«Чужому» 40 лет

  

В рамках МКФ «Молодость-48» начались и продолжаются мероприятия, призванные отпраздновать юбилей знакомства человечества с Чужими, позже классифицируемыми как ксеноморфы. Кто-то будет обходить такие мероприятия стороной (мало ли), а кто-то поспешит, ведь их надо знать в лицо, тем более неизвестно, когда они снова высадятся в Украине

  


  

 

В мае 1979 г. на киноэкраны вышел фильм Ридли Скотта «Чужой». Ему было суждено стать легендарным, культовым, той картиной, которая изменила кино и представление всего мира о жанре фильмов ужасов и научной фантастики. Истинный страх, смешанный с неприкрытым восхищением, внушают сами монстры — Чужие, которых чуть позже назовут ксеноморфами. Придумал их швейцарский художник Ганс Руди Гигер.

  

С чего все начиналось: «Чужой», 1979 г.

  

Картина в том виде, в котором зритель ее знает, и в отреставрированной версии которой ее показали на единственном киносеансе в рамках 48-й «Молодости» (и билеты исчезли из продажи с такой же скоростью, с какой погибали члены экипажа «Ностромо»), в сценарном смысле прошла несколько эволюционных этапов. И, пожалуй, его окончательная версия (а точнее видение этой версии) все же принадлежит Ридли Скотту, который, конечно же, в титрах как сценарист не значится, но именно он настоял на нескольких важных решениях. Например, что Рипли все-таки будет женщиной (а в первоначальной версии это была мужская роль, как и все остальные члены экипажа, прописанные максимально универсально), или что сцены секса между Рипли и капитаном корабля Далласом все же не будет. И множество иных деталей, поменявших в конечном итоге первоначальную смысловую нагрузку картины, ее визуальный ряд и атмосферу хоррора.

Также, благодаря Ридли Скотту, который, кстати, уже был четвертым в кресле режиссера, в «Чужого» собирали сильный актерский состав, пусть некоторые из актеров и были еще недостаточно известны публике (как, например, сама Сигурни Уивер), но, тем не менее, пробы проходили со всей тщательностью по обе стороны океана (в США и Великобритании). А после, уже во время съемочного процесса, режиссер отдельно написал каждому персонажу (которых всего 7) подробную его историю, чтобы придать образам глубину и эмоциональные отличия, которых он от актеров и добивался, тиранически снимая множество дублей.

  

Ридлиграммы «Чужого» — пример раскадровки, нарисованной режиссером Ридли Скоттом

  

При этом студия изначально выделила на картину бюджет в 2 раза ниже того, за который «Чужой» был снят. Но Ридли Скотт собрал все эскизы швейцарского художника школы фантастического реализма Ганса Руди Гигера, все свои раскадровки (которые также известны как Ридлиграммы) и отправился на встречу к студийным боссам. Возможно, Скотт им угрожал инопланетным существом, возможно те просто впечатлились подходом и дизайном, но картина получила необходимый ей бюджет, позже окупив его в прокате в 10 раз.

Интересно, что в фильме отсутствуют компьютерные эффекты (просто стоит напомнить, что это 1979 г.). Чужого играет человек в костюме (Боладжи Бадеджо, и это единственная его роль в кино), все фантастическое на экране создавалось из подручных (и не очень) средств (человеческий череп, внутренности и кости животных, привезенные с ближайших скотобоен), но до сих пор фильм завораживает, вводит в некий транс, тормошит страх зрителя и нагнетает внутри тихий ужас. Даже зная, что произойдет дальше, кто выживет, а кто совсем нет, «Чужой» просто захватывает с самого начала и несет своим развитием по всем хоррор-закоулкам фантазии. Вы ни разу не сможете рассмотреть монстра вблизи. Но будете по-прежнему напряжены в ожидании худшего. Все потому, что об этом позаботился режиссер. Хотя объяснение довольно простое — Чужой со всех других ракурсов и при большем экранном времени казался бы не естественным и настоящим, а просто лишь человеком в костюме.

  

Современный трейлер отреставрированного фильма «Чужой», 1979 г.

  

Киевская выставка «Г.Р.Гигер. Алиенация»

  

Малоизвестный факт, но это правда: если бы не работы швейцарца Ганса Руди Гигера, не было бы «Чужого» в принципе. Не в том смысле, что он разработал его дизайн (что понятно), а также, перевыполняя план, придумал еще инопланетный космический корабль и окаменевшего существа в нем, получившего от экипажа «Ностромо» прозвище Космический жокей , а также опасные яйца и лицехвата, откладывающего в носителя (например, человека) зародыша. За все перечисленное Гигер получил «Оскар» в категории «визуальные эффекты».

Но дело не только в этом. Очень давно, когда самая первая версия сценария еще не была написана, Дэн О`Бэнон (самый первый сценарист фильма), работая с Гигером над «Дюной» Алехандро Ходоровского (которую потом свернули), увидел работы художника из цикла «Necronomicon». И не смог забыть эти странные образы. До такой степени, что и написал потом сценарий о монстре Гигера, которым позже восхитился Ридли Скотт, задействовав очень плотно художника на съемках.

  

  

Организаторы киевской выставки, проходящей в рамках мультидисциплинарной программы празднования юбилея «Чужого», как со стороны «Довженко-центра», так и со стороны музея Гигера в Грюйере, рассказывали, насколько непросто было осуществить подобный проект, который при этом был организован в кратчайшие сроки — ровно за месяц (тогда как подобный объем работ обычно требует не менее 3-х месяцев).

При этом Марко Витциг, со-директор и куратор музея художника в Швейцарии, на пресс-конференции в рамках кинофестиваля поведал, что уже более двух десятков лет мечтал о подобной выставке, что, однако, все никак было неосуществимо — в виду, как минимум, большого размера и высокой стоимости некоторых работ мастера (что усложняет их транспортировку в разы).

  

 

  

Для Швейцария Ганс Руди Гигер — фигура особенная. У него есть собственный музей, располагающийся в замке города Грюйер. Именно оттуда в Киев и приехало немало работ художника разного периода — и это не только огромный двухметровый ксеноморф, который принимал участие в съемках третьего фильма «Чужой» режиссера Дэвида Финчера, но и ранние иллюстрации из «Дневника ночных страхов», и эскизы работ над «Дюной» Ходоровского, и, естественно, разработки для фильма, а также более поздние графические произведения и небольшие скульптуры (в том числе, и с личного стола в кабинете художника).

  

«Ангел-хранитель» Гигера встречает гостей выставки на входе

  

Во время экскурсии-презентации Мирослава Хартмонд, куратор киевской выставки «Г.Р.Гигер. Алиенация», неоднократно акцентировала, что художник вкладывал в любые свои работы глубокий психологический и социальный подтекст, остро реагируя на повестку дня как в своей стране, так и во всем мире.

С самого детства Ганс Руди Гигер был пугливым, эмоциональным и впечатлительным ребенком, а взрослел он в период Второй мировой войны, которая, конечно, напрямую Швейцарию не коснулась в виду удерживаемого нейтралитета, но события которой широкого освещались в местных новостях.

Безусловно, в своих работах он отражал собственные страхи — смерти, темных сил, иного неизведанного мира, насилия, жестокости. Это был его способ борьбы с ними: задокументируй свои кошмары и, возможно, они станут пугать кого-то другого, уже не тебя, но при этом покажи их красиво, попробуй увидеть в них нечто прекрасное, и тогда, возможно, они уже никому не покажутся такими страшными.

  

 

  

Поэтому каждое произведение Гигера пропитано глубоко личными эмоциями и переживаниями, в виду того, что художник был крайне впечатлительной натурой. К примеру, на киевской выставке можно увидеть портрет возлюбленной художника — актрисы Ли Тоблер, которая через 2 года, после того, как он ее написал, покончила жизнь самоубийством. Как рассказала куратор Мирослава Хартмонд, Ли не любила этот свой портрет, ведь находила в нем отражение своей темной стороны натуры, сожалея, что Гигер видит ее именно такой.

  

 

  

Также личные страхи родом из детства проявляются в работе художника 70-х гг., которая представляет собой автопортрет в образе курящего младенца (она висит на выставке на входе по правую сторону), у которого вместо рук — железные протезы, как у робота андроида. Просто одноклассник Гигера в результате несчастного случая (взорвалось оружие, которым они вместе играли) потерял обе руки.

  

Интересно, что сейчас работы Гигера, безусловно, удивляют, приковывают к себе, но уже не шокируют (мы и не такое видели в искусстве). Однако на момент их создания (60-70-е гг.) они представляли собой нечто неожиданно революционное, взрыв сознания, попрание принятых правил и норм морали.

  

    

Основная черта его произведений — натуралистическое соединение машины и людской плоти. На киевской выставке есть несколько работ 1969 г. из серии «Биомеханоиды», которые наглядно демонстрируют красоту и тревожность единения механизмов и женского тела. Именно такие работы и положили начало арт-направлению биомеханика, ярким представителем которого и выступает Ганс Руди Гигер.

Кстати, художник всегда восхищался женщинами и отводил особое место женскому телу в своем творчестве. Если проанализировать его стиль, то именно женское начало представляет в работах Гигера нечто прекрасное и удивительное, самые страшные его произведения при этом по-особенному эротичны и буквально источают сексуальную женскую энергию.

  

Мирослава Хартмунд о графических работах Г.Р. Гигера — прототипе Космического жокея из «Чужого»

  

Для внимательных посетителей выставки «Алиенация» можно проследить эволюцию образа Чужого в работах художника. Ведь экспонаты для Киева подбирались таким образом, что некоторые черты тех, кого позже назовут ксеноморфами, присущи героям и ранних работ Гигера — творческий путь от серии «Биомеханоиды» до того существа, которого мы видим в «Чужом», а также часть работ, представляющих дизайн ландшафта неизвестной планеты из фильма и инопланетного корабля. Именно в таком виде они и были перенесены на киноэкран, и режиссер Ридли Скотт был буквально в восторге.

Чужих эпохи самого первого фильма и его продолжения, снятого режиссером Джеймсом Кэмероном («Чужие»), транспортировать и выставлять противопоказано в виду крайне неблагоприятного состояния экспонатов. Они находятся в музее в Швейцарии и помещены в специальные вакуумные боксы без воздуха, который может их разрушить. В Киев прилетел доработанный Гигером Чужой для фильма Дэвида Финчера, третьей картины классической тетралогии. Это существо оказалось еще более страшным и лютым (если сравнивать с первыми), однако при этом и более сексуальным и эстетическим. Теперь у ксеноморфа есть губы и, со слов со-директора музея художника Марко Витцига, Гигер «срисовал» их с Мишель Пфайффер, которая в те времена была секс-символом.

  

Ксеноморф, который появился в «Чужой 3» Дэвида Финчера

  

Во время выставки в программе от «Довженко-центра» запланировано несколько дополнительных параллельных мероприятий — от просмотра документальных фильмов о творческом методе художника и его сотрудничестве с музыкантами до лекций и дискуссий о вкладе Гигера в эволюцию жанров хоррор и научной фантастики. Все подробности, расписания, билеты тут.

  

Фотовыставка «Camera Obscura. Г.Р. Гигер и фотография, 1950-60-ые гг.»

  

Также в рамках мультидисциплинарной программы по празднованию 40-летия выхода на киноэкраны фильма «Чужой» в киевской галерее Triptych открылась выставка уникальных фотографий, сделанных в период 50-60-х гг. прошлого века, которые хранятся в личном архиве художника и демонстрируют как его бытовую жизнь, так и процесс творчества.

Как несложно догадаться, на фотографиях будет представлен очень ранний гигеровский период (ведь родился он в 1940 г.). Тем интереснее проследить по фото те места и окружение, в которых начинал творить будущий «отец биопанка», ту среду, которая формировала его как человека творческого.

Мероприятие в Украине (как и все упомянутые выше) поддерживают Посольство Швейцарии в Украине, Музей Г.Р. Гигера (Грюйер, Швейцария) и МКФ «Молодость», и продлится оно до 12 июня 2019 г. Подробнее о фотовыставке можно узнать тут.

    

Смотрите кино!

    

Фото: American Cinematographer и автора

Добавить комментарий