Фильм на выходные: Сплит

Split

 

Голливудский режиссер индуского происхождения М. Найт Шьямалан, мастер саспенса и неожиданных финалов, пригласил в свой фильм, сценарий к которому (по традиции) написал сам и который вдруг оказался вторым фильмом во вселенной ленты «Неуязвимый», Джеймса МакЭвоя, заинтриговав всех вокруг тем, что актер воплотит аж 24 личности на экране. Оправдалась ли эта интрига – в рецензии от «Смотрите кино!»

 


 
Однажды после празднования дня рождения, трех подруг (точнее двух подруг и их одноклассницу «белую ворону») Клэр (Хейли Лу Ричардсон), Маршу (Джессика Сула) и Кейси (Аня Тейлор-Джой) похищает неизвестный тип (Джеймс МакЭвой), запирая в комнате-подвале. Девушки напуганы (ясное дело), хотя тип почти их не касается. Однако он очень странный, и каждый раз говорит с ними не просто по-другому, а так, будто он – уже другой человек.
 
Дело в том, что в его сознании живет несколько личностей. Кевин (а зовут базовую личность именно так) болен диссоциативным расстройством идентичности – попросту у него раздвоение личности (хотя в его случае раздвоение – совсем неверный термин, скорее — размножение). В общей сложности его доктор Карен Флетчер (Бетти Бакли), посвятившая всю свою долгую карьеру изучению этой спорной в профессиональных кругах болезни, насчитала 23 личности. Однако по поведению своего пациента, который приходит к ней в образе дизайнера-экстраверта Барри, она видит, что есть еще двадцать четвертая, которая хочет вырваться наружу («выйти на свет») и к приходу которой тщательно готовятся две уже существующие личности. И называют они 24-ю зверем.
 
 

Джеймс МакЭвой в роли Кевина в фильме «Сплит»

 
Поговаривают, что изначально Шьямалан хотел заполучить на главную роль Хоакина Феникса, который играл у него в «Знаках» и «Таинственном лесе», однако ничего из этой затеи не вышло (возможно, потому что характер у Феникса – не подарок, или все было завуалированно традиционным «несовпадением рабочих графиков»). И тут для МакЭвоя появился отличный шанс показать во всех тонах и полутонах свой актерский диапазон. Которым он не преминул воспользоваться. И, посмотрев «Сплита», вы поймете, что главная и единственная его драгоценность – это (к большому сожалению) совсем ни сценарий и ни режиссура, а актерская работа шотландца.
 
 

Кадр из фильма «Сплит»

 
Джеймс МакЭвой во многих местах картины выворачивает себя наизнанку (в хорошем смысле этой фразы), потому что с изнанки оказывается совсем другой человек, которого вы не ждали и который вас удивит. А потом еще один, третий и так далее. Все 24 личности зрителю, конечно, не покажут, потому что тут запутаться и потерять нить сюжета не мудрено (тем более двадцать четвертая только рвется наружу), однако абсолютно разными характерами (а также полом и возрастом), как минимум, четырех из них вы сможете насладиться по полной. Все начнется с жесткого и весьма агрессивно настроенного педанта Денниса, для которого крошки или пятна на одежде – уже конец света. Затем вам продемонстрируют милую (на первый взгляд), но флегматичную и властную Патрицию. В общий свет, в люди обычно выходит оптимистичный и общительный Барри, который интересуется модой и сам разрабатывает эскизы. Именно он в тот момент времени имеет привилегию (среди других личностей, живущих в Кевине) общаться с психоаналитиком. И, конечно, вы не сможете забыть, непосредственного девятилетнего Хэдвига, желающего научиться целоваться и круто танцевать рэп. И все они – это абсолютно разный, завораживающий и блестящий МакЭвой. То, как он работает с этим лакомым для любого актера материалом, может вызывать только восхищение. Разные жесты, взгляды, хождение бровей, игра голосом (которого мы, кстати, не услышим), постура, движения – это все он.
 
 

Джеймс МакЭвой в роли Кевина в фильме «Сплит»

 
И на фоне такого талантливого воплощения человека с диссоциативным расстройством личности меркнут не только все остальные актеры (хотя Бетти Бакли в роли доктора Флетчера отлично в этом плане держит роль психологического партнера героя), более того – зрителю под микроскопом вдруг видны все пробелы в сценарии и в психологии других героев, а также изъяны в вопросе актерского перевоплощения. К примеру, линия трех девочек в заточении не просто не интересна как в самом процессе истории, так и в ее итоге, но и не выдерживает никакой критики относительно логики действия пленниц. Открыто и целеустремленно декларируя в самом начале, что нужно сбежать любыми способами, вплоть до нападения всем вместе на их тюремщика, в итоге они не воспользуются ни одной возможностью для этого, хотя авторы почему-то предоставят их несколько. И становится понятно и предсказуемо (чего в подобного рода фильмах быть не должно, а если говорить о том, что это фильм Шьямалана – не должно быть в кубе), зачем героини Хейли Лу Ричардсон и Джессики Сула введены в сценарий.
 
 

Кадр из фильма «Сплит»

 
Даже Кейси, персонаж Ани Тейлор-Джой, которую условно можно назвать главным среди женских, воплощая интересную в тех условиях метафору по охоте на зверя («жертву» — героя МакЭвоя), будучи при этом жертвой самой, действует во многих моментах абсолютно не как охотник, особенно если исходить из тех уроков, которым ее в детстве учил отец и которые в качестве флешбэков показывает нам режиссер. Таким образом, линия охотника и зверя, постоянно меняющихся местами в процессе развития истории, разваливается, так и не собравшись воедино в нужных местах.
 
Шьямалан предлагает весьма камерный триллер с яркими психологическими оттенками, который до определенного момента разворачивается в рамках четырех стен и сознании главного героя (с небольшими оговорками). Ближе к концу сюжет совершает небольшой финт, пытаясь раздвинуть рамки возможного. Однако недостатки сценария и ляпы в психологии других (кроме Кевина) героев, к сожалению, к тому моменту низводят практически на минимум всю выстраиваемую конструкцию. Что, к слову, не помешало «Сплиту» с 9-ти миллионным бюджетом, получить в мировом прокате около 280 миллионов долларов.
 
Смотрите кино!
 
 

 
 
Год: 2016
Жанр: триллер, ужасы
Режиссер: М. Найт Шьямалан
Авторы сценария: М. Найт Шьямалан
В ролях: Джеймс МакЭвой, Аня Тейлор-Джой, Хейли Лу Ричардсон, Джессика Сула, Бетти Бакли, Себастьян Арселус и др.
Страна: США
Хронометраж: 115 мин.
 
Фото: B&H film distribution

Добавить комментарий