Малыш Джо: генно-модифицированное счастье

  


Little Joe

  


В прокате участник Каннского кинофестиваля этого года – британский фильм о фантастическом изобретении, но на самом деле аллюзия на устройство современного мира. Почему рыжеволосая Эмили Бичем получила актерский приз на упомянутом киносмотре – в рецензии от «Смотрите кино!»

  


Селекцией цветочных растений заниматься непросто. Растишь себе особый сорт, выхаживаешь его, подкармливаешь, беспокоишься как о своих малышах. А он в один (не)прекрасный день начинает погибать. Ты не отчаиваешься и высаживаешь следующую партию. Потому что ты ученый, а они все упертые (иначе бы у нас множества важных научных открытий не было). Однако и в этот раз твой новый сорт гибнет, несмотря на демонстрацию чудесных внешних признаков цветения. Просто на соседней грядке абсолютно уникальный вид, выращенный генетиками – модифицированный странный цветок, который в обмен на заботу и уход дарит своему владельцу счастье.


Его создала мать-одиночка Элис (Эмили Бичем) – настолько поглощенная своей работой, что не способна заметить явной симпатии такого же тихого и увлеченного коллеги Криса (Бен Уишоу). Элис добилась того, что новый цветок реагирует на заботу выделением со своей пыльцой окситоцина, который считается гормоном любви и вызывает установление между владельцем и растением прочной связи по типу матери и ребенка. Вот только пришлось отобрать у экспериментального образца способность к размножению. Ведь кто захочет покупать новый цветок, когда можно вырастить его из семени или почкованием? И пока растение расцветает красным цветом, Элис решила тайно принести один экземпляр домой, сыну Джо (Кит Коннор), будучи уверенной в его положительном влиянии на замкнутого мальчика. И нарекли они его Малышом Джо. И стали с тех пор счастливыми. Не все и не сразу, и не по доброй воле.

  

Кадр из фильма «Малыш Джо»

  


«Малыш Джо» – абсолютно визионерское кино, наполненное неповторимой визуальной эстетикой, где каждый цвет появляется совсем неслучайно. Сочетание буйства красок очень красивое и оказывается символом чувств или эмоций происходящего на экране. Любовь – желанная и опасная одновременно, бушующая и дарящая счастье. Это красный цвет, поэтому и Малыш Джо цветет именно так, а само его соцветие еще и уникальной фактуры, которую хочется рассматривать (и даже запустить в нее пальцы). Территория, которую заполоняет цветок счастья, также со временем преображается, в первую очередь, конечно, в эмоциональном плане, но это отчетливо подчеркивает цветовое решение интерьера и одежды героев.

  

Кадр из фильма «Малыш Джо»

  


Плантации ярко красных цветов, которые сначала совсем не большие, но со временем захватывающие все больше территории, изначально ярко контрастируют с соседствующими плантациями цветов синих, отдаленно похожих на тюльпаны, а также стенами стерильной лаборатории и светло-зеленой одеждой персонала. По ночам в теплице малышей Джо включается неоново красное освещение и веет странностью, красотой, но и неуловимой опасностью и страхом.


А теперь представьте, что всю эту визуальную усладу подкрепляет необычный музыкальный ряд постмодернистского характера, напоминающий понятные и не очень звуки различных явлений (то кто-то бьет однообразно по одной и той же клавише, то струна натянутая взвизгивает, то что-то лопается и булькает), однако удивительно эта какафония складывается в необычное музыкальное полотно, нарастающее в хоррор-моментах до жути и безумства.

  

Кадр из фильма «Малыш Джо»

  


Австрийская режиссерка Джессика Хауснер когда-то давно получила в Каннах приз за свою студенческую работу. С тех пор ей не удавалось удивить фестивальное жюри, хотя в ее фильмографии и есть любопытные работы, которые были отмечены на других киносмотрах (как минимум, драма «Лурд» – за нее Хауснер получила аж 4 приза параллельных жюри в Венеции). В основном конкурсе Канн она впервые. После той студенческой работы, была программа «Особый взгляд», так что отбор этого года для режиссерки – уже успех, который был закреплен актерским призом для запоминающейся Эмили Бичем.


К слову, выбор Каннского жюри в пользу Эмили Бичем за роль в «Малыше Джо» как лучшей актрисе кинофестиваля у многих вызывал вопросы. И не в том, чтобы отрицать, безусловно, талантливую игру британки, а в том, что в условиях того фестиваля конкурентские актерские работы были и помощнее. Однако Бичем все же особенная в роли тихой научной сотрудницы, которая не просто преображается со временем под влиянием собственных подозрений и осознания натворенного. Она раскрывается также и постфактум – не стоит обольщаться спокойствием и вдумчивостью Элис, ведь она как раз яркий образец поговорки о тихом омуте.


Критики окрестили «Малыша Джо» своеобразным полнометражным эпизодом «Черного зеркала». Во много картина снята в схожей стилистике, однако все же видится несколько иначе, чему способствуют упомянутый визуальный и музыкальный стили. Воссоздание современного мира с помощью эстетики, метафор и авторской образности раскрывается тем глубже, чем больше ты о фильме думаешь.

  

Эмили Бичем в роди Элис и Бен Уишоу в роли Криса в фильме «Малыш Джо»

  


Те, кто в социуме «Малыша Джо» воспринимаются как люди не совсем нормальные (работница лаборатории Белла и бывший муж Элис, как минимум) маркируются таковыми просто из-за проявления обычных человеческих чувств, не вписывающихся в парадигму идеального мира, в котором все счастливы (и должны хотеть этого), спокойны и в приподнятом расположении духа. Они позволили себе быть иными, остаться одинокими, непонятыми, позволили себе плакать, страдать и быть несчастными. И не исключено, что современное общество, рано или поздно, запрет их в сумасшедший дом. Если не сможет сделать счастливыми насильно.


Счастье медленно, но верно захватывает своих новых адептов, при необходимости превращающихся в воинов. Не сопротивляйся ему, иначе выпадешь из границ счастливого социума, станешь маргиналом, отщепенцем, в которого всегда тыкают пальцами и шепчутся на спиной. Мир с одинаковой улыбкой окружающих и «How are you?» – «I am fine. How are you?» становится нормой и правилом хорошего тона, а стремление ради комфорта довести до совершенства любую ежедневную активность, особенно в сфере эмоций, нивелировав их до предсказуемых и однообразных – возможно, это просто то будущее, которое уже наступило.


Смотрите кино!

  

Трейлер фильма «Малыш Джо»


В украинском прокате – с 12 декабря 2019 г.


Год: 2019
Режиссер: Джессика Хауснер
Авторы сценария: Жеральдин Байяр, Джессика Хауснер
В ролях: Эмили Бичем, Бен Уишоу, Керри Фокс, Кит Коннор, Феникс Броссар, Лиэн Бест и др.
Жанр: драма, фантастика, триллер
Страна: Великобритания, Австрия, Германия
Хронометраж: 105 мин.

Фото: Артхаус Трафик

Добавить комментарий