Последняя дуэль: рыцари без страха, но с упреком

  

The Last Duel

  


Картина, в которой 83-хлетний режиссер наглядно демонстрирует, что не растратил былых талантов, а Мэтт Деймон вместе с Беном Аффлеком возвращаются к тому ремеслу, в котором они также хороши как в актерстве – к сценарному. Подробнее о том, почему фильм о событиях XIV века выглядит современнtt, чем любой другой – в рецензии от «Смотрите кино»

  


  


Средневековую Францию терзают войны, а ее молодой король Карл VI (Алекс Лоутер) больше похож на капризного мальчишку. По факту власть свершают другие люди, и, в частности, кузен короля граф Пьер Алансонский (Бен Аффлек) проводит нужную ему политику и жалует тех, кого пожелает. Поэтому когда-то в его фаворе был Жан де Карруж (Мэтт Деймон) – отчаянный, храбрый, но при этом резкий и прямолинейный. Будучи оруженосцем графа, он сдружился с Жаком Ле Гри (Адам Драйвер), вместе с которым они сражались за короля и Францию не в одной битве. Но со временем граф стал благоволить именно к Ле Гри, ведь тот более благоразумный, дипломатичный и обучен грамоте.


Испытывая денежные затруднения, де Карруж женится на дочери де Тибувиля – богатого, но запятнавшего свое имя вельможи. Невеста по имени Маргарита (Джоди Комер) красива, образована и с большим приданным. Однако в день свадьбы де Карруж узнает, что самый лакомый кусок приданного в виде земель и любимого Маргаритой замка отданы в счет долгов графу Пьеру Аласонскому, который внезапно даровал их Ле Гри. Оскорбленный де Карруж вздумал судиться, сам при этом отправляясь в новые военные походы. И вот, вернувшись однажды домой, он узнает, что его жена была обесчещена, и имя этому негодяю Жак Ле Гри. Разъяренный де Карруж отправляется в суд и к королю, который говорит, что разрешить ситуацию перед Богом и людьми способен только поединок. Выиграет тот, на чьей стороне правда. И если это будет не де Карруж, то его жену сожгут заживо. Таков закон.

  

Мэтт Деймон в роли Жана де Карружа в фильме «Последняя дуэль»

  


Совсем не секрет, что в последние годы Ридли Скотт снимал немало, но весьма спорно. После прогремевшего оскароносного «Гладиатора» (вторую часть которого он на старости лет внезапно надумал сделать) и весьма успешного «Гангстера», режиссер работал плодотворно, но не так ярко. Случился, конечно, зрительский хит «Марсианин» все с тем же Мэттом Деймоном, но в целом ничего крайне значимого вспомнить и нельзя. Даже возвращение во франшизу «Чужого» оказалось неоднозначным, хотя обе его картины (и «Прометей», и «Чужой: Завет») не без достоинств достоинства.


«Последнюю дуэль» изначально должен был снимать вовсе не он, а Фрэнсис Лоуренс, режиссер франшизы «Голодные игры», давно проявляющий интерес к экранизации книги «Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции» от профессора английской словесности Эрика Джегера. Но после четырех лет подвешенного состояния (снимать или не снимать), проект внезапно возглавил Ридли Скотт, и звучит это крайне символично, ведь самым первым фильмом, после которого его как режиссера заметили в узких, но влиятельных фестивальных кругах, была картина «Дуэлянты» – история многолетнего соперничества двух французских офицеров времен наполеоновских войн. Тогда в далеком 1977 году молодой Ридли Скотт выиграл в Каннах приз за лучший дебют и именно после случились легендарный «Чужой» и не менее легендарный «Бегущий по лезвию» – фильмы, без которых немыслимо развитие жанра научной фантастики.

  

Джоди Комер в роли Маргариты в фильме «Последняя дуэль»

  


Однако вот, что удивительно (хотя, возможно, и нет): актуальную картину, идеально вписывающуюся в современные тренды, развернувшиеся после #MeToo, снял именно Ридли Скотт, 83-х лет от роду. Причем весьма тонко, без нравоучений, манифестов и призывов, без нарочитого пафоса, который так характерен современным фильмам феминистического толка. А просто избрав не новую, но и не особо популярную форму – рассказать одну и ту же историю от трех лиц, используя эффект «Расемона», который восходит к одноименному фильму Акиры Куросавы. Ведь у каждого участника событий собственная история и субъективный взгляд на нее, порой полярно противоречащий другим.


Сценарий к «Последней дуэли» внезапно написали две кинозвезды – закадычные друзья Бен Аффлек и Мэтт Деймон. И сделали они это уже во второй раз в своей жизни. Первый был, как мы помним, крайне успешным – драма «Умница Уилл Хантинг» и каждому по «Оскару» за это. Получится ли фокус с призом снова – мы еще увидим, но, как и тогда, оба они снялись в фильме по своему же сценарию (к слову, актеры написали только мужские версии «Последней дуэли», а женскую доработала сценаристка Николь Холофсенер). И сделали это с блеском. Также как и Адам Драйвер, со своей внешностью идеально вписывающийся в образ средневекового рыцаря. Однако особо стоит отметить, что молодая Джоди Комер совсем не теряется на фоне этих актерских харизматиков – ее роль выверенная, тонкая, развивающаяся сдержанно, но верно.

  

Адам Драйвер в роли Жака Ле Гри в фильме «Последняя дуэль»

  


Авторы «Последней дуэли» рассказывают три версии событий: правду мужа, правду поклонника, ставшего насильником, и правду жертвы. И если вы проморгаете повторный титр «правда», который тихо вставляет Ридли Скотт, то и сами все поймете и удивитесь, насколько ярко можно увидеть в этом зеркале множество историй современных женщин, которые перестали молчать при популяризации #MeToo. Тут будет и изощренное «сама виновата», и осуждающее «выносить сор из избы», и жесткое «он же тебе нравился», и циничное «что тебе еще надо?», и странное «если женщина говорит «нет» — это означает «да». Каждое в своей интерпретации в зависимости от того, в чьей версии правды оно звучит. Поэтому современным «Последнюю дуэль» делает как раз вариативность тональности и акценты, которые аккуратно и метко расставлены в разных историях, превращающие буквально эти главы в разножанровое кино.


Пересказ от лица мужа – версия наиболее сухая и конкретная. Подвиги и несправедливость, битвы и тягостность мирной жизни, потому что рыцарь бедный, но гордый, ищущий на поле боя признания, почтительный с матерью, в меру нежный с женой. Пересказ от лица его экс-друга и теперь противника – история любви, склонной к одержимости, чувства ранее ему неведанного, а оттого и все поглотившего. Однако в этой версии и Жан де Карруж видится иначе – уже как бездумный, а порой и безрассудный, не внемлющий голосу разума гордец.

  

Кадр из фильма «Последняя дуэль»

  


Пересказ от имени Маргариты – история женщины, которая не рассматривается как человек и тем более как личность никем из мужчин в ее жизни. Будь-то любящий отец, отдающий ее замуж как племенную кобылу на скрещивание, торгующийся с будущим мужем о ее приданном. Будь-то новоявленный супруг, человек в целом отзывчивый, но жесткий, рассматривающий ее от начала и до самого конца как трофей, несущий преступление, совершенное над ней, как знамя в собственной борьбе с несправедливостью. Будь-то пылкий поклонник, воспринимающий ее красоту и (главное) легкий флирт как сигнал для удовлетворения своей бушующей страсти. В итоге двое мужчин, бьющиеся на дуэли якобы за ее честь, бьются каждый за свою правду и честное имя.

  

Кадр из фильма «Последняя дуэль»

  


И если бы «Последнюю дуэль» снимал менее мастерский режиссер, то возможно за 2,5 часа хронометража и трижды повторяемой истории зритель бы уже заскучал. Но нет. Каждая из версий правды представлена по-своему, меняет угол зрения и оптику на события, акцентирует внимание на новых, но крайне важных деталях, дает понять, что никто из героев не имеет монополию на однозначность только потому, что в их версиях женщина не существовала как героиня, а лишь как предмет, чью принадлежность тела и чувств они однобоко решают на своем брутальном поединке. Как все завершится для Маргариты – стоит узнать в кино, а не в статье из Википедии, ведь события эти происходили в реальности XIV века, когда и состоялась последняя легальная дуэль. После нее благородные и не очень рыцари, конечно же, дрались за своих дам, но делали это уже незаконно. Тогда как женщин на кострах сжигали еще очень и очень долго, следуя официальной букве закона.


Смотрите кино!

  

Трейлер фильма «Последняя дуэль»

  

В украинском прокате – с 21 октября 2021 г.


Год: 2020
Режиссер: Ридли Скотт
Авторы сценария: Бен Аффлек, Мэтт Деймон, Николь Холофсенер
Жанр: историческая драма
В ролях: Мэтт Деймон, Адам Драйвер, Джоди Комер, Бен Аффлек, Харриет Уолтер, Алекс Лоутер, Мартон Чокаш и др.
Страна: США, Великобритания
Хронометраж: 152 мин.

Фото: Ringer illustration и Киномания

Добавить комментарий