Душа: найти свою искру для жизни

  

Soul

  

Не знал режиссер этого мультфильма Пит Доктер, что суждено ему выйти значительно позже намеченного, причиной чего станет событие глобального масштаба — пандемия, которая поможет человечеству о многом задуматься. Но Пит Доктер точно не думал, что его мультфильм выйдет не с опозданием, а точно в срок — когда больше всего нужен этому миру. Почему актуальность “Души” от Pixar возросла теперь в разы — рецензии от “Смотрите кино!”

  


  

Всю свою сознательную жизнь Джо Гарднер, сын джазового музыканта, тоже мечтал о карьере пианиста. Всегда он думает только о джазе, говорит только о нем, живет лишь джазом. Но что-то все время не хватало Джо Гарднеру — скорее всего, удачи, потому что пианист он виртуозный. Поэтому он вынужден работать на полставки в средней школе, преподавая музыку тем, кому (в своем большинстве) он не интересна вовсе. Но вот происходит нечто случайное, и удача подмигивает Джо — пройдя скоропостижное прослушивание, известная джазовая саксофонистка Доротея Уильямс приглашает его вечером быть на клавишах в ее квартете в местном джаз-клубе. От эйфории Джо летает в облаках в иносказательном смысле, но вот уже через мгновение окажется там буквально, потому что скоропостижно (почти) умрет, упав в открытый канализационный люк.


Внезапно Джо оказывается в ином месте и не в своем теле, точнее вовсе без него, потому что душа музыканта (будто голубая капля) воспарила ввысь и стремится в иной мир (тот, что после жизни), однако внезапно осознает, что просто не готова умереть, ведь главная мечта осталась нереализованной. И не хватило для этого лишь одного вечера. Тогда душа Джо отчаянно сбегает и попадает в место, где души будущих людей проходят подготовительные курсы перед тем, как родиться в телах земных младенцев (тот мир, что до жизни). И лишь когда они найдут свою творческую искру, их отправят прямиком на Землю. Душе Джо как раз и нужен этот путь — прямиком на Землю. Но так легко ему туда не попасть, поэтому он называется ментором — наставником юных душ на озвученных выше курсах. В подопечные он получает 22-ую — ту, которая прошла тысячи менторов и так и не узнала, в чем же ее творческая искра (дело, по сути, бесперспективное).

  

Кадр из мультфильма «Душа»

  

Мультфильмы от студии Pixar — это как знак качества. Редко они бьют мимо цели — человеческих сердец. А “Душе” так это вообще предопределено, и не только из-за названия. Режиссер и сценарист Пит Доктер знает почти все о душевности в анимации. Именно он как соавтор сценария поселил нечто особенное внутри робота по уборке мусора из “ВАЛЛ-И”. Именно он как сорежиссер снимал один из самых трогательных пиксаровских мультфильмов “Вверх”, чей градус душевности и искренности переплюнуть тяжело. Именно он сумел превратить в отдельных живых героев эмоции внутри человеческого мозга — девочки-подростка, которую терзают порой противоречивые чувства. Поэтому сделать главными героями что-то без привычной телесной формы — режиссеру не впервой.


Как всегда у студии Pixar, в основу сюжета закладывается очень взрослая проблематика. Как всегда у этой же студии, осуществляется это максимально простым языком, который обязательно по-своему должен быть понятен и детям. И снова, если копнуть глубже (как тот заяц из традиционной короткометражки перед пиксаровским мультфильмом), то в этой картине мы найдем не просто удивительный клад, но и то очевидное, что в анимации для широкой аудитории не поднималось.

  

Кадр из мультфильма «Душа»

  

Почему-то вспоминается “Ла-Ла Ленд” Дэмьена Шазелла (возможно, и общая джазовая тема тому виной), в котором главные герои настолько идут к мечте (каждый к своей), что готовы жертвовать любовью, не говоря уже о том, чтобы в принципе наслаждаться моментом и друг другом, то есть самой жизнью. Так и в “Душе” до определенного момента: Джо Гарднер упорно идет навстречу желаемому, не замечая как проходит жизнь — люди, которых он видит каждый день, но не знает их вовсе, или те, которых знает, но по-настоящему не интересуется ими. Как и теплота и забота матери, в которой ему видится лишь сопротивление его мечте. Как и любовь, вероятно, также проходящая мимо (так кто такая Люси?) и совсем наверняка уже не в первый раз. Джо кажется, то он будет счастлив только тогда, когда схватит свою мечту за хвост. Но, схватив ее, что же он почувствует?


Создаваемая, в первую очередь для взрослых (что очевидно), эта картина будет также интересна и детям, которые не смогут понять всю глубину переживаемых Джо Гарднером чувств и всю важность полученных им жизненных инсайтов, но настроятся на одну волну с героиней по имени 22-ая, которая хоть и умная не по годам (ведь среди ее менторов были и Коперник, и мать Тереза, и Джордж Оруэлл, и Авраам Линкольн, и множество других исторических личностей), но при этом только получает жизненный опыт — от восторженного любопытства в общении с людьми до уничижительного “это не для тебя”, “ты никогда не сможешь” от самых близких.

  

Кадр из мультфильма «Душа»

  

Однако в некоторых моментах “Душе” не хватает джаза. Да, того самого, который был заявлен в начале, но который практически исчезает в мире До и После смерти. И речь не столько о музыке, сколько об импровизации. Все творческие искры, вдохновение на жизнь и нечто великое (что бы им ни было) происходят в условиях повышенной стандартизации и упорядочения (ох, не зря 22-ая вспоминает Оруэлла) — множество управляющих процессами Джерри, которые все на одно лицо, единственная и крайне бюрократизированная Терри (кажется, только она может претендовать на роль антагониста), куча папок для тщательного учета — при близком рассмотрении этот мир напоминает некую версию тоталитарного порядка, специально раскрашенную в мягкие цвета и нечеткие формы. А где же импровизация и творческое начало, которое сопровождает любое созидание? Его намеки появляются только в самом мрачном месте мира До жизни — там, куда попадают заблудшие души, что может быть интерпретировано все-таки двояко.

  

Кадр из мультфильма «Душа»

  

Есть ли в каждом из нас искра? Да, конечно. Жива ли она до сих пор? Особенно в тех условиях, когда привычный мир относительного комфорта рушится и возможность его восстановить в 2021-м вряд ли предвидится. Почему мы вообще все еще здесь? Тем более когда так легко и внезапно можем оказаться на ступенях той большой лестницы, ведущей в После жизни. Коронавирус и его последствия обостряет эти вопросы и ставит их перед лицом все большего числа людей. Пандемия учит отделять важное от суеты, ценить как раз то, что имеешь и ранее не замечал. Как у Джо, у которого есть столько неизвестного для него прекрасного — улицы Нью-Йорка, интересные знакомые, любящая семья, отзывчивые ученики и сама музыка. Так задайте себе самый важный вопрос — в таком виде как сейчас не тратится ли ваша жизнь впустую? Или все-таки настало время осознанных перемен?


Смотрите кино!

  

Трейлер мультфильма «Душа»

В украинском прокате — с 25 декабря 2020 г.


Год: 2020
Режиссер: Пит Доктер
Авторы сценария: Пит Доктер, Майк Джонс, Кемп Пауэрс
Жанр: мультфильм, семейный, приключения, фэнтези
В оригинале роли озвучивали: Джейми Фокс, Тина Фей, Анджела Бассетт и др.
Страна: США
Хронометраж: 100 мин.

Фото: Киномания

Добавить комментарий