно, Иствуду интересен сам герой – Чесли Салленбергер, однако не столько как человек сам по себе, сколько как тот, который на своем месте и способен проявить себя в самый критический момент. Ведь за весь фильм мы мало что узнаем глубже о самом Салли. Опытный пилот, с ранней юности серьезно влюбленный в самолеты, летчик-истребитель, уважаемый коллегами, примерный семьянин – отдельные быстрые фразы, как штрихи, чтобы дать понять зрителю, насколько был важен человеческий фактор в той ситуации. Причем человеческий фактор именно такого человека как Салли. С таким сам Иствуд пошел бы в разведку или доверил прикрыть свою спину эдак лет сто назад где-нибудь на Диком Западе.

  

Кадр из фильма «Салли/Чудо на Гудзоне»

  

В этом случае Том Хэнкс в главной роли – беспроигрышный вариант. Один из самых любимых американских актеров, у которого-то отрицательных ролей сразу и не вспомнишь, играет простого американского пилота, вдруг ставшего героем. Играет сосредоточенно, с рефлексией, ровно и просто (в лучших смыслах этих слов). «Салли» — полностью его бенефис, ведь все остальные находятся в кадре исключительно для усиления именно его образа. Аарон Экхарт с усами, отчаянно и удивительно напоминающий Леонида Филатова из «Экипажа», в роли второго пилота хотел бы сыграть нечто большее, но он там нужен лишь для убеждения Салли в том, что тот – герой (в укор комиссии, которая сомневается). Эпизодическая Лора Линни в роли жены Салли вообще выглядит слегка странной, потому что ее фразы в диалогах («Ведь там был ты!», «Я к тебе приеду» и сразу же – «Нам платить за ипотеку») объяснить стандартной логикой сложно.

И, что грустно констатировать, непонятно почему (возможно, возраст дает о себе знать) Клинт Иствуд в итоге взял и скатился во второй половине ленты в оголтелую патриотическую сентиментальность. «Мы все это сделали», «Не только я, мы вместе», «Мы — команда» — раздается в фильме через кадр. Начиная с откровенного (хоть и промеж строк) и актуального, видимо, для режиссера противопоставления человека (его опыта, реакции, чувств) автоматизированным процессам (выводы авиадиспетчера, основанные на показаниях системы, и компьютерные симуляции), Иствуд в итоге заканчивает слезоточивым и абсолютно неуместным в такой грубой форме выводом «давайте возьмемся за руки, друзья, и воспоем оду нашему единству».

  

Кадр из фильма »Салли/Чудо на Гудзоне»

  

Никто не посмеет отрицать, что Чесли «Салли» Салленбергер вряд ли бы справился так блестяще без своей команды, которая обеспечила ему не только тылы, но и предусмотрела малейшие детали. В частности (и этого из фильма мы не поймем), на самом деле второй пилот Джефф Скайлз во время планирования самолета закрыл специальный клапан, что предотвратило попадание воды внутрь фюзеляжа в первые минуты после посадки и несколько больше, соответственно, дало времени самолету, чтобы не уйти под воду – то есть времени, чтобы спасти пассажиров и пересадить их на паромы. При этом для самого Скайлза, хоть и опытного пилота, это был второй полет на самолете такого типа (Airbus A320-214). Если бы не стюардессы, четко и слажено контролирующие ситуацию в салоне с пассажирами и не позволившие себе ни единой лишней эмоции и даже движения, то на борту воцарилась бы элементарная и предсказуемая паника, с которой, возможно, было бы экипажу справиться тяжелее, чем посадить самолет на воду. А если бы эти самые паромы и вертолёты не прибыли вовремя (и в таком количестве) на место приводнения, то больше бы людей получило обморожение в холодной воде и мало чего еще.

Безусловно, все это так. Однако, нацелившись на психологическое исследование простого человека, вынужденного стать героем, но не ощущавшего себя таковым, слишком толсто (в смысле – не тонко) заканчивать его банальным, оглушительным и доведенным до громогласного накала пафосом. Тем более такому талантливому постановщику как Иствуд.

Смотрите кино!

  

Трейлер фильма «Салли/Чудо на Гудзоне»

  

Кстати, канадская группа Electric Youth в 2012 г. посвятила Чесли «Салли» Салленбергеру свою песню «A Real Hero», которую вы наверняка запомнили по фильму Николаса Виндинг Рефна «Драйв». «Back against the wall and odds With the strength of a will and a cause…»:

  

  

Год: 2016
Режиссер: Клинт Иствуд
Авторы сценария: Тодд Комарники, Чесли Салленбергер, Джеффри Зеслоу
Жанр: драма
В ролях: Том Хэнкс, Аарон Экхарт, Валери Махаффей, Лора Линни, Анна Ганн и др.
Страна: США
Хронометраж: 95 мин.

Фото: Киномания

Добавить комментарий