Время: старость — не в радость

  

Old

  

Обычно М. Найт Шьямалан болезненно переживает негативные отзывы о своих фильмах. Так было после драматического триллера «Стекло», который режиссер искренне любит. Так было после фэнтези «Повелитель стихий» и не только. И так будет, кажется, после нового триллера «Время», в котором он снова режиссер и соавтор сценария, о чем подробнее – в рецензии от «Смотрите кино»

  


  

С виду идеальная семья отправляется в долгожданный отпуск в экзотическое место. Она (Вики Крипс) – сотрудница музея, которая очень много работает, и даже вот сейчас, когда они подъезжают к отелю, не отрывается от ноутбука, хотя и говорит сыну, что нужно уметь наслаждаться моментом. Он (Гаэль Гарсиа Берналь) – страховой аналитик, который очень много просчитывает, и даже в бытовых диалогах оглашает различную статистику рисков. Их дети – шестилетний Трент и одиннадцатилетняя Мэддокс – достаточно дружные и смышленые, чтобы понять, что папа и мама почти перешли черту, после которой развод и неуютные перемены. Однако они и не догадываются, что мама к тому же смертельно больна.


Как-то после завтрака управляющий отеля в своей речи, полной патоки и лести, сообщает им, что неподалеку есть удивительный дикий пляж, на котором скалы из особых минералов создают необычайно красивый ландшафт. И раз они – такая милая семья, то он организует им туда поездку. В шаттле оказывается, что такая милая семья совсем не одна в этом отеле (Руфус Сьюэлл и Эбби Ли), и вот водитель (М. Найт Шьямалан) уже нагружает их шезлонгами, огромными ящиками с едой и указывает путь к пляжу, сам же быстро ретировавшись с этого места. В последующие сутки с героями произойдет столько событий, что хватит на целую жизнь для каждого. Причем многие из них ее и проживут всего за один день, а выбраться со странного (и, как окажется, ужасного) пляжа доведется далеко не всем.

  

Кадр из фильма «Время»

  


Ни для кого не секрет, что у сценариста и режиссера М. Найт Шьямалана фильмография достаточно неровная, в которой есть истинные шедевры (как «Шестое чувство» или «Неуязвимый»), признанные хиты («Таинственный лес», «Знаки» или «Сплит»), но и сокрушительные провалы («Девушка из воды» или «Повелитель стихий», например). Но в каждом фильме Шьямалана виднеется сам Шьямалан – и буквально тоже (в виде актерских камео), но больше в атмосфере и в финальных сюжетных твистах, нередко весьма грубых, избыточных, неоднозначных, о которых хочется сразу же забыть. В общем-то «Время» как раз из их числа – картина странная и пугающая в основном тем, что растеряла весь свой потенциал примерно еще на полпути.


А он (потенциал) был достаточно обнадеживающий, хотя как показывает практика Шьямалану-режиссеру лучше удаются фильмы, в которых он единственный автор. Тогда как в основе «Времени» (при чем в оригинале фильм называется скорее «Старое» – «Old») лежит франко-швейцарский графический роман «Замок из песка» Пьера Оскара Леви и Фредерика Питерса, и режиссер в своей ленте дописывает лишь некоторые сцены, но, по сути, занимается экранизацией. Однако на экране выпуклее сквозит нелогичность многих деталей истории и схематичность почти всех характеров, которые усиленно подчеркиваются неудобными ракурсами оператора Майка Гиулакиса.

  

Гаэль Гарсиа Берналь и Вики Крипс в фильме «Время»

  


Хотя надо отдать должное актерам – они выбраны в этот фильм не просто так. Каждый из них, и особенно главные персонажи в исполнении Вики Крипс и Гаэля Гарсиа Берналя исключительно талантливо на крупных планах отрабатывают весь диапазон материала – от беспокойства и зарождающегося страха до ужаса, отчаяния и, наконец, принятия. Причем более младшая школа в лице Томасин МакКензи, Алекса Вульфа и мелькнувшей буквально в нескольких эпизодах Элайзы Сканлен (они играют в фильме подросших детей) не отстает и держат позиции весьма достойно, ну а самый колоритный и запоминающийся персонаж достался, бесспорно, Руфусу Сьюэллу. С менее талантливым кастингом «Время» выглядело бы более удручающим фильмом.


В глубинах своих исследований человеческих фобий и воображения М. Найт Шьямалан во «Времени» концентрируется на травмах и животном страхе перед чем-то неизвестным и необъяснимым, добавляя к этому темы расизма и стигматизации на почве болезней. Однако в некоторых моментах режиссер весьма неожиданно уводит в комедийное настроение, от которого уже потом не избавиться до самого конца, ведь оно доводится максимально до абсурда.


Один из самых сложных травматических переживаний любого человека — это старение. Кто-то воспринимает этот процесс философски, кто-то отчаянно с ним борется, а кто-то предпочитает не замечать. Во «Времени» в гипертрофированном виде зритель наблюдает все модели такого поведения, также как и существующие реакции на столкновение с чем-то ужасно необъяснимым, несущим разрушения – ты либо борешься бездумно и отчаянно, теряя шанс выжить, либо смиряешься (и тогда исход понятен), либо выжидаешь удачного момента для борьбы. Если, конечно, сумеешь дожить до этого момента в окружении не только опасного пляжа, но и людей, которые в стремительном старении впадают или в деменцию, или в отчаяние.

  

Томасин МакКензи и Алекс Вульф в фильме «Время»

  


Интересно, что, ожидая финал «Времени», искушенный другими шьямалановскими фильмами зритель, будет надеяться на нечто эдакое – специфичную развязку в духе необъяснимого и невероятного. В этой же картине всё совсем не так – автор предоставляет крайне рациональное объяснение событий, нарочно избегая при этом сверхъестественных причин происходящего. При этом в фильме, по сути, два финала. Один из них оказывается ложным, а зря, ведь закончить им в случае «Времени» было бы лучшим ходом, чем предложить концовку в духе стандартного триллера, раскрывшего конспирологический заговор.


Но не исключено, что загадочный М. Найт Шьямалан своим новым фильмом шлет нам только одно послание – время быстротечно, не теряйте его и не стройте свои замки из песка (помните, название первоисточника?). Иначе не успеете оглянуться, а вы уже разложившаяся плоть и кости. И вряд ли на красивом экзотическом пляже.


Смотрите кино!

  

Трейлер фильма «Время»

  

В украинском прокате — с 26 июля 2021 г.


Год: 2021
Режиссер: М. Найт Шьямалан
Авторы сценария: М. Найт Шьямалан, Пьер Леви, Фредерик Питерс
Жанр: триллер, драма, детектив
В ролях: Вики Крипс, Гаэль Гарсиа Берналь, Руфус Сьюэлл, Эбби Ли, Томасин МакКензи, Алекс Вульф, Элайза Сканлен, Кен Люн, Ники Амука-Бёрд, Аарон Пьер, Эмбет Дэвидц, Иман Эллиотт, М. Найт Шьямалан и др.
Страна: США
Хронометраж: 113 мин.

Фото: B&H film distribution

Добавить комментарий