Неидеальный мужчина: любовь и роботы

  

Ich bin dein Mensch

  

Комедия о том, как умная и во многом разочарованная в жизни женщина тестирует робота, предназначенного стать верным спутником жизни. Однако не обманывайтесь, потому что бойкий ромком внезапно превращается в трагикомедию, оставаясь при этом неизменно смешным, неожиданно тонким фильмом с приятной лирической нотой, о чем подробнее – в рецензии от «Смотрите кино»

  


  

Бальный зал с ретро-атмосферой. Кто танцует, кто выпивает, кто налаживает более тесные связи. Альма (Марен Эггерт) заходит резко и стремительно. Ей не очень-то хочется здесь быть, она скорее делает одолжение. Ее представляют Тому (Дэн Стивенс), который с ходу ей заряжает, что она очень красива, а ее глаза будто два горных озера, в которых он хочет утонуть. Альма внутренне сжимается от его слов и сразу берет быка за рога: просит процитировать Рильке с определенной строчки, а потом решить сложное уравнение. Голубоглазый Том справляется с проверкой, глазом не моргнув, а потом зовет ее на румбу, в процессе которой резко зависает. Просто Том – робот, а Альма – его тестировщица.


Тома полностью разработали под нее, задавая до этого миллион вопросов о предпочтениях. Альму дико раздражает вся эта затея, но у нее условие – Пергамский музей, в котором она работает, продвинет исследование Альмы о метафорах в древней письменности, если она протестирует Тома в течении трех недель и напишет об этом отчет. Никто другой не сможет с этим справиться, ведь только Альма из всего окружения одинока. К тому же Том создан исключительно для нее, включая британский акцент, те самые цитаты из Рильке и подкованность в научно-культурном плане. Поэтому голубоглазый красавчик со скромным чемоданом отправляется вслед за Альмой к ней домой, где с удивлением обнаруживает, что она не любит порядок, ванную с лепестками роз, и что они не будут вместе спать (хотя у него прекрасные данные). Однако Том заряжен на позитив и самосовершенствование, поэтому не теряет надежды.

  

Дэн Стивенс в роли Тома и Марен Эггерт в роли Альмы в фильме «Неидеальный мужчина»

  


Не стоит доверять «Неидеальному мужчине», когда при первых минутах и чуть далее он предстанет романтической комедией. Благо, сюжетная основа – не нова, но дает максимальную почву для этого. Не нова в том, что раньше роботов (и репликантов) предлагали в кино в качестве пары и не раз, вот только в основном в образе женщин и для главных героев мужчин. Теперь же все наоборот – именно дама заводит музыку и от нее многое зависит. Именно даму надо ублажать и радовать. Все равно, если бы Адама создали из ребра Евы, а Галатея и Пигмалион поменялись бы местами. И этот поворот однозначно любопытен.


Она скептично настроена, она его не хочет, она в принципе никого не хочет и закрыта для чего-то подобного, ведь она одинока и с глубокой личной травмой, о которой он не знает. Но он устроен по-другому и его высшая цель – сделать ее счастливой. Даже если она не хочет таковой быть или просто не знает как. Его способы не всегда верны, ведь героиня – женщина непростая и не вписывается в матрицы «93% женщин были бы без ума от подобного». Но и робот Том ведь высокоразвитый искусственный интеллект, способный к анализу и самообучению. Чем больше они общаются, тем больше он затачивается под нее. Тем больше у него развивается чувство юмора и смекалки. Тем больше Том превращается в идеального для Альмы спутника. Умного, ироничного, но и строптивого… Который больше друга, но главное – отражение того, что Альма сама не знает, чего хочет. Только потому, что боится себе в этом признаться.

  

Кадр из фильма «Неидеальный мужчина»

  


И вот тут «Неидеальный мужчина» режиссерки Марии Шрадер становится практически идеальной трагикомедией, в которой, безусловно, женский взгляд на ожидания от любви, но весьма универсальный на отношения между партнерами в целом. Картина достаточно тонко выруливает на вечно актуальную проблематику, имеющая все-таки определенные акценты, расставляемые временем, в котором мы живем. Об одиночестве, распространяемом с масштабами эпидемии. О требованиях от партнера, которые мы ему выдвигаем и которые часто просто недостижимы, потому что противоречивы и непоследовательны. О близости и интимности и не столь в сексуальном плане, сколь в душевном. О том, что в принципе делает нас людьми, и что без страданий невозможна острота наслаждений, а без боли – истинной радости.


И с этого момента становится понятным, почему с первого взгляда такой легкий и непринужденный фильм вдруг затесался в основную программу Берлинского кинофестиваля 2021 года. А с того момента, как исполнительница роли Альмы, талантливая и опытная актриса из Германии Марен Эггерт, получила там же «Серебряного медведя» за лучшую роль (впервые врученного без гендерной привязки – просто лучшая актерская работа на Берлинале) более, чем очевидным предстает факт, что под жанровой легкостью кроются нетривиальные размышления. Например, о том, что, когда тебе гарантируют счастье, и ты, после сопротивлений и упрямства, ощущаешь его отчетливо и без иллюзий, наваливается вдруг такая тоска, что самый верный способ от нее избавиться – разрушить все.

  

Кадр из фильма «Неидеальный мужчина»

  


Режиссерка и сценаристка Мария Шрадер своим «Неидеальным мужчиной» доказывает (хотя вряд ли это было прям необходимо), что розданные ей мировые восторги после выхода мини-сериала «Неортодоксальная» вовсе не случайный успех. Режиссура в «Неидеальном мужчине» аккуратная (чтоб не навредить), ироничная (с подчеркнутым женским фокусом) и очень душевно-лиричная – в деталях, атмосфере, музыке, полутонах на лице актрисы Марен Эггерт и в нещадно эксплуатируемом образе статного интеллигентного красавца Дэна Стивенса, который сложился еще в популярном сериале «Аббатство Даунтон». Кстати, в оригинале Дэн Стивенс в «Неидеальном мужчине» сам бегло говорит по-немецки с тем самым обаятельным и привлекательным британским акцентом. Которого мы, конечно, в дубляже не услышим. Но о котором просто приятно знать.


И финальным аргументом того, что фильм Марии Шрадер оказывается облегченным вариантом драмы в том, что хэппи-энда в его принятом понимании в картине не будет. Открытый финал, при этом не гнетущий, но отправляющий зрителя к размышлениям – вряд ли что-то кардинально изменить нам (человечеству) придется. И с роботом невозможно, и без него уже нельзя. Все идеальное скучно и вряд ли достижимо, но вот стремление к нему – у человечества не искоренить.


Смотрите кино!

  

Трейлер фильма «Неидеальный мужчина»


В украинском прокате — с 5 августа 2021 г.


Год: 2021
Режиссер: Мария Шрадер
Авторы сценария: Ян Шомбург, Мария Шрадер, Эмма Браславски
Жанр: фантастика, комедия, мелодрама, романтическая комедия, трагикомедия
В ролях: Марен Эггерт, Дэн Стивенс, Сандра Хюллер, Ганс Лёв, Вольфганг Хюбш и др.
Страна: Германия
Хронометраж: 105 мин.

Фото: Вольга Украина

Добавить комментарий