Ван Гог: На пороге вечности

At Eternity’s Gate

 
В кинотеатрах Украины уже идет фильм, который поставлен о великом художнике двумя художниками – режиссером и оператором. Его сложно объяснить, но проще прочувствовать, ведь это не стандартный байопик о Винсенте Ван Гоге, а фильм-эмоция, фильм-чувства, фильм-восприятие, о чем подробнее – в рецензии от «Смотрите кино!»

 


 
Биография художника Винсента Ван Гога, который при жизни не был признан и не продал ни единой своей картины, благодатная почва для киносюжета. Поэтому фильмов о нем великое множество (и немало еще будет, в этом можно быть уверенными), в том числе и с оригинальными экспериментами по визуальной эстетике и форме, как, например, прошлогодняя анимационная лента «С любовью, Винсент».
 
Новый амбициозный фильм Джулиана Шнабеля также избрал неординарный путь. Режиссер, который сам является талантливым и достаточно признанным художником (однажды он даже выставлялся с Ван Гогом на одной площадке), во многом представил не столько собственный, авторский, взгляд на Ван Гога и его жизнь, сколько интерпретацию Шнабеля видения самим Ван Гогом природы творчества. Именно поэтому в картине присутствуют сцены, которые введены режиссером (он еще и соавтор сценария) и которые вряд ли были на самом деле, попросту придуманы. А сам финал разнится от общепринятой версии смерти художника и основывается на достаточно новых (и небезосновательных) теориях.
 
 
Уиллем Дефо в роли Винсента Ван Гога в фильме «Ван Гог: На пороге вечности»

 
В своем фильме авторы отталкиваются от той точки биографии Ван Гога, когда он уже давно осознал себя художником, активно пишет и пытается втесаться в парижское творческое сообщество. Последнее ему удается плохо, потому что он по своей природе нелюдим, хоть и жаждет внимания к своему творчеству, плохо сходится с новыми людьми и готов спорить до посинения о живописи. Однажды он знакомится с Полем Гогеном (Оскар Айзек) и его взгляд на творчество и желание перемен откликаются в Ван Гоге (Уиллем Дефо) унисонным эхом.
 
 
Оскар Айзек в роли Поля Гогена и Уиллем Дефо в роли Винсента Ван Гога в фильме «Ван Гог: На пороге вечности»

 
С благословения брата Тео (Руперт Френд) и по совету Гогена ехать к морю, художник отправляется в Арль, который аукнется в его судьбе крайне плодовитым и страдальческим периодом (почти все теперь наиболее известные его картины были написаны именно там, как и освоена новая техника, которая позже получит название «постимпрессионизм»). Фоном проходят алкоголизм (о котором в фильме больше говорят, чем показывают), непонимание обывателей, болезненная и навязчивая дружба, которой Ван Гог хотел удушить Гогена, а тот выскальзывал, что приводило к срывам, кровавому подарку в виде отрезанного уха и сумасшедшему дому.
 
Режиссер Джулиан Шнабель, мастер фильмов о выдающихся личностях, имеющий за режиссуру уже Каннский приз, «Золотой глобус» и оскаровскую номинацию, вместе с оператором Бенуа Деломмом, которого однозначно можно назвать соавтором этого фильма и который также, к слову, давно и с успехом занимается живописью, не делает акцент ни на одном из знаковых событий в жизни Ван Гога. Да, вы не увидите, как тот отрезает себе ухо, и как происходит роковой выстрел в живот, приведший к смерти художника. Всё это – фон, контекст, в который зритель должен быть погружен, чтобы понять о Ван Гоге главное – природу его творчества, ее источник и силу.
 
 
Уиллем Дефо в роли Винсента Ван Гога в фильме «Ван Гог: На пороге вечности»

 
Поэтому картина с весьма пафосным названием «На пороге вечности» фокусируется на более субъективном – переживаниях, впечатлениях, эмоциях художника, размышлении о сущности искусства и общении с Богом (к слову, отец Ван Гога был пастор, и в молодости он сам хотел пойти по его стопам), его чувственном общении с внешним миром и, в первую очередь, с природой, которую он ставил превыше всего и в которой находил свой неиссякаемый источник вдохновения.
 
Поэтому зритель многое видит глазами художника – рассветы, закаты, игру света в отражениях, расплывающиеся в ветвях деревьев солнечные лучи, шуршащие ветки и траву, в которую хочется окунаться (что Ван Гог с наслаждением и делает), массивные корни деревьев, ботинки, вдруг оказавшиеся невероятно живописными, люди, которых хочется писать, но которые этого совсем не хотят.
 
 
Уиллем Дефо в роли Винсента Ван Гога в фильме «Ван Гог: На пороге вечности»

 
Поэтому камера Деломма – это глаза Ван Гог (даже когда он сам в кадре), это его основной орган восприятия мира. Именно она (камера), используя различные приемы (расфокусировки, дестабилизации, абсолютно живого эффекта движения), а также с помощью главенствующей цветовой гаммы, которая сменяется в зависимости от эмоций главного героя, рассказывает зрителю о внутреннем состоянии того, кто через годы, столетия будет призван великим. Того, чьи картины станут одними из самых дорогих в мире, несмотря на то, что современники Ван Гога видели в них лишь мазню и уродство.
 
При этом самая трогательная и нежная линия в фильме – это их с братом дружба, с которым они переписывались порой ежедневно, который его содержал и чуть ли не единственный глубоко в него верил. Уиллем Дефо вместе с Рупертом Френдом разыграли ее во взглядах, объятьях, привнеся какую-то детскую теплоту. Линия дружбы с Гогеном добавляет в ленту своеобразной динамики и страсти (хотя одно присутствие Оскара Айзека в этой невероятной шляпе и с его тяжелым взглядом дает истории собственную точку бифуркации), но до конца все же не раскрыта, рисуя самого Гогена достаточно однобоко – слегка высокомерного, тщеславного и несколько падкого на материальные блага.
 
 
Оскар Айзек в роли Поля Гогена и Эмманюэль Сенье в роли мадам Жину в фильме «Ван Гог: На пороге вечности»

 
Без Уиллема Дефо «Ван Гог: На пороге вечности» не смотрелся бы настолько эмпатично, вовлекаемо и сопереживаемо. Актер играет нечто среднее между настоящим безумцем и просветленным человеком, приближенным к Богу, но однозначно – метущегося, тягостно страдающего от одиночества и той бури чувств внутри, которую он хотел выразить, донести, но часто не знал как. Поэтому писал каждый день, быстро, размашисто, пока истина в его взгляде на мир не перегорела и не утратилась. Дефо за такую свою колоссальную работу уже получил Кубок Вольпи на Венецианском кинофестивале, где картина участвовала в основном конкурсе, и наверняка получит номинацию на «Оскар» (аналогичная номинация на «Золотой глобус» у него уже есть и вот-вот станет известно, увезет ли он приз домой).
 
 
Уиллем Дефо в роли Винсента Ван Гога в фильме «Ван Гог: На пороге вечности»

 
Отдельный интерес фильма «Ван Гог: На пороге вечности» представляет радость узнавания. Авторы погружают зрителя не в картины художника (их на самом деле очень мало показано в ленте, и лишь мельком), а в тот мир, из которого он их добывал своим воображением. Поэтому если вы знакомы с творчеством Ван Гога не понаслышке, то с удовольствием узнаете ландшафты Арля, аскетичную комнату художника с кроватью и стулом (о ботинках уже сказано выше), бородатого почтальона, мадам Жину (Эммануэль Сенье) и ее кафе, доктора Гаше с богатыми бакенбардами (Матьё Амальрик)… А если вам только предстоит открыть для себя поближе работы Ван Гога, после этого фильма, то вы будете приятно удивлены схожестью атмосферы его картин и кинокартины в целом.
 
Безусловно, спорных моментов в фильме Шнабеля предостаточно. И, на удивление, одним из них оказывается порой излишняя прямолинейность режиссера. Финальный диалог Ван Гога со священником (Мадс Миккельсен) слишком однозначен и наверняка выдуман, однако четко доносит авторскую мысль: Ван Гог отнюдь не безумец, он просто творил для будущих поколений.
 
Смотрите кино!
 
 

 
 
В украинском прокате – с 3 января 2019 г.
 
Год: 2018
Режиссер: Джулиан Шнабель
Авторы сценария: Жан-Клод Карьер, Джулиан Шнабель, Луиз Кугельберг
Жанр: драма, биография, байопик
В ролях: Уиллем Дефо, Руперт Френд, Оскар Айзек, Мадс Миккельсен, Матьё Амальрик, Эммануэль Сенье и др.
Страна: Швейцария, Великобритания, Франция, США, Ирландия
Хронометраж: 111 мин.
 
Фото: Вольга Украина

Добавить комментарий