На драйве: пой, гони, люби

Baby Driver

 

Весьма любопытное (и легкое) переосмысление жанра киномюзикла в авторской для Эдгара Райта манере, от которого вы предварительно можете ожидать что-то среднее между «Форсажем», «Перевозчиком» и «Драйвом» (если между ними в принципе можно найти среднее). Однако ваши ожидания будут обмануты и – к счастью, а плейлист пополнится старыми добрыми хитами, о чем подробнее – в рецензии от “Смотрите кино!”.


Юноша в наушниках, который представляется Бэйби (Энсел Элгорт), гоняет на тачках «как черт» (это цитата), а по совместительству выступает водилой банды во главе с тугим на эмоции Доком (Кевин Спейси). К слову, Док ни разу не работает с одной и той же командой, однако Бэйби для него своего рода талисман. Поэтому и расстаться он с ним никак не может, хотя юноша откровенно намылил лыжи, точнее, выражаясь в терминах картины, ногу держит на педали газа и почти ее вдавил. У Дока другие планы, поэтому он собирает команду на одно рискованное дело, недвусмысленно намекая Бэйби, что юная официантка Дебора (Лили Джеймс) из придорожного кафе весьма мила, и юноша должен ее беречь.
 
Да, Бэйби влюблен – так, как бывает в ранней юности. Трогательно, без оглядки, смущенно и чисто. Они с Деборой говорят на одном языке: трасса 66, крутая дорогущая тачка, музыка, и они мчатся, куда глаза глядят. Без плана и не загадывая. Однако Бэйби нужно пойти на последнее дело (это он так себе решил), иначе им двоим не умчаться. Последнее дело, конечно же, пойдет не так, несмотря на то, что Док собрал команду крутых и безбашенных бандитов. Со всеми ними Бэйби имел дело ранее. Больше других напрягает Псих (Джейми Фокс), расписанный татуировками, вечно подозрительный и непредсказуемый. Мужик (Джон Хэмм) тоже опасен. Он хоть и пытается казаться своим парнем, но в глазах его вспыхивает темный огонь. Возлюбленная Мужика Куколка (Эйса Гонсалес) настроена решительно срубить бабок и снова отрываться в Лас-Вегасе. Когда они вдвоем с Мужиком берут автоматы – день перестает быть томным, особенно если учесть, что Псих в любой ситуации предпочитает палить первым. Сможет ли Бэйби выпутаться из этой криминальной паутины и сбежать со своей белокурой Деборой? Не забыв, конечно же, о соответствующем музоне. Иначе гонка – не гонка, и драйв совсем не тот.

 

 

Пересказ событий и характеристика героев больше похожи на историю странного и плохого фильма, в котором все известно заранее, бандиты просто карикатурны и смешны, крайне умный босс почему-то порой поступает очень глупо, а главный герой – хоть и преступник, но очень добрый, что видно невооруженным взглядом. И влюблен, конечно же, в официантку, которая вдруг, ни с того ни с сего, сразу и с разбегу – верит ему по самые уши. С первого взгляда и навсегда.
 
Но стоит появиться музыке, и всё вдруг начинает играть яркими, умилительными красками, становится на свои места, захватывает и ведет за собой. А тут она везде. Заканчивается одна музыкальная фраза, начинается другая. Песня подбежала к концу, пока Бэйби шагал, пританцовывая, по улице, но вот уже другая пульсирует в его крови в такт более нервным шагам героя в здании – он идет обсуждать новое дело. А если он за рулем, то не двинется с места, пока не поставит драйвовый (специально для погони) саундтрек. И если вдруг его подельники замешкались, Бэйби не втопит педаль газа, потому что трек нужно отмотать назад. Обязательно. Иначе жизнь уже не та, а драйв совсем не в кайф.

 

 

Ведь именно музыка – главный и основной герой фильма, в котором ровно 35 треков, ни больше и ни меньше. Как в старых добрых фильмах, в начале авторы много времени уделят титрам. И не зря ваш взгляд выцепит из них главного по хореографии. Ведь это чуть ли не главный человек в съемочной группе (после режиссера Эдгара Райта, конечно, который весь этот меломанский драйв и придумал). Каждая сцена синхронизирована с саундтреком. Каждое движение находит свое музыкальное отражение. Закрытие двери авто, пересчет денег, хлопок, выстрел, постукивание – все в такт музыки. Порой вам кажется, что вы смотрите какой-то удивительный клип, но он примерно на два часа, с криминальным сюжетом, крутыми гонками-погонями, мелодрамой и даже неожиданными поворотами на виражах.
 
Британец Эдгар Райт, зарекомендовавший свой авторский режиссерский стиль еще в «Зомби по имени Шон», «Типа крутых легавых» или «Скотт Пилигрим против всех», пишет самостоятельно сценарии к своим фильмам. В случае с «На драйве» ситуация была не схожа на другие его работы. Концепцию картины он придумал еще в 1994 году. Услышал музыкальную композицию «Bellbottoms» Jon Spencer Blues Explosion, и в его голове начал зарождаться сюжет. Ведь именно под этот трек круто и драйвово грабить банк! Впервые такой стиль съемок Райт опробовал в видеоклипе 2003 года на песню «Blue Song» группы Mint Royale. И вот через столько лет все это переросло в полноценный сценарий, который он отослал избранным актерам вместе с флешкой. Несложно догадаться, что там был сохранен соответствующий саундтрек. Первый (сценарий) не должен читаться без второго (флешки). Да и, честно говоря, сюжет бессмысленный и малоинтересный без его музыкального сопровождения.

 

 
Потому что «На драйве» – это, скорее, новый вид мюзикла, точнее его авторское переосмысление. В его случае герои не поют оригинальную песню от того, что им очень хорошо или крайне грустно. Они подбирают по свою ситуацию, настроение и обстоятельства соответствующий саундтрек, который вы (с очень большой долей вероятности) слышали уже и не раз, порой подпевая и даже пританцовывая.
Но что еще интереснее, картина в оригинальном и нетипичном ключе предлагает историю о юноше, который не такой как все, о юноше-инвалиде. Немного в иносказательном плане, но все же. В детстве Бэйби с родителями попал в аварию. И с тех пор у него постоянный шум в ушах. Музыка помогает ему не думать об этом, отключиться от дискомфорта. А также – сбежать от психологической травмы, которая неминуемо тебя настигает. Если не на следующем повороте, то дома, в кафе и даже в самом неожиданном месте. «Он что – отсталый?» – вопрошают остальные. «Отсталый значит медленный. Он такой?» – парирует Док. Конечно, нет. Ведь за рулем он – бог и дьявол в одном лице, он единое целое с автомобилем и своей музыкой. Исключить одну из составляющих и тогда, возможно, мы увидим покалеченного (буквально и иносказательно) юношу.
 
Энсел Элгорт, имеющий в рядах почитателей своего таланта юных дев, после фильмов «Виноваты звезды» и франшизы «Дивиргент», явно расширит свою целевую аудиторию, благодаря роли Бэйби. Хотя порой и кажется, что выглядит он для своего персонажа уж чересчур юным. Кевин Спейси хорош, но его преступно мало, хотя его Док – это скорее лайт-версия Фрэнка Андервуда, которому вживили чуток эмоций и неожиданной теплоты. Джон Хэмм и Джейми Фокс жмут на полную в своих персонажах (и им это в радость – вы точно заметите). К слову, все актеры в обязательном порядке репетировали под музыку, которая звучит в самом фильме, чтобы ритм соответствовал действиям. Поэтому наушники и необходимые хореографические акценты были их верными спутниками на площадке.
 

 
На самом деле, если вы порой подпеваете любимой песне, ходите по улице в наушниках, иногда пританцовывая на драйвовых музыкальных фразах, прерываете любое дело, чтобы сделать громче в любимом музыкальном проигрыше, когда кто-то с чувством и выражением лабает на гитаре, включаете вдруг (даже ночью) любимый трек и устраиваете певческо-танцевальный отрывок под видом «если бы это было в мюзикле», или даже, если вы просто киваете в такт головой тому, что громко или тихо звучит в вашей голове – вы лучше остальных поймете этот фильм. Вы поймете, что он о той касте людей, которая способна ловить истинный драйв просто от звуков музыки, порой подкрепленных не менее крутыми словами. Ведь музыка вдохновляет – на большие и маленькие радости, такие же поступки и любовь. Скорее же обновляйте саундтрек своей жизни!
 
Смотрите кино!
 

 
 
В украинском прокате – с 24 августа 2017 г.
 
Год: 2017
Жанр: криминальный боевик
Режиссер и автор сценария: Эдгар Райт
В ролях: Энсел Элгорт, Кевин Спейси, Лили Джеймс, Джон Хэмм, Джейми Фокс, Эйса Гонсалес и др.
Страна: Великобритания, США
Хронометраж: 112 мин.
 
Фото предоставлены B&H film distribution

Залишити відповідь