Кафе желаний: прекрасная эпоха каждого

  

La Belle Époque

  


Это то французское кино, по которому вы скучали, ведь его можно смотреть, смеясь и грустя одновременно. Умное, трогательное, больше близкое тем, кто постарше, но способное доставить удовольствие любому. Это французское кино от актера, который уже давно успел стать режиссером и сценаристом. Подробнее о том, что всегда есть возможность оглянуться в прошлое, чтобы определиться с будущим – в рецензии от «Смотрите кино!»

  


  


Когда-то Виктор (Даниель Отой) был достаточно известным во Франции художником. Он рисовал карикатуры и вдохновенные скетчи, и работал в газете под предводительством друга. Но прошло время, диджитализация заполняет каждую творческую щель, поэтому издание ушло в онлайн, а Виктор, который уже в возрасте, не может найти свое место в изменившимся мире. Его раздражают гаджеты и новые технологии, бесят смартфоны, но особенно то, что его жена Марианна (Фанни Ардан) отлично вписывается в новую эру, получая от этого удовольствие и разрушая интимное взаимопонимание, которое было между ними годами.


Виктор в депрессии, и когда его сын (Микаэль Коэн) предлагает попробовать новую услугу компании его друга детства (Гийом Кане), направленную на воссоздание любой (угодной клиенту) эпохи, мужчина сначала воспринимает предложение в штыки. Но через несколько часов изменившихся обстоятельств он все же решается и заказывает встречу 16 мая 1974 года в кафе «Прекрасная эпоха», что в Лионе. Тот момент, который изменил полностью его жизнь. Тот момент, в который он встретил свою большую любовь.

  

Даниель Отой в роли Виктора в фильме «Кафе желаний»

  


Николя Бедоса уже заявил о себе не только как актер, которого очень многие помнят по французским лентам – в этом амплуа вы могли его увидеть в «Любовь живет три года», чуть лучше рассмотреть – в «Любовь на кончиках пальцев», а запомнить по «Любви без пересадок». Но в 2017 г. появляется комедийная мелодрама «Он и Она», в которой Бедоса не только играет главную роль, но и все остальные главенствующие – как автор сценария и режиссер. К слову, писать сценарии к фильмам ему и раньше было любопытно (та же «Любовь без пересадок» – в этом плане его рук дело, хотя руки эти там были и не одни). И, кажется, что после «Он и Она», получивший очень теплый прием не только зрителей, но и киносообщества, Бедоса понял, что ему, на самом деле, интересно в этой жизни.

  

Фанни Ардан в роли Марианны в фильме «Кафе желаний»

  


Новый фильм этого автора «Кафе желаний» (который все-таки в переводе «Прекрасная эпоха») пошел еще дальше, и его премьера состоялась уже в основном конкурсе «Каннского кинофестиваля», где он был, пожалуй, самой легкой и воздушной картиной киносмотра. Однако не стоит обманываться, ведь ленты Бедоса на самом деле значительно глубже и сложнее, чем кажутся на первый взгляд, а из-за своей внешней ироничности и легкости в итоге способны дотронуться до самых глубоко спрятанных струн души более широкого круга зрителей, чем эстетское фестивальное кино.


Так и происходит с «Кафе желаний», которое оставляет практически любого зрителя в приподнятых чувствах и с непроизвольной улыбкой. В чем же секрет еще одной картины Николя Бедоса? Отталкиваясь от ностальгических аккордов и давно понятных заявлений «раньше было лучше», лента все же подводит к неочевидному, на первый взгляд, выводу: «Это не я такой злой был. Это просто у меня велосипеда не было». Художник Даниеля Отоя не приживается в социуме только потому, что, как творческий человек старой закалки, он чувствует нутром выхолаживания чувств, утрату близости и душевной интимности. Именно это, в первую очередь, дико раздражает его в любимой некогда жене, которая принимает новые правила игры, и, кажется, даже получает от них удовольствие. Виктор утрачивает горячую руку Марианны в своей руке, родственную душу, с которой вместе «они были не такие как все» — живые, искренние, парящие. А вместе с этой рукой близости – теряется и всякая опора для него в хаосе современности.

  

Кадр из фильма «Кафе желаний»

  


Не то хорошо, чтобы окунуться в ностальгию и забыться (путь, в общем-то, бесперспективный), а то, чтобы воспринять погружение в прошлое для нового толчка возрождения, который у героя произойдет (конечно же), но вовсе не так, как ему ожидалось. Чтобы напомнить себе, что есть главное, а что – напускное. Чтобы не упустить истину и единственно важное в своей жизни. Чтобы отделить зерна от плевел, и именно с ними продолжить свой путь. Уже иным и без депрессии, ворчания и злобного сарказма, а с пульсирующим внутри вдохновением. Ведь кто мы без своего прошлого и воспоминаний?


И в этом еще одна удача картины «Кафе желаний» – говорить на одном языке, но сразу с несколькими поколениями зрителей. Взрослым и зрелым – как бальзам на душу, ведь практически все переживания Виктора им понятны. Молодым и беспечным давать материал как легкое напутствие и мимолетное предостережение, которое они вряд ли усвоят прямо сейчас, но к которому могут вернутся при случае.

  

Даниель Отой в роли Виктора в фильме «Кафе желаний»

  


Почти 70-тилетний Даниель Отой, еще не так давно, кажется, снимающийся в каждом французском фильме, на какое-то время пропал из картин, известных широкой публике. Однако с прошлого года случилось его возвращение в зрительское кино, и в «Кафе желаний» он вместе со своим героем прямо на глазах сбрасывает не один десяток лет, улыбается, влюбляется, снова ощущает вкус жизни и возвращается к себе настоящему. Фанни Ардан создает образ сильной, но все же уставшей женщины, однако делит главную женскую роль с Дория Тилье, которую мы в прошлый раз видели как раз в предыдущем фильме Николя Бедоса «Он и Она».


Интересно, что в «Кафе желаний» события разворачиваются в определенных параллелях, которые порой сходятся и расходятся, и немаловажную бурную динамику им придает герой Гийома Кане – организатора путешествий во времени, осуществляющего для художника Виктора это с особой целью и не просто так. Эти дополнительные сюжетные линии дарят картине истинно французский шарм, потому что такие повороты событий и чувств на экране возможны и настолько очаровательны лишь в истинном французском кинематографе. Обаяние истории подчеркивает музыка, написанная также Николя Бедоса в соавторстве с Анна-Софи Вернаэйен (вы уже поняли, насколько личный для него этот фильм, да?), атмосферу же прошлой эпохи, ее драйв и искренность подчеркивают в достатке хиты 70-х.

  

Кадр из фильма «Кафе желаний»

  


Учитывая все указанное, «Кафе желаний» оказывается крайне обаятельной и привлекательной мелодрамой, которая и шутить умеет, и от размышлений не сбежать. С легкостью можно начать скучать по той прекрасной эпохе, которая для Виктора особенная, даже если вы тогда совсем не родились. Но, безусловно, самым важным в фильме остается посыл, который понятен еще и до его просмотра: прекрасная эпоха для каждого – это молодость и любовь, и открывающиеся возможности. Однако не упустить их в своей зрелой жизни уже значительно сложнее.


Смотрите кино!

  

Трейлер фильма «Кафе желаний»

  

В украинском прокате – с 1 января 2020 г.


Год: 2019
Режиссер и автор сценария: Николя Бедос
В ролях: Даниель Отой, Гийом Кане, Дория Тилье, Фанни Ардан, Пьер Ардити, Микаэль Коэн и др.
Жанр: мелодрама, комедия, драма
Страна: Франция
Хронометраж: 115 мин.


Фото: Вольга Украина

Добавить комментарий