Лука: доза итальянского лета

  

Luca

  

«Санта моцарелла!», «Святая спирулина!» – хочется воскликнуть вслед за героями нового пиксаровского мультфильма при осознании невозможности оказаться на солнечном побережье Италии прямо сейчас. Подробнее о том, почему «Лука» полноценно не заменит летние каникулы или пару недель отпуска, но явно поднимет продажи джелато, пасты, итальянских туров (как только это станет возможным) и самой Vespa – в рецензии от «Смотрите кино»

  


  

В глубинах Лигурийского моря обитают те, кого жители небольшого городка Портороссо окрестили морскими чудовищами (и признаться те отвечают им взаимностью). Хотя на вид они совсем не страшные и даже вовсе не опасные. Так, разноцветные морские дракончики с ярким окрасом и длинными хвостами, которые исчезают, окажись только они на поверхности. Именно тогда и происходит чудо, и каждого из них не отличить от обычного человека. Однако маленький Лука, благодаря маме и папе, уверен, что выход на сушу крайне опасный, а сами люди – как раз и есть страшные чудовища (и с ним тяжело не согласиться).


Но все в жизни Луки резко меняется, когда он встречает Альберто. Сначала на дне морском, а потом опа – и внезапно они оказываются уже на поверхности. Луке страшно, но со временем, благодаря новому другу, он узнает, как обуздать своего внутреннего Бруно – тот голос внутри тебя, который подкидывает все время сомнения (почему именно Бруно — не спрашивайте). И вот Альберто, лучший преподаватель по человекоподобию (на самом деле нет), уже учит Луку как ходить, носить одежду, смотреть на звезды и мастерить самодельный мопед. Альберто вселяет Луке собственную мечту – о яркой и шустрой Vespa, которая способна подарить двум мальчишкам приключения и свободу. Так они отправляются в тот самый городок Портороссо, знакомятся с рыжеволосой Джулией и узнают о ее мечте – выиграть летние соревнования, в которых ежегодно побеждает местный пижон неприятной наружности и характера. И в этот самый момент Лука и Альберто понимают, что победа может принести им заветную Vespa (пожалуй, это один из самых крутых product placement в кино и точно приуроченный к 75-тилетию самого узнаваемого мопеда в мире).

  

Кадр из мультфильма «Лука»

  

В какой-то момент приходит осознание, что в новом мультфильме от Pixar и Disney вдруг абсолютно неважным становится сам сюжет, который у пиксаровских произведений практически всегда с элементами катарсиса и откровения – так по-особенному просто и незаурядно о важных вещах могут говорить только они. И, пожалуй, «Лука» – тот мультфильм, в котором максимально видишь единство этих двух студий, а не различие, как это было ранее.


В этом красочном произведении просто погружаешься в лето, в освежающее море, в шумный городок с узнаваемой площадью и узкими улицами, чувствуешь вкус джелато и слышишь запах того базилика, который отец Джулии, суровый однорукий рыбак, кладет в пасту, принюхиваешься к эспрессо из кафешки, выходящей как раз на площадь, и убегаешь от ворчливых итальянок, вечно недовольных из-за футбольного мяча или несущегося мопеда. Окунаешься с головой и по самые уши в собственные давно забытые желания, ныряешь в трогательные мальчишеские увлечения, юношескую тягу к приключениям и к новым открытиям, в их такие маленькие, но такие большие мечты, из которых и вырастает настоящая дружба на все времена.

  

Кадр из мультфильма «Лука»

  


Диснеевского «Луку» можно с легкой руки окрестить анимационным «Назови меня своим именем» Луки (хаха!) Гуаданиньо, вот только без двойного дна однополой любви, хотя в западной прессе раздаются одинокие мнения, наполненные подозрением, что это первая диснеевская гей-история. Однако современные времена играют злую шутку – и не стоит искать черную кошку в темной комнате, особенно когда ее там нет, что и подтвердил сам режиссер мультфильма – итальянец Энрико Касароса. А с лентой «Назови меня своим именем» «Луку» роднит невероятно живописное изображение итальянского лета – сочного, звенящего, наполненного ароматами и простыми удовольствиями, такого далекого (сейчас) и такого желанного (всегда). Итальянский гедонизм и эскапизм – вот что точно делает созвучным эти два абсолютно разных произведения.

  

Кадр из мультфильма «Лука»

  

Кстати, несмотря на свой 50-летний возраст, режиссер Энрико Касароса – дебютант в длинном метре. 10 лет назад на этой же студии Pixar Касароса снял короткометражку «Луна», которая сразу же была номинирована на «Оскар». И вот теперь, после «Луки», перед режиссером точно откроется множество дверей разных проектов, а то, что его дебют в полнометражной анимации также получит оскаровскую номинацию, сомневаться сейчас не приходится.


Однако главный ключ к успеху «Луки» — это то, что режиссер снимал его, вероятно, о себе (пусть и по чужому сценарию – от автора «Души» Майка Джонса и писателя и сценариста Джесси Эндрюса). О собственных детстве, дружбе, мечтах, о своем родном крае, ведь родился Энрико Касароса в Генуе, о которой неоднократно идет речь в мультфильме. Поэтому все происходящее в «Луке» – живое и настоящее, которое хочется потрогать руками, вкусить и почувствовать, так сказать, на собственной шкуре.

  

Кадр из мультфильма «Лука»

  

По части анимации Pixar снова впереди планеты всей – и эффект объемной сочной картинки (не путать с 3D, так как сейчас речь совсем не о нем) привносит особую остроту в желание прикоснуться к этому пронзительному итальянскому лету. Однако наполняет жизнью происходящее на экране и мелкие узнаваемые детали этой страны (без итальянского кино и Марчелло Мастрояни тоже не обошлось), и богатство языка, используемого героями, которое не менее удачно локализовано в дублированной версии. Узнаваемая скорость речи, итальянские словечки и выражения, некоторые из которых и не существуют вовсе («санта пекорино!» или «санта горгонзола!», например), и, конечно же, активная жестикуляция дополнительно создают в кинозале тот самый многомерный эффект, который простым 3D не достигнуть.

  

Кадр из мультфильма «Лука»

  

При просмотре «Луки» вспоминается множество сказочных историй, чей сюжет, так или иначе, был связан с водой и морскими просторами, причем послышатся отголоски не только мультфильмов («Русалочка», «В поисках Немо»), но и вполне взрослых художественных картин (как тут не вспомнить «Человека-амфибию»?). Однако, присмотревшись, каждый выросший ребенок узнает в сюжете «Луки» собственные летние каникулы, тем более в ленте сюжет представлен с легким налетом ностальгического ретро. Как лазали по деревьям и лопали мороженое, как прыгали с разбега в воду и удирали от задир, как боялись того, чего просто не знали, и спешили на встречу приключениям, как смотрели на звезды и придумывали, что же там вверху, как мечтали о чем-то невероятном, а главное — старались эти мечты осуществить в реальность. Ведь каждое лето — это маленькая жизнь, особенно если оно еще измеряется каникулами.


Смотрите кино!

  

Трейлер мультфильма «Лука»

  

В украинском прокате — с 17 июня 2021 г.


Год: 2021
Режиссеры: Энрико Касароса
Авторы сценария: Майк Джонс, Джесси Эндрюс
Жанр: мультфильм, семейный, приключения, фэнтези, комедия
В оригинале роли озвучивали: Джейкоб Тремблей, Джек Дилан Грейзер, Саша Барон Коэн, Майя Рудольф и др.
Страна: США
Хронометраж: 95 мин.

Фото: The Walt Disney Studios и Киномания

Добавить комментарий