Мария – королева Шотландии: женщины и корона

Mary Queen of Scots


В кинотеатрах идет дебют в большом кино известного театрального режиссера из Британии Джози Рурк об известных исторических событиях, которые вдруг отзываются в унисон современным феминистическим тенденциям. Подробнее о том, какая из Сиршы Ронан получилась Мария Шотландская, а из Марго Робби – Елизавета I – в рецензии от «Смотрите кино!»



Очень многим, кто хоть как-то интересуется историей, известна печальная история жизни, а главное, смерти Марии Стюарт, которая успела побывать королевой Франции, но по рождению была правительницей Шотландии и имела право претендовать на английскую корону, которую в то время носила Елизавета. Долгое время история шотландской королевы интерпретировалась противоречиво, а она сама изображалась диаметрально противоположно. Что ж, в целом в историческую канву фильм Джози Рурк «Мария – королева Шотландии» вкладывается, однако многие интерпретации и акценты расставлены, исходя из современных вызовов, что часто попирает факты, а поэтому вызывает либо улыбку, либо недоумение.

Кадр из фильма «Мария — королева Шотландии»


Начинается этот визуально очень красивый фильм тем, что Мария Стюарт (Сирша Ронан) возвращается вдовой домой, в Шотландию. Во Франции почил от болезни ее муж, французский король Франциск II, после чего юную вдову отправляют назад. Дома, в Шотландии, регентом правит ее единокровный брат Джеймс Морей (Джеймс МакАрдл). Все рады воссоединению, но лишь, на первый взгляд. Молодая королева своенравна. Поэтому интриги плетутся все изобретательней, а в их основу активно подвязывается религиозный вопрос: королева Шотландии – католичка, тогда как в Англии получило распространение англиканство, которое ввел отец правящей на тот момент королевы Елизаветы I (Марго Робби).


Однако основной интригой остается, выйдет ли хоть одна из упомянутых королев замуж. Особенно вопрос замужества Мария Стюарт беспокоит Елизавету, тогда как ее основное окружение и, в частности, советник Уиллиам Сесил (Гай Пирс) всячески лоббирует замужество королевы Англии. Ведь стране нужен наследник! Но Елизавета, упрямо отвергая собственный брак и желая контролировать шотландскую королеву, посылает ей в качестве возможного жених Роберта Дадли (Джо Элвин), своего фаворита. Однако на то Мария и своенравна, поэтому выбирает она другого мужчину – Генри Дарнли (Джек Лауден) из опального у Елизаветы семейства (еще и католика). Роковой ход исторических событий запущен, и судьба Марии Шотландской мчится к финалу.

Кадр из фильма «Мария — королева Шотландии»


Хотя это и первый фильм Джози Рурк в большом кино, но режиссер она опытный и неординарный. На театральных подмостках Британии ее постановки проходят с неизменным успехом и всегда характеризуются оригинальными трактовками классики (она уже давно профи в постановках Шекспира). Ее «Много шума из ничего» с Дэвидом Теннантом (которого, кстати, Джози Рурк позвала и в «Марию – королеву Шотландии» на роль колоритного пастора Джона Нокса, и его вы точно не забудете) и «Кориолан» с Томом Хиддлстоном можно было увидеть в кинотеатрах в рамках проекта, популярного по всему миру – National Theatre Live.


В фильме о двух королевах чувствуется рука именно театрального режиссера. И, учитывая особенность материала – историческая жестокая драма – подобное очень фильму идет. Красивые сцены тайной встречи королев и казни Марии Шотландской сплошь пронизаны метафорами и двойственными интерпретациями, а постоянный унисон событий, происходящих с двумя королевами, интересно закольцовывает историю и показывают схожесть, если не судеб этих двух женщин, но одинаковую необходимость бороться за утверждение себя как личности, способной принимать решения и действовать.

Кадр из фильма «Мария — королева Шотландии»


Последнее как раз и приводит к феминистической тональности, которая специально авторами выведена на первый план. Да, «Мария – королева Шотландии» совсем не о войнах, восстаниях, проливающейся крови (ее тут, на удивление, крайне мало) и жестоких временах. Лента о двух женских судьбах в глубоко патриархальном обществе. О необходимости соответствовать сильному полу и все время ему противостоять. Последнее как раз и приводит к тому, что авторы откровенно жертвуют исторической правдой (и даже правдоподобностью), вкладывая в уста героинь удивительные для XVI века суждения. К примеру, согласно интерпретации фильма, Мария Стюарт явно была либералкой и яро отстаивала принципы толерантности, в том числе, и в праве вероисповедания – с таким подходом, королеве Шотландии голову отрубили бы значительно раньше, или закололи бы (от греха подальше) в темных кулуарах.


И если борьба сильной женщины за право единолично принимать решения (даже не столько для страны, сколько сугубо личные) в «Марии – королеве Шотландии» пестрит интересными как для этих событий акцентами, то распространенность других политкорректных тенденций во многом выглядит странным (учитывая, что зрителю все-таки представляют не театральную постановку, а с виду вполне себе приближенную к реальности историческую костюмную драму). Однако азиатские, латиноамериканские и темнокожие фрейлины, послы и советники в таком количестве все же режут искушенный глаз, который вовсе не отрицает возможность их наличия, но, как минимум, предполагает разумное использование современных трендов.

Сирша Ронан в роли Марии Стюарт в фильме «Мария — королева Шотландии»


В любом случае, фильм «Мария – королева Шотландии» все-таки хорош, как минимум, по трем направления. Во-первых, исполнительницы главных ролей – Сирша Ронан и Марго Робби – смотрятся просто великолепно, а каждая из них еще и играет по-особенному вдохновенно. В первую очередь, все эти эпитеты применимы к Сирше Ронан, у которой роль по хронометражу значительно больше (что естественно) и характерность персонажа ярче (что понятно). Хотя и сдержанность, и подчеркнутая манерность Марго Робби вполне оправдана.

Кадр из фильма «Мария — королева Шотландии»


Во-вторых, невероятной красоты костюмы (за что фильм уже получил номинацию на «Оскар»), прически и грим (и еще одна оскаровская номинация), которые, к слову, выступают также отражением характеров. Естественность у Марии Стюарт, демонстрирующая ее порывистость, следование эмоциям и сердцу, что на деле часто оборачивается необдуманностью, и густые слои косметики у Елизаветы, скрывающие последствия оспы, но на самом деле маскирующие истинную натуру королевы, чтобы соответствовать условиям и собственному статусу.


И есть еще, в-третьих – не менее впечатляющие красоты Шотландии. Обширной, свободной, бурлящей, непокорной и непосредственной – как и сама королева в интерпретации Джози Рурк.


Смотрите кино!


В украинском прокате – с 17 января 2019 г.


Год: 2018
Жанр: историческая драма, биография, байопик
Режиссер: Джози Рурк
Авторы сценария: Бо Уиллимон, Джон Гай
В ролях: Сирша Ронан, Марго Робби, Джек Лауден.ю Джо Элвин, Дэвид Теннант, Гай Пирс и др.
Страна: Великобритания
Хронометраж: 124 мин.

Фото: B&H film distribution

Добавить комментарий