Щегол: утраченная магия искусства

  


The Goldfinch

  


«Книга лучше» – так начинается среднестатистический отзыв о любой экранизации. И так вам скажет почти каждый зритель фильма «Щегол», который до этого прочитал одноименный роман Донны Тартт толщиной в более 800 страниц. Подробнее о том, почему даже самая уважительная экранизация способна лишить произведение главного – в рецензии от «Смотрите кино!»

  


  


Щегол – это птица, но в жизни Теодора Деккера (Энсел Элгорт) – нечто большее. Точнее это и есть вся его сознательная жизнь, прочными узами связанная с небольшой картиной Карела Фабрициуса, которая была написана в XVII веке, и которую юному Тео (Оакс Фигли) показала в музее Метрополитен мама со словами «а это – моя любимая». Показала и сразу же погибла – от взрыва заложенной там террористами бомбы.


С того самого момента жизнь мальчика, ясное дело, изменилась полностью. Странным образом, после взрыва, «Щегол» оказался в рюкзаке Тео (и он сам его туда положил), вместе с прочной симпатией к рыжеволосой девочке, которая до теракта стояла с ним совсем рядом, и к которой чуть позже его судьбоносно приведет деталь из музея. Потом, у дверей антикварного салона «Хоббарт и Блеквелл», он найдет еще одного важного для себя человека. Хоби (Джеффри Райт), чей деловой партнер также погиб тогда в музее, станет наставником юного Тео, проявившего с самого начала небывалый интерес к антикварному делу. Но пока мальчика приютила у себя аристократическая семья Барбуров, в которой четверо детей и со средним из них Теодор вместе учится в школе.

  

Кадр из фильма «Щегол»

  

Однако чуть позже заявится отец-алкоголик (Люк Уилсон) вместе со своей новой пассией Ксандрой (Сара Полсон), переливающейся гламурным цветами и вульгарными манерами, и заберет Тео в Лос-Анджелес от тонкой, холодной, эмоционально закрытой миссис Барбур (Николь Кидман), разглядевшей в мальчике сына, о котором она всегда мечтала. Там, на выжженной окраине города он найдет настоящего друга, эксцентричного украинца Бориса (сначала удивительный Финн Вулфард, позже Анайрин Барнард), поймет, что нужно рассчитывать только на себя и решится на важный шаг.

  

Сара Полсон в роли Ксандры и Люк Уилсон в роли отца Тео в фильме «Щегол»

  


В общем-то доказано практикой, что хорошие экранизации случаются только тогда, когда ее авторы уходят от дословного цитирования, привносят свои фокусировки на литературную историю и расставляют акценты в самых неожиданных местах, порой даже в ущерб основным событиям. Потому что кинематограф и литература – все-таки вещи абсолютно разных уровней. И, если чуть углубиться в это утверждение, то можно понять, что кино всегда будет догонять литературу, бежать за ней, дыша в затылок, но не в силах сравняться. Потому что любая книга – это тот инструмент, который позволяет каждому читателю стать сразу всей съемочной группой (кроме сценариста, естественно) – от кастинг-директора до режиссера. И в этом смысле толстый роман Донны Тартт, сразу при выходе прозванный великим американским романом, огромное поле для воображения читателя.

  

Джеффри Райт в роли Хоби и Оакс Фигли в роли юного Тео в фильме «Щегол»

  


Вот поэтому (и к сожалению) «Щегол» режиссера Джона Краули и сценариста Питера Строхана войдет в историю кинематографа как пример неудачной экранизации великого американского романа. Несмотря на то, что Краули в свое время отлично экранизировал роман «Бруклин» Колма Тойбина, который получил несколько оскаровских номинаций, а Строхан имеет такую же за «лучший адаптированный сценарий» картины «Шпион, выйди вон» (правда, позже он не справился с адаптацией к киноязыку книги Ю Несбё «Снеговик»).


Однако в максимально многослойном «Щегле» они упрямо переводят литературный текст лишь на язык узловых событий романа, перетасовывая их и меняя важный для Тартт хронологический порядок. В результате история успешно впихивается в 140 минут экранного времени, но теряет свою основную магию – понимание того, насколько великое искусство способно влиять на жизнь человека. Исчезают многочисленные монологи Тео Деккера экзистенционального характера, которые начинаются от описания обыденных вещей, но в итоге выкристаллизовываются в глубокую драму потери и одиночества с болезненными и навязчивыми воспоминаниями, которые повторяются и повторяются, но в процессе которых Тео взрослеет, осознает, принимает или по-прежнему отрицает многие вещи в своей жизни.

  

Анайрин Барнард в роли взрослого Бориса и Энсел Элгорт в роли взрослого Тео в фильме «Щегол»

  


Многие актёрские решения «Щегла» также выглядят неубедительными. Энсел Элгорт, отлично вписавшийся когда-то в банду на крутых тачках в фильме «На драйве», в фильме Краули все же выглядит излишне рафинировано. На Элгорте идеально сидит костюм и очки Тео, но вряд ли ему веришь, когда он закидывается веществами, ведь его взгляд и общий образ не выражает той внутренней драмы, отягощенной наркотиками, криминалом (который в экранизации и вовсе вскользь) и постоянными разочарованиями. И, признаться в самых трагических моментах Оакс Фигли, играющий юного Тео, попадает в образ куда глубже. Ситуация осложняется еще и тем, что стоит появиться на экране украинцу Борису, лучшему другу главного героя, будь то Финн Вулфард, играющий его в юном возрасте, или Анайрин Барнард как повзрослевший герой, то из внимания зрителя Тео выпадает на раз И, как во многих примерах последних лет, талантливые дети в сухую переигрывают опытных взрослых: уместно вспомнить «Оно 2» и любой из сезонов «Очень странных дел». Вот и «Щегол» теперь в этой кампании.

  

Оакс Фигли в роли юного Тео и Финн Вулфард в роли юного Бориса в фильме «Щегол»

  


Во многом авторов фильма спасает оператор Роджер Дикинс со своей камерой разного калибра, которую он умело использует в зависимости от сюжетной точки. Поэтому Нью-Йорк мы видим таким уютным, с теплыми ламповыми огнями фонарей, ведь для Тео – это дом, и мама, и те, кто понял и протянул руку. Лос-Анджелес – выжженный, безлюдный, чужой, но безумный, потому что новая пустота и разочарования, но при этом обретение друга. Амстердам – холодный, снежный, ненастоящий, потому что там окончательный крах надежд и стремительное падение в отчаяние. Все это увидел Роджер Дикинс, возможно несколько глубже читавший Тартт, но, к сожалению, не смогли реализовать Краули и Строхан. Возможно, из-за нервной дрожи большого уважения к здравствующему автору и фундаментальному первоисточнику, но точно – в ущерб зрителю.


Смотрите кино!

  

  

Трейлер фильма «Щегол»

  

В украинском прокате – с 26 сентября 2019 г.


Год: 2019
Режиссер: Джон Краули
Авторы сценария: Питер Строхан, Донна Тартт
Жанр: драма
В ролях: Энсел Элгорт, Оакс Фигли, Николь Кидман, Джеффри Райт, Анайрин Барнард, Финн Вулфард, Сара Полсон, Люк Уилсон, Эшли Каммингс и др.
Страна: США
Хронометраж: 149 мин.


Фото: Киномания

Добавить комментарий