С любовью, Винсент: постимпрессионистский детектив

Loving Vincent

 
В украинском прокате (правда, в ограниченном, но все же) вышло уникальное произведение анимационного искусства – полнометражная картина о жизни и смерти Винсента Ван Гога, полностью нарисованная масляными красками в стиле самого художника. Подробнее о том, почему непременно нужно смотреть этот фильм, особенно если вы интересуетесь творчеством Ван Гога и художников (пост-)импрессионистов – в рецензии от «Смотрите кино!»

 


 

Всем (почти) известно, что Винсент Ван Гог – творец достаточно мятежный и метущийся. Хотя бы потому, что он страдал расстройствами рассудка (и лечился в соответствующих заведениях). Хотя бы потому, что однажды он отрезал себе ухо (и подарил его проститутке). Или потому, что он покончил жизнь самоубийством выстрелом в живот. Последнее – до сих спорный и загадочный момент, о чем в принципе и расскажет вам англо-польский анимационный фильм «С любовью, Винсент».
 
 

Кадры из фильма “С любовью, Винсент”

 
Именно так Ван Гог подписывал каждое письмо, которое отправлял своему младшему брату Тео. Каждый день – новое письмо. Неизменно и ежедневно (обычно перед сном) художник писал брату. Поэтому неудивительно, что в Провансе в городке Арль он сдружился с почтальоном Жозефом Руленом (Крис О`Дауд в фильме) и его семьей. И написал ни один портрет как самого мсье Рулена, так и его близких, часть которых он им дарил, в итоге обычный дом почтальона превратился в мини картинную галерею. Поэтому когда Рулен отправил последнее письмо Ван Гога адресату, его брату Тео, а оно вернулось назад, тот самым ответственным образом пожелал доставить послание в любом случае. И обязал сделать это своего старшего сына Армана (Дуглас Бут), отправив в путешествие в Париж с доставкой лично в руки.
 
 
Кадр из фильма “С любовью, Винсент”: Арман и Жозеф Рулен

 
В дальнейшем зрителю предлагается практически детективная история с расследованием смерти художника от увлекшегося своим делом Армана Рулена. И как в настоящем детективе, вы будете подозревать сначала одного, потом иного, ставших косвенными толчками совершения самоубийства, а затем и вовсе засомневаетесь в том, что это было именно ним. И по законам жанра, найдете след женщины, нездоровой дружбы с Полем Гогеном (правда, совсем вскользь), странных взаимоотношений Ван Гога с его лечащим доктором Гаше (Джером Флинн), своеобразной дружбы с лодочником (Эйдан Тернер) и местными подростками. Вы будете сомневаться все время, даже если знаете историю смерти художника достаточно детально. Однако авторы не дадут точного ответа, предоставив зрителю самостоятельный выбор правды.
 
 
Кадр из фильма “С любовью, Винсент”

 
Режиссеры и авторы сценария Дорота Кобела и Хью Уэлшман основывали свое художественное, прежде всего, а не документальное произведение, не только на классической и давно принятой версии самоубийства, но и вплели в сюжет альтернативную теорию смерти Ван Гога от американских историков-искусствоведов Стивена Найфеха и Грегори Уайт Смита, появившуюся в 2011 г. и заставившую сомневаться некоторых в том, что Винсент сам себя убил. Предоставив разные версии произошедшего в далеком 1890 г. и лишившего этот мир творца, который в дальнейшем оказал очень серьезное влияние на развитие живописи, у авторов получилось не только интересное в визуальном представлении произведение, но увлекательное с позиции рассказа истории.
 
 
Разработка образа Армана Рулена: слева – фотография актера Дугласа Бута, посередине – оригинальная работа Винсента Ван Гога, справа – картина художника-аниматора Татьяны Очередько (ключевой кадр)

 
В любом случае, отдельного (и значительного) упоминания стоит именно визуальное оформление картины. Которая на самом деле, как никакая другая, достойна этого определения – «картина». Оживающие прямо на ваших глазах известные (и не очень) произведения Винсента Ван Гога (в целом – около 120 работ), двигаются, разговаривают, живут и рассказывают удивительную, хоть и печальную историю так, как это сделал бы сам Ван Гог, сквозь художественную призму его взгляда. Мазок, еще один, крупный и яркий, еще крупнее и ярче, и вот Арман Рулен приобретает еще более обозначенный характер, более того – он меняется в нем (в характере) в процессе развития самого произведения.
 
Шесть лет Дорота Кобела и Хью Уэлшман создавали свой проект. Более 120 привлеченных художников из 19-ти стран, 13 из которых были из Украины. 62 450 тысяч картин, превращенных в анимационные кадры, из которых 9000 кадров нарисованы украинскими художниками. Они составили 13 минут всего фильма (5 секунд ленты требовали наличия порядка 60-ти картин). Титанический труд, который, несмотря на всё удивительное творчество и неординарный подход, перерастал в сплошную рутину – для тех, кто знаком с основами анимации, это сразу очевидно (когда прорисовывается полностью каждый следующий кадр, практически во всем, кроме мелких деталей, идентичный предыдущему).
 
 
Разработка кадра образа Маргарет Гаше: слева – фотография актрисы Сирши Ронан, в центре – оригинальная картина Винсента Ван Гога «Маргарет», справа – работа художницы Екатерины Очередько для фильма “С любовью, Винсент”

 
Участники процесса рассказывают, что творческому человеку было совсем не просто работать в команде, когда художник привык писать картину (или отвоевывать ее у своего же мироощущения) один на один, тет-а-тет, так сказать. Во время живописной работы над «С любовью, Винсент» (которая длилась 3 года, а для украинской команды – 10 месяцев) приходилось уживаться в команде – конечно же, единомышленников, но ведь у каждого художника – собственная интерпретация Ван Гога, и он ее добавляет к своему произведению – к тому, что становится затем анимационным кадром. И тот, кто приходит за ним вслед делать свою часть работы, должен не просто воспроизвести стиль Ван Гога, а сделать это с учетом интерпретации коллеги по команде.
 
Интересно, что художникам из Украины доверяли не просто работать над очередными кадрами, а разрабатывать key frame и ключевой образ всего персонажа. В частности, Арман Рулен – это результат работы Катерины Очередько, лодочник – ее сестры Татьяны Очередько, над образом Аделин Раво работала Светлана Гаврищук, другие украинские художники – над персонажами Маргарет и Поля Гаше. А это означало, что необходимо было разработать цветовое решение, направление мазков, фактурности всего персонажа, того, как он будет выглядеть на протяжении всей картины, от кадра за кадром, до мелочей и деталей. Участники творческого процесса от Украины отмечают, что отечественная художественная школа весьма ценится за колористику и, главное, умение хорошо и анатомически правильно писать человеческие фигуры.
 
 
Для сравнения: слева и по центру – оригинальные портреты почтальона Рулена кисти Винсента Ван Гога, справа – работа художника для фильма “С любовью, Винсент”

 
Сам процесс работы тоже весьма удивителен и уникален. Художники работали на грунтованной доске размером 49×67 , которая закреплялась на специально разработанной для этой цели подставке-сооружении. На нее проецировалось изображение с актерами, играющими своих персонажей на зеленом фоне. И тогда к своему делу приступал художник, прорисовывая не только самих персонажей, но и весь фон, интерьер, незначительные детали – так, будто он рисует картину руками и творческим воображением самого Ван Гога. После того, как произведение было окончено, оно превращается в кадр – фото-фиксация, из которых и строился анимационный фильм.
 
 

 
«С любовью, Винсент» – уникальный творческий опыт не только для его авторов, но и для самого зрителя. Вы неожиданно и с восхищением погрузитесь в неизведанный мир, каким его видел сквозь призму своего внутреннего состояния и восприятия Ван Гог. Вы обнаружите, что существует иная реальность, пусть и написанная маслом, густо, с размахом, в которой с виду все несколько сказочно, но при этом по-настоящему, потому что чувства и искания – реальны.
 
 
Галерея образов из фильма “С любовью, Винсент”

 
Ведь для Винсента все вокруг существовало именно в таком виде как на его работах. Желтые залитые солнцем поля пшеницы с нависающим над ними тревожным небом. Такие разные, угловатые, но при этом похожие как на себя, так и между собой люди, окружающие художника и каждый по-своему борющиеся со своими внутренними демонами разного масштаба. Огромные звезды на все таком же тревожном, хоть уже и ночном небе. Черные вороны, сулящие неизбежность, боль и творческие терзания, толкающие на постоянное творчество (Ван Гог был живописцем-трудоголиком: за 10 лет работы он написал маслом порядка 860 картин). В каждой картине сквозит сам Винсент Ван Гог – со своим одиночеством, болью исканий, разрушающимися и возрождающимися надеждами, любовью к свету и всему живому. Окунитесь в этот мир, и это путешествие станет увлекательным не только для почитателей таланта художника и живописи в целом. Это мир, который просто дышит самим творчеством в первозданном виде.
 
Смотрите кино!
 
 

 
 
В украинском прокате – с 23 ноября 2017 г.
 
Год: 2017
Режиссеры: Дорота Кобела, Хью Уэлшман
Авторы сценария: Дорота Кобела, Хью Уэлшман, Яцек Денел
Жанр: анимация, биографическая драма
В ролях: Дуглас Бут, Сирша Ронан, Джером Флинн, Эйдан Тернер, Крис О`Дауд и др.
Страна: Великобритания, Польша
Хронометраж: 104 мин.
 
Фото: IMDB
 
P.S. Дистрибьютор фильма в Украине, компания Kinove анонсирует прокат в следующих городах и кинотеатрах:
 
Киев:
Культурный центр «Кинотеатр «Киев»
«Жовтень»
«Магнат»
«Boomer»
 
Сеть кинотеатров “Киевкинофильм”:
«Днипро»
«Старт»
«Проминь»
им. Т.Г. Шевченко
«Факел»
 
Львов – Кинопалац «Коперник»
Херсон – «Юбилейный»
Тернополь – «Палац кино»
 
Сеть кинотеатров “Планета Кино” – с 30 ноября
Киев – «Блокбастер»
Сумы – «Мануфактура»
Львов – «King Cross Leopolis» и «Forum Lviv»
Харьков – «Французский Бульвар»
Одесса – «City Center» и «City Center Котовский»

Залишити відповідь