Звездные войны: Скайуокер. Восход


Star Wars: Episode IX – The Rise of Skywalker

  


Ее будут ругать неизбежно – завершение трилогии трилогий, которая была с нами долгих (или коротких?) 42 года. У кого-то психологическая травма расставания, кто-то проживал собственную историю за 20-тичасовую киносагу, а некоторые так и вовсе давно разыграли все сюжетные линии в своем воображении. Эпоха Скайуокеров завершилась, а как именно (и, ясное дело, без спойлеров) – в рецензии от «Смотрите кино!»

  


  


Рей (Дэйзи Ридли) тренируется перед решающей схваткой с «Первым орденом» (хотя потом выясняется, что не совсем с ним). Она должна быть тем джедаем, который изменит все. Или ничего уже не изменится никогда. Но Рей и в сомнениях – сможет ли она осуществить то, что от нее все ждут, будет ли решительна, когда того потребует судьбоносная ситуация, и что кроется в ее прошлом, которое никак не дает ей покоя? В это время Финн (Джон Бойега), По (Оскар Айзек) и Чубакка (Йонас Суотамо) то в шахматы играют, то в воздухе сражаются, то спорят до хрипоты о приоритетах, а Кайло Рен (Адам Драйвер) аккумулирует сил, разрабатывая собственный план, также полный сомнений.


Больше что-то сказать абсолютно невозможно, потому что каждая сюжетная деталь может испортить удовольствие (или подогреть негодование). Будут и смерти, и воскрешения, и отчаянные ситуации, когда, казалось бы, все пропало (но нет), и удивительные избавления, и авантюрные поступки, ставящие под угрозу все, и пришествие мертвых, и важные жертвы живых. Будет все, но даже слишком явно в духе «Звездных войн», потому что так надо – этого ждут (хотя вот не факт) и это безопаснее для эпичной франшизы.

  

Кадр из фильма “Звездные войны: Скайуокер. Восход”

  


Джей Джей Абрамс, удачно перезагрузивший «Пробуждением силы» для нового поколения эту киносагу (хотя повзрослевшие адепты не признают этот факт, отрицают и негодуют) и давший начало трилогии сиквелов, снова вернулся, чтобы ее завершить, забыв, обрубив и разрушив многие сюжетные планы Райана Джонсона, который написал и снял вторую часть сиквелов «Последние джедаи». Поступок кинематографически грубый по отношению к Джонсону и коммерчески выверенный по отношению к прибыли студии Disney (напомним, владеющей правами на «Звездные войны»). «Последних джедаев» фандом ругал пуще воскресивших историю «Пробуждения силы», называя фильм Джонсона невнятным и противоречивым. Однако именно он предупреждал, что опасно идти на поводу у поклонников, разрабатывая на экране фанатские теории, потакая их желаниям и перепевая старые мотивы.

   

Дэйзи Ридли в роли Рей в фильме “Звездные войны: Скайуокер. Восход”

  


Видение Джей Джей Абрамса, максимально открывающее объятья всем ностальгическим вздохам, воспоминаниям и старым персонажам, было понятно и оправдано в «Пробуждении силы», которая вышла через продолжительный, после «Мести ситхов», перерыв в 10 лет. Все успели соскучиться и с придыханием ловили каждый кадр с дроидами, Чубаккой, Соло и (теперь уже) генералом Леей, а встреча с «Тысячелетним соколом» и вовсе вызывала аплодисменты. Но сейчас минуло всего пару лет, поэтому зеркальный сюжет, в котором не только те же противники, но даже подобные сюжетные твисты (не забыли и классику «Люк, я твой отец») выглядят беспомощными и скорее просчитанными.


Надо закончить космическую сагу на высокой ноте! Безусловно, надо. Однако хотелось бы, чтобы эта нота отдавала хоть какой-то новизной, хоть как-то расширяла воображение, приоткрывала новые горизонты интерпретаций. Так ли хорошо желать угодить фандому, выложив ответы на главные вопросы в ущерб сложным сюжетным слоям и персонажам? Так ли правильно напичкать фильм по максимуму приятными для поклонников деталями, снова и снова рассказывая одну и ту же историю, что, безусловно, выстрелило в «Пробуждении силы» как на уровне эмоциональном, так и на прибыльном (больше 2-х миллиардов в прокате, на минуточку). Вероятно, да. Если снимаешь заключительную ноту легендарной киносаги и делаешь это для маркетингового монстра Disney. В витринах уже выставлены любимые герои, на полки завезены световые мечи, а символика как раз наносится на любые немыслимые форматы. Автор умер, историю пишет коллективное бессознательное.

  

Кадр из фильма “Звездные войны: Скайуокер. Восход”

  


К сожалению, Джей Джей Абрамс развил только двух героев современных «Звездных войн» в ущерб развитию самой киновселенной, которое носится по кругу с усиливающимися эффектами дежавю. И эти два героя, дуально взаимодействующие друг с другом не только в ошеломительных битвах на световых мечах (что по-прежнему очень красиво и изобретательно), но и с помощью телепатии и едва уловимой, однако крайне сочной кинематографической химии, придают картине единственно интересный ракурс. Баланс светлого и темного, женского и мужского. Персонаж Дэйзи Ридли объективно не был бы так хорош без активной связи с персонажем Адама Драйвера, который получился невероятно харизматичным.

  

Адам Драйвер в роли Кайло Рена в фильме “Звездные войны: Скайуокер. Восход”

  


Безродная мусорщица, чья линия раскроется на полную (и во многом уже не будет загадкой, кроме деталей), чьи вопросы в космическую пустоту получат ответы, чье будущее будет теперь предопределено. Дэйзи Ридли с вдохновением втягивается в метания и сомнения, отлично работает световым мечом, преодолевает препятствия и старается нести на своих хрупких плечах такую богатую подоплеками историю, что отвечает как современное повестке дня (сильная женщина, принимающая решения и берущая на себя ответственность за их последствия), но также и не выбивается из общей истории «Звездных войн» (Лея Органа всегда была одним из центровых персонажей и назвать ее просто «девой в беде» язык не поворачивается).


Кайло Рен по факту оказывается самым интересным и сложным героем и во многом оттягивает на себя симпатии зрителей (и кто теперь посмеет смеяться, когда он снимает маску, как это было во время «Пробуждения силы»?). Адам Драйвер на экране буквально дает Гамлета с его вечными «быть или не быть» и призраком отца (что усиливается еще и матерью), а эмоциональный диапазон актера на крупных планах в разы интереснее, чем у той же Дэйзи Ридли (просто персонаж обязывает).

  

Кэрри Фишер в роли генерала Леи Органы в фильме “Звездные войны: Скайуокер. Восход”

  


Однако абсолютно функциональное появление в кадре других героев, которые активно выводились на передовую сюжета в прошлых частях и подавали надежды, теперь вселяет лишь грусть и непонимание. Роуз, Чубакка и даже Финн с По своей смысловой и эмоциональной нагрузкой мало отходят от функций дроидов, несмотря на легкие намеки любовных линий для последних двух (не между собой, что вы, хотя порой этого и хочется ради протеста).


В чем ни в коем разе не проигрывают «Звездные войны: Скайуокер. Восход» — это в зрелищной картинке, за что (помимо ярких спецэффектов) снова отвечал оператор Дэниэл Миндел (он же с Абрамсом снимал «Пробуждение силы» и другие его космические фильмы). Динамичные съемки в пустыне, сражение сквозь волны и ветер, финал в подземельном мире – все это эпично, красиво, живописно и смотрится на высокой ноте, затаив дыхание, а громогласная (в хорошем смысле) музыка неизменного Джона Уильямса снова придает происходящему статус космической оперы и неизменное ощущение особой Силы. И от этого точно некогда перевести дух. И это, несмотря на пафос, вовлекает зрителя внутрь. Именно поэтому, если и смотреть «Звездные войны: Скайуокер. Восход», то только на большом экране.

  

Дэйзи Ридли в роли Рей в фильме “Звездные войны: Скайуокер. Восход”

  


Эпоха Скайуокеров завершилась, хоть в это и не верится (как и в то, что Disney устоит перед соблазном к ней вернуться). Теперь самое время для открытия новой эпохи. Да утешимся в ожидании «Мандалорцем» и предстоящим спин-оффом Оби Ван-Кеноби (зря что ли Юэн МакГрегор бороду отращивал?).


Смотрите кино!

  

Трейлер фильма “Звездные войны: Скайуокер. Восход”

  



В украинском прокате – с 19 декабря 2019 г.


Год: 2019
Режиссер: Джей Джей Абрамс
Авторы сценария: Крис Террио, Джей Джей Абрамс, Дерек Коннолли и др.
В ролях: Дэйзи Ридли, Марк Хэмилл, Адам Драйвер, Кэрри Фишер, Джон Бойега, Оскар Айзек, Донал Глисон, Ричард Э. Грант и др.
Жанр: фантастические приключения, фантастика, фэнтези, боевик, приключения
Страна: США
Хронометраж: 141+ мин.

Фото: Киномания

Залишити відповідь