Мэнди: побойтесь дровосека!

Mandy

 
Вторая «Киевская неделя критики» закончилась чуть более месяца назад, а мы до сих пор радуемся ее отголоскам в прокате. Оригинальный и крайне неожиданный фильм режиссера Паноса Косматоса, в котором разъяренный Николас Кейдж крошит налево и направо своих врагов. О том, почему это лучшая роль этого актера за последние (и многие) годы – в рецензии от «Смотрите кино!»

 


 
Брутальный дровосек Рэд (Николас Кейдж) живет уединенно с девушкой Мэнди (Андреа Райзборо) в небольшом городке, который стоит в лесу на берегу прекрасного озера. Вокруг красиво, природа шепчет, Мэнди у него сказочная, пребывающая в своем мире, который подпитывают фэнтези и увлечение рисованием (она – художник-иллюстратор). Рядом с ней Рэду хорошо, он бросил пить, и по вечерам они уединенно смотрят под ужин ужастик, а по ночам делятся самым сокровенным. Хотя нет, пожалуй, рассказывает в основном Мэнди, но Реду нравится ее слушать – странные истории, необычные наблюдения, детские воспоминания.
 
 
Андреа Райзборо в роли Мэнди в фильме «Мэнди»

 
Однажды во время одной из прогулок Мэнди встречается с проезжающим мимо фургоном, наполненным множеством людей. К дальнейшему несчастью девушки, человек на первом сидении, до этого дремавший, вдруг просыпается и встречается с ней глазами. Этим человеком оказывается лидер религиозной секты «Дети новой зари» Иеремия (Лайнас Роуч), а все остальные в его машине – его братья и сестры, паства, так сказать.
 
Теперь он не может ни спать, ни есть. Ему нужна Мэнди. Особенная девушка для особенного него. Призвав жуткую банду байкеров-психопатов, которые то ли из самого ада, то ли просто двинулись на почве приема ЛСД с измененной формулой, они врываются домой к Мэнди и Рэду, а дальше все как в сне-кошмаре, итог которого – девушка ритуально сожжена, выживший окровавленный Рэд будет мстить. Жестоко, рубить с плеча, приносить страдания и боль. Идти и убивать.
 
 

 
 
Сюрреалистический психотропный триллер и фильм ужасов в одном хронометраже. Кровища льется ручьем, противник убивается изощренными способами, ЛСД сыпется как снег, странное переплетается с необъяснимым, неон отдает то ли на лице воина Кейджа, то ли в вашем воображении, на экране лихие 80-е с их ультранасилием и неуемным увлечением фэнтези, и они также лихо воскресают в вашей душе.
 
«Мэнди» не остался не замеченным профессиональным киносообществом. Лента участвовала в конкурсе кинофестиваля американского независимого кино Сандэнс, а также была показана на Каннском киносмотре в рамках программы «Двухнедельник режиссеров». Так вот в Каннах «Мэнди» устроили длительную овацию, после сеанса!
 
Режиссер со странной фамилией Косматос (и имя, впрочем, тоже подходит — Панос), итальянец по родителям, но рожденный в Канаде, увлечен той эпохой не на шутку – в своем прошлом фильме (который, к слову, был дебютным) «По ту сторону черной радуги» он заставил о себе говорить не только узкий круг киноманов. И именно там Косматос начал исследовать свою любовь к жанру, эпохе, психотропной эстетике. В «Мэнди» же он просто открылся на полную, вдохнул всей грудью, отпустив свое воображение на свободу.
 
И получился какой-то невероятный трэш, который увлекает, поражает, не дает возможности оторваться, но при этом удивляет визионерскими решениями, просто потрясающим саундтреком и даже иронией. И смотреть это все надо на большом экране, конечно же (говорят, Косматос хотел снимать все на пленку, но продюсеры очень из-за этого взволновались, поэтому пришлось использовать эффект зерна на постпродакшн).
 
 
Лайнас Роуч в роли Иеремии в фильме «Мэнди»

 
Кстати, становление Косматоса как кинорежиссера – история, достойная отдельного упоминания. Если вы любили фильмы с Сильвестром Сталлоне «Кобра» и «Рэмбо: Первая кровь» или, например, неровно дышите к вестерну с Куртом Расселом и Вэлом Килмером «Тумстоун: Легенда дикого запада», то, значит, знакомы с творчеством отца режиссера – Джоджа П. Косматоса. Ведь именно он их снял. Поэтому, осознавая, насколько губительным может быть кинематограф определенного жанра, Косматос-старший запрещал Косматосу-младшему смотреть ужастики. Чему мальчик был крайне не рад и отправлялся в ближайший магазин проката видео-кассет, чтобы смотреть на постеры фильмов и воображать себе их сюжет.
 
Вот и навоображался! Потому что «Мэнди» выглядит как раз как квинтэссенция фильмов ужасов 80-х, литературы фэнтези и постоянно сменяющихся обложек для альбомов тяжелых рок-групп. Все пропитано ЛСД (кажется, даже зритель получает дозу – такой себе эффект кино-плацебо), а видеоряд больше схож на длинный, красивый видеоклип. Пересказать невозможно, но почти каждая сцена – это что-то с чем-то.
 
 
Николас Кейдж в роли Рэда в фильме «Мэнди»

 
Монтаж, свет, цвет, ракурсы, музыка и невероятный Николас Кейдж, без эмоций которого, доведенных Интернетом до смешных идиотских мемов, просто не было бы «Мэнди». Кейдж вдруг производит особое сочетание из всех своих удачных и совсем нет персонажей в кино, рождая на экране героя, который тихо любит, но потом вдруг пучит наливающиеся кровью глаза, рычит, хлещет виски в одних трусах (удивительная сцена), идиотически гримасничает, сосредоточенно страдальчески смотрит и достойно сражается на дуэли бензопил. Он – тот, кто должен был сыграть лесоруба Рэда. Возможно, вся его катящаяся под откос за последние (долгие) годы кинокарьера специально была предназначена для этой роли.
 
 
Андреа Райзборо в роли Мэнди в фильме «Мэнди»

 
Хотя предыдущий абзац упускает еще кое-что важное для этого фильма, без чего он не стал бы таким – оригинальным, удивительным, ошеломляющим. Коктейль из воображения Косматоса и актерских данных Кейджа содержит еще один (не)секретный ингредиент – музыка, к сожалению, уже покойного исландца Йохана Йоханнссона, и саундтрек для «Мэнди» стал последней кинематографической работой композитора. Но именно эти психоделические электронные звучания превратили историю в своеобразную оперу – музыка как космос, о планетах которого говорят в начале картины Рэд и Мэнди. Музыка как галлюцинация, на что, в общем, и похож весь фильм.
 
Смотрите кино!
 
 

 
 
В украинском прокате – с 22 ноября 2018 г.
 
Год: 2017
Режиссер: Панос Косматос
Авторы сценария: Панос Косматос, Аарон Стюарт-Ан, Крис «Каспер» Келли
Жанр: ужасы, хоррор, драма, триллер, боевик
В ролях: Николас Кейдж, Андреа Райзборо, Лайнас роуч, Нед Деннехи и др.
Страна: США, Бельгия, Великобритания
Хронометраж: 121 мин.
 
Фото: Артхаус Трафик

Добавить комментарий