Щелкунчик и четыре королевства

The Nutcracker and the Four Realms

 
Вдруг вы в поисках рождественского настроения, тогда нужно отправляться в кино. Там идет сказка, в которой, если вы и не найдете увлекательную историю, то получите бессмертную музыку П. Чайковского, и от нее в душе каждого то самое настроение просто самозарождается, о чем подробнее – в рецензии от «Смотрите кино!»

 


 
Клара (МакКензи Фой) грустит. Грустят и младший брат Клары (Том Свит), и ее старшая сестра (Элли Бамбер). Грустит и их отец (Мэттью Макфэдиен). Приближается Рождество, они нарядили елку, но праздник не радует, потому что их мама и жена покинула этот мир. Однако оставила она каждому из них особенный подарок. Но свой – яйцо (практически) Фаберже – Клара открыть не может, ключа-то ведь нет. На его поиски девочка отправляется к своему крестному Дроссельмейеру (Морган Фриман), который как раз устраивает рождественский бал, а он тоже любит всем дарить особенные подарки.
 
 

 
 
Следуя подсказкам, которые должны привести Клару к новому подарку, она вдруг через странные двери попадает… нет, не в Нарнию (хотя с виду очень даже похоже), а в диковинный заснеженный лес (где ей почему-то не холодно, но с сюжетом это никак не связано). Это волшебная страна, состоящая из четырех королевств, три из которых (Снегов, Цветов и Сладостей) живут в мире и согласии.
 
А вот четвертое под предводительством матушки Коржик (Херен Миррен) откололось, отбилось от рук и жаждет завоевания всех остальных. О чем вновь прибывшей Кларе, которая вдруг оказывается там принцессой, рассказала фея Карамелька (Кира Найтли). В общем, именно у девочки почетная миссия – спасти страну от войны, в чем ей поможет капитан Филипп (Джейден Фовора-Найт), который и есть тот самый Щелкунчик. Все равно ведь Кларе нужно было найти противную мышь, укравшую ключ от яйца, а мыши-то как раз в подчинении то ли у Мышиного короля, то ли у матушки Коржик.
 
 
Хелен Миррен в роли матушки Коржик в фильме «Щелкунчик и четыре королевства»

 
Признаться, кинематографу или скорее нам, зрителям, в последнее время с экранизациями «Щелкунчика» (нетленной повести Э.Т.А. Гофмана) совсем уж не везет. Вспомним хотя бы из последнего – эпический фильм Андрея Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный король» с Эль Фаннинг в главной роли, который с треском провалился. Вспомним и лучше сразу забудем. Вот и новому «Щелкунчику и четыре королевства» грозит подобная участь, хотя провала не предвидится. Уже сейчас картина окупила себя в прокате, а из кинотеатров она еще и не думает уходить.
 
Однако недоумение, которое остается в качестве послевкусия от фильма, никуда не спрятать. Зрителя оглушают красивой картинкой и беспроигрышно чудесным саундтреком (за который стоит благодарить упомянутого выше Петра Ильича Чайковского и еще немного композитора Джеймса Ньютона Ховарда). Но визуал настолько насыщен неуместными деталями, безумными персонажами, очень и очень странными костюмами и гримом (будто художникам-постановщикам вдруг взял и изменил их собственный вкус, всем сразу), что ее задуманная, вероятно, сказочность вдруг превращается в отполированное странной компьютерной графикой действо, из которого напрочь выветрились душевность, теплота и необходимая магия.
 
 

 
 
А если вдуматься в детали переосмысленного сюжета, так недоумение и вовсе рискует перерасти в нервный смех. Детвора вряд ли разберется со сценарием (а основа истории давно известна), взрослым же лучше сразу бросить это занятие, потому что характеры героев, поступки и их мотивы друг с другом практически не соотносятся, а некоторые персонажи оказываются как «не пришей кобыле хвост». Вдобавок ко всему, сюжет откровенно провисает и впадает в банальности типа «сейчас мы вам в танце объясним, что это за мир, но вы заскучаете». Мариус Петипа, как один из соавторов сценария, был бы разгневан. Не от танца, а от того, как вам неинтересно это показывают.
 
Конечно, причины всего вышеперечисленного кроются в авторах. И тут, даже учитывая именитые фамилии, изначально был подвох. Сценарист-дебютант (хотя порой подобное срабатывает на «ура!») и два режиссера, которые ставили это кино. Не одновременно, а друг за другом. Оба при этом очень именитых.
 
 
Кадр из фильма «Щелкунчик и четыре королевства»

 
Изначально «Щелкунчик и четыре королевства» снимал Лассе Халльстрём, и он – мастер мелодраматических сюжетов, умеющий цеплять за те самые струны зрительской души, которые отвечают за лирику, эмпатию и эмоциональную вовлеченность. Его прошлый фильм «Собачья жизнь» растрогал многих, и не только владельцев собак. При просмотре его картины «Хатико: Самый верный друг» плачет любой – от мала до велика. А «Шоколад», «Правила виноделов» и «Что гложет Гилберта Грейпа» его авторства навсегда вошли в различные списки лучших мелодрам.
 
Однако Халльстрём – очень востребованный режиссер, что означает – невероятно занятой. Поэтому когда проект со «Щелкунчиком» затянулся, он был вынужден покинуть кресло режиссера в виду того, что уже имел обязательства с другим фильмом. И тогда в деле оказался Джо Джонстон, который зрителю тоже наверняка известен. Именно его режиссерскому таланту принадлежат такие отличные фильмы, как первый (ранний) «Джуманджи», «Идальго: Погоня в пустыне» с Вигго Мортенсеном о дружбе человека и коня и даже «Первый мститель» из киновселенной Марвел (а что самое интересное – сейчас Джонстон снимает «Хроники Нарнии: Серебряное кресло»).
 
 
Кадр из фильма «Щелкунчик и четыре королевства»

 
 
Но не сложился тандем, не срослась картина в цельное произведение, рассыпается она на отдельные детали, сюжеты и кинозарисовки. Некоторые оказываются весьма удачными, как, например, линия с героиней Хелен Миррен Матушкой Коржик – темный лес, слаженная работа мышей, бродячий цирк и невероятный танец его артистов. Страшный и ужасный, но одновременно красивый и стильный. В этой же канве и самым запоминающимся героем оказывается маленькая мышка по имени Мышиндра – озорная, умная, прозорливая.
 
В остальных моментах бурная фантазия авторов оказывается неконтролируемой, в результате чего перед зрителем мелькают образы, персонажи, странные прически, не менее странные диалоги, красивые танцы и несуразность интерьеров. И даже Кира Найтли, Морган Фриман (которого тут мало) и та же Хелен Миррен не спасают зрительские впечатления. И даже чистота и наивность МакКензи Фой на таком фоне выглядит скорее недоразумением. Поэтому если вы ищите правильный «Щелкунчик» для создания рождественского настроения, то это скорее не тот самый. Но Петр Ильич по-прежнему может спасти любую ситуацию.
 
Смотрите кино!
 
 

 
 
В украинском прокате – с 6 декабря 2018 г.
 
Год: 2018
Жанр: сказка, семейный фильм, фэнтези, приключения
Режиссеры: Лассе Халльстрём, Джо Джонстон
Авторы сценария: Эшли Пауэлл, Мариус Петипа, Э.Т.А. Гофман
В ролях: МакКензи Фой, Джейден Фовора-Найт, Кира Найтли, Хелен Миррен, Морган Фриман, Мэттью Макфэдиен и др.
Страна: США
Хронометраж: 99 мин.
 
Фото: B&H film distribution

Добавить комментарий