Оператор – молодец! Роджер Дикинс

 

Один из лучших операторов современности, работающий за свою карьеру с такими режиссерами как братья Коэны, Сэм Мэндес, Дени Вильнёв, Мартин Скорсезе, и практически обделенный наградами (за исключением BAFTA, которых у него 3 штуки). Стоит надеяться, что «оскаровский» сезон 2018 принесет ему заслуженный приз!

 


 
За свою длительную карьеру Роджер Дикинс снял 65 полнометражных картин (совсем незначительная часть из них – для ТВ) и работал с лучшими режиссерами своего поколения. Чаще всего – с братьями Коэнами (всего – 12 совместных фильмов!), трижды снимал для Сэма Мендеса и Дени Вильнёва. Ими (и своими коллегами) оператор уважаем за натуралистический стиль освещения и приверженность к повествовательному стилю работы камеры.
 
Тринадцать раз Роджер Дикинс номинировался на «Оскар» за всю свою творческую деятельность. Тринадцать раз! В один год он даже конкурировал в номинации с самим собой: в 2008 г. его выдвинули за работу в фильмах «Старикам тут не место» и «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса». И ни одного раза он не выигрывал, не держал в руках собственную золотую статуэтку (кто там устраивал публичную истерию по поводу Леонардо ди Каприо в прошлом году?).
 
 
Роджер Дикинс за работой

 
За 42 года профессиональной деятельности Роджер Дикинс пробовал себя в разных жанрах. Военные фильмы, байопики, научная фантастика, вестерны. Он даже снимал бондиану (отличный «007: Координаты «Скайфолл» Сэма Мендеса)! Однако мечтает Дикинс о камерной драме, раскрывающей характеры и взаимоотношения простых людей. «На самом деле, мне очень нравятся камерные драмы, — смеется он в одном из интервью. — Я не совсем люблю экшены, мне больше по душе кино о людях. Я бы очень хотел снять фильм Кена Лоуча, Алана Кларка или Питера Уоткинса — вот что ближе всего для меня. Там я начинал».
 
Дикинс всегда стремится снимать как можно ближе к финальному результату – тому, что увидит зритель на экране. К примеру, та же самая цветокоррекция и обработка негативов фильма Дени Вильнёва «Сикарио» заняла у оператора чуть больше недели. Однако есть проекты, которые на постпродакшн отнимают немало усилий. И это, безусловно, «Бегущий по лезвию 2049», впечатляющий своей картинкой и визуальным рядом, и за который, стоит надеяться, Дикинса номинируют на «Оскар». И обязательно вручат!
 
Представляем вам основные приемы работы оператора, давно уже ставшего классиком, на примере его 8-ми фильмов.
 
 

«Сид и Нэнси» режиссера Алекса Кокса, 1986
Sid and Nancy

 
 
Эта лента буквально прославила Роджера Дикинса как оператора. Наряду с фильмом «1984», ее можно считать той, после которой Дикинса заметили, и он уже мог более привередливо выбирать себе проекты.
 
 

 
 

«Бартон Финк» режиссеров Итана и Джоэла Коэнов, 1991
Barton Fink

 
 
«Я давно знаю братьев Коэнов. Мы — хорошие друзья, и ради них я готов на все», — говорит Дикинс в своих интервью. И на самом деле, проекты с Коэнами – весьма разнообразные у оператора, не только по своей численности, но и по жанрам, по использованию эффектов. Именно после «Бартон Финк» и началось у Дикинса регулярное творческое сотрудничество с Коэнами.
 
 

 

Кадры из фильма «Бартон Фик», 1991

 

«Побег из Шоушенка» режиссера Фрэнка Дарабонта, 1994
The Shawshank Redemption

 
 
Уже сейчас молодые операторы изучают по этому фильму наглядные примеры того, как визуальными средствами и с помощью особенностей съемки можно изобразить мысли, идеи, развитие героя и необходимую атмосферу. Наиболее прямолинейные приемы в фильме – это крупные планы и съемка на уровне глаз для создания у зрителя ощущения близости к герою, сопричастности к его истории. Это была первая номинация оператора на премию «Оскар».
 
 

Кадр из фильма «Побег из Шоушенка», 1994

 
Почти весь фильм Дикинс снимал с минимальным освещением, потому что большая часть съемок проходила в тюрьме, где, естественно, очень темно. Многие полагают, что картина снята при естественном освещении, однако это не так, и Роджер Дикинс воспринимает такое мнение как комплимент, ведь он использовал дополнительное освещение буквально в каждой сцене, иногда даже при наружных съемках. В этом смысле особенно интересна знаменитая сцена под дождем, когда главному герою удается вырваться на свободу: после полумрака тюрьмы теперь его освещают яркие вспышки молнии, символизируя, тем самым, обретенную долгожданную свободу:
 
 

 
 

«Фарго» режиссеров Итана и Джоэла Коэнов, 1995
Fargo

 
 
Соотношения внутреннего и внешнего камера Дикинса всегда передает с помощью метафор. В «Фарго» это видно невооруженным глазом в виду истории, сочетающей в себе закон, нравственность, справедливость и все то, что прямо противоположно этим понятиям. Так, оператор не раз использует взгляд сверху и комбинирование мелких деталей между собой при этом с четко выстроенной симметрией – это все перспектива макрокосма, которые постепенно съезжает на микроуровень. Также номинация на «Оскар».
 
 

 

Кадры из фильма «Фарго», 1995

 
 

«Старикам тут не место» режиссеров Итана и Джоэла Коэнов, 2007
No Country for Old Men

 
 
В фильме режиссеров братьев Коэнов Роджер Дикинс использует свои любимые приемы панорамой камеры, когда сначала зрителю показывают персонажа, смотрящего в определенном направлении, а потом камера переводится на то место, куда он смотрит, что погружает не только в происходящее, но и в восприятие событий персонажем. Как сам фильм, панорамы в нем медленные, с точным ритмом.
 
 

Кадр из фильма «Старикам тут не место», 2007

 
Любимые объективы оператора – широкоугольные (бытует мнение, что их не боятся только опытные профессионалы), которые он использовал ранее и которые применял в фильме того же года (и той же номинации на «Оскар») «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса». Такие объективы создают пустой и чистый кадр, наполненный при этом специальной атмосферой и ощущениями.
 
 
Кадр из фильма «Старикам тут не место», 2007

 
Интересно, что в «Старикам тут не место» Дикинс использует свои любимые цветовые решения – черный и бежевые, а также особое умение выхватывать в полумраке силуэты так, что при это они очень хорошо видны – именно эти свои навыки и цвета он разовьет в фильме «Сикарио»:
 
 
Кадр из фильма «Старикам тут не место», 2007

 
Любимая сцена Роджера Дикинса из фильма (да, стоит напомнить, что за этот фильм оператор также был номинирован на «Оскар»):
 
 

 
 

«007: Координаты «Скайфолл» режиссера Сэма Мендеса, 2012
Skyfall

 
 
Со слов Дикинса, он никак не собирался работать над каким-либо фильмом бондианы, однако в данном случае (как и во многих других) ключевую роль сыграл сам режиссер – Сэм Мендес, который посмотрел на историю по-другому, поставил во главе ее угла персонажей, что и привлекло оператора. Тем не менее, он отказался работать над следующей частью фильмов о Джеймсе Бонде, где режиссером по-прежнему был Мэндес и который предлагал ему дальнейшее сотрудничество, в виду сильной усталости – как физической, так и творческой.
 
 

Кадр из фильма «007: Координаты «Скайфолл», 2012

 
В фильме бондианы Дикинс невероятно умело показывает динамику и движения, используя при этом богатый элементами задний фон. Офигенная по своей красоте сцена драки, в которой дерутся между собой лишь силуэты, своей хореографией напоминает танец, но именно отсутствие четкого изображения дерущихся придает ей невероятную динамику и драйв (что заслуженно также принесло «оскаровскую» номинацию):
 
 

 
 

«Сикарио» режиссера Дени Вильнёва, 2015
Sicario

 
 
В этой картине Роджер Дикинс имел намерение показать более яркие кадры, в отличие, к примеру, от предыдущей его работы с Вильнёвым «Пленницы», где все снято в мрачных серых с коричневым тонах. Несмотря на то, что «Сикарио» весьма жесткий и напряженный триллер, оператор хотел, чтобы пейзаж был одним из персонажей, однако был призван не столько выделиться, сколько иносказательно комментировать действия людей на его фоне.
 
 

Кадр из фильма «Сикарио», 2015

 
Дикинс рассказывает, что режиссер настоял на использовании естественного света в натурных съемках, ведь с помощью него можно было делать акценты на силуэтах, что наибольшего эффекта достигло в этой самой запоминающейся сцене (до входа в туннель):
 
 

 
 
В ответ оператор предложил вдохновиться работами фотографа Алекса Вебба, который в 80-х гг. выпустил серию фотографий, снятых как раз на американо-мексиканской границе, где использовался яркий цвет и сложные композиции.
 
 
Кадр из фильма «Сикарио», 2015

 
Скромное финансирование фильма вынуждало Дикинса на сложные творческие эксперименты. Так, камера почти все время следует за героиней Эмили Блант, чтобы быть ближе к ней и чтобы, естественно, у зрителя создавался такой же эффект – в этом случае оператор брал ручную легкую камеру. А недостаточно средств на искусственное освещение ночью решалось для сцен в машинах использованием света фар, которые освещали окрестность, а отраженные лучи падали на актеров:
 
 
Кадр из фильма «Сикарио», 2015

 
За этот фильм Роджер Дикинс также был номинирован на «Оскар».
 
 

«Бегущий по лезвию 2049» режиссера Дени Вильнёва, 2017
Blade Runner 2049

 
 
Роджер Дикинс сам напросился в проект режиссера Дени Вильнёва, прилетев к тому на окончание съемок «Прибытия», как только узнал о подготовке «Бегущего по лезвия 2049». Теперь же Вильнёв почти в каждом интервью утверждает, что Роджер – его давний соратник – может называться буквально соавтором картины, потому что весь визуальный ряд – это неизменная работа трех людей: режиссера, оператора и художника-постановщика. И именно Дикинс изначально руководил процессом, прорисовывая каждый кадр.
 
Пытаясь расширить пространство в кадре, Дикинс снимал картину на широкоугольный объектив (говорит, что доходили и до 14 мм). И это несмотря на очень большие декорации, которые, по сути, в кадре выглядели еще больше из-за используемого объектива.
 
 

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049», 2017

 
Основная часть съемок проходила в павильонах в Будапеште. Однако некоторые сцены в ночном городе, старую русскую электростанцию, школу, подвал старого завода снимали на непосредственных «живых» локациях. Дикинс остается приверженцем настоящих локаций, а не нарисованных на компьютере, считая, что картинка фильма от этого только выигрывает. Поэтому для переднего и среднего плана они старались в «Бегущем…» использовать декорации. В фильме есть несколько сцен полетов, которые полностью нарисованы на компьютере, однако даже для них отдельно велись воздушные съемки в Мехико, Лас-Вегасе, пустыне Мохаве, Испании и Исландии.
 
 
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049», 2017

 
Сцены в оранжевой пустыни снимались в основном за счет специальных фильтров на камеру и осветительных приборов (зеленые фильтры ставились на некоторые светильники, а также фильтры на стекла комбинировали янтарный и марокканский розовый цвета), что на постпродакшне практически не корректировалось. И этот факт, конечно, очень впечатляет. Дикинс для этой цели изрядно потрудился на препродакшне.
 
 
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049», 2017

 
Роджер Дикинс — мастер классической композиции. По любой его картине можно изучать правила ее выстраивания, а также творческий, изобретательный подход к освещению – как использованию естественного, так и искусственного света. Оператор сам всегда выбирает локации (и очень тщательно), а после этого составляет план каждой сцены в зависимости от ее сложности, где содержится информация о расположении света, об осветительных приборах, оборудовании и так далее.
 
 
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049», 2017

 
Работать он любит в удобных ковбойских ботинках, синих джинах и белой рубашке. «У меня десять рубашек и трое джинсов. Мне не нужно думать о том, что надеть», — смеется Дикинс.
 
И напоследок видео-эссе, кратко резюмирующее несколько техник и эстетических направлений работы оператора Роджера Дикинса. После чего мы желаем ему удачи в будущей «оскаровской» гонке. Ведь он его достоин!
 
 

 
 
Сейчас же Роджер Дикинс утвержден в качестве оператора картины Джона Краули «Щегол» по одноименному роману Донны Тарт, который будет крайне тяжело экранизировать в виду особенностей повествования.
 
P.S. А это любимый кадр самого оператора — из фильма Андрея Тарковского «Иваново детство», 1962 г. Оператор — Вадим Юсов:
 
 

 
 
Смотрите кино!
 
Фото: Vanity Fair, IMDB, Inderwire

Добавить комментарий