Домой: путь к себе

  

EVGE

  

В некоторых международных кинокругах уже обосновалось понятие «украинская новая волна». И молодой режиссер крымскотатарского происхождения Нариман Алиев как раз ее яркий представитель. Подробнее о том, почему стоит идти в кино на драму «Домой», даже не учитывая ее участие в параллельном конкурсе Канн и другие достижения — в рецензии от «Смотрите кино!»

  


  

В семье Мустафы (Ахтем Сеитаблаев) случилось большое горе. Его первенец, Назим, погиб на войне на Донбассе. Поэтому мужчина отправляется на своей машине из Крыма в Киев, чтобы забрать тело сына, взять его младшего брата Алима (Ремзи Билялов) и отправиться назад, домой, где они похоронят Назима по древнему обычаю. Все нужно сделать быстро, а после соблюсти 40 дней траура. Так принято, так правильно, так важно для Мустафы и, он надеется, для его сыновей тоже.


Алим, студент Киевского национального университета, где он учится на журналиста, живет в Киеве вместе с братом и его женой Олесей (Дарья Барихашвили). Отношения же с отцом всегда были очень напряженные. И вот во время драматически окрашенного путешествия домой юноша должен будет пройти трудный путь взросления и внезапно понять, что с отцом у него немало общего – как минимум, самые важные вещи в жизни.

  

Ремзи Билялов в роли Алима и Ахтем Сеитаблаев в роли Мустафы в фильме «Домой»

  


Мировая премьера картины Наримана Алиева состоялась на Каннском кинофестивале этого года, где он участвовал в параллельном конкурсе «Особый взгляд». Причем продюсер «Домой», Владимир Яценко, рассказывает, что отброщикам киносмотра так понравилась украинская лента, что им предложили на выбор все параллельные программы для участия. Украинская премьера пришлась на основной конкурс Одесского кинофестиваля, где «Домой» завоевала Гран-При, вручаемый по результатам зрительского голосования. Перед стартом отечественного проката картину показали на 3-ей «Киевской неделе критики», и там лента от украинских кинокритиков получила сразу три награды (лучшие фильм, режиссер и актер для Ахтема Сеитаблаева).


То есть еще с весны эта семейная драма ездит по множеству международных киносмотров и собирает призы, которые продолжают сыпаться на авторов. И все мы хотим надеяться, по крайней мере, на оскаровскую номинацию в категории «лучший фильм на иностранном языке», куда «Домой» и отправился от Украины (также как и на возможный отбор в подобные номинанты на «Золотом глобусе»).

  

Ахтем Сеитаблаев в роли Мустафы и Ремзи Билялов в роли Алима в фильме «Домой»

  

Сейчас уже очевидно, что «Домой» — лучший украинский фильм, который вышел в прокат в 2019 г., что объективно со всех сторон. И в этом повинны не столько перечисленные (и много еще не упомянутых) наград, а сама картина – тот материал, который лента дает для зрителя. Для эмоций, рефлексий, даже действий. Болевая пища для размышлений, и не только в масштабах страны (ведь лента, в том числе, и о трагедии украинского социума, а не только крымских татар), но и отзываемая для каждого лично, ведь она о вечных ценностях – семье, истоках, доме, жизни и смерти.


Вероятно, залог успеха этой драмы в том, что молодой режиссер, ранее работавший только с коротким метром, снял фильм о близкой для себя истории. О том, что знает сам, чувствует, очищает, прежде всего, собственной болью переживаний (сценарий также писал Алиев, а доработать его помогла Марыся Никитюк, известная своим фильмом «Когда падают деревья»). «Домой» захватывает зрителя именно правдивостью, подлинностью, всем настоящим, что происходит на экране, а также тем, что резонирует для многих. Безусловно, трагедия крымских татар вместе с трагедией войны на Востоке Украины – это фон разворачивающейся на экране трагедии. Один (более яркий) прорисовывает сложившуюся семейную ситуацию и характеры героев, второй (более приглушенный), чтобы погрузить в контекст. Указанное проявляется в мимолетных деталях (беседа в морге, радио, нравы глубинки, где вынуждены сделать остановку Мустафа и Алим, обрывки диалогов). Но сама история – масштабнее и легко экстраполируется на вечные ценности. Поэтому и представлена в форме неторопливой, во многом рефлексирующей притчи, в которой война и аннексия, религия с ее ритуалами, многочисленные метафоры для режиссера – лишь инструментарий донесения смыслов.

  

Кадр из фильма «Домой»

  


Мустафа немногословен, резок, часто жесток и непримирим. Он потерял сына, давно взрослого, надежду их семьи, с которым хоть и не находил общего языка, не понимал его, не соглашался во взглядах и решениях, но которому он строил дом, берег их землю и надеялся на возвращение домой. Младший же потерял не просто старшего брата, а того, кто всегда был опорой, понимал и направлял, принимал важные решения и нивелировал ряд проблемных ситуаций. Теперь он практически один на этом пути, а значит должен стать взрослым и сильным. Противоречить отцу, но в итоге найти в нем себя. Понять и принять.


Роль Мустафы для Ахтема Сеитаблаева – сейчас лучшая в его актерской карьере (и на этой стезе он явно интереснее, чем как режиссер). Его суровой персонаж кажется несгибаемой скалой, но все же уязвимой. Алим в исполнении Ремзи Билялова – скромный и несколько замкнутый юноша, внутри которого протест против действий и слов отца борется с уважением его воли и принятых традиций. К слову, для актера это первая роль в большом кино, на которую он согласился по просьбе двоюродного брата, режиссера Наримана Алиева. Подчас видно, что он несколько неопытен на экране, но тогда его партнер по фильму, Ахтем Сеитаблаев, готов подставить ему актерское плечо, поэтому взаимодействие между ними на экране живое и искреннее, что особенно важно в эмоциональной сцене финала, которую, кстати, сняли с первого дубля, и с которой дебютант Билялов справился феноменально (что также можно сказать и о еще одном дебютанте большого кино – операторе Антоне Фурсе).

  

Ахтем Сеитаблаев в роли Мустафы и Ремзи Билялов в роли Алима в фильме «Домой»

  


Конфликт поколений, где с одной стороны, несгибаемые столетиями устои, традиции и правила, а, с другой, изменения, новизна и желание идти вперед, показан ярко и порой предсказуемо, но тот путь, по которому он развивается, и к каким трансформациям, в итоге, приводит двоих героев, представлен максимально сдержанно и просто. И от того оглушает зрителя в финале самым эмоциональным способом.


Смотрите кино!

  

Трейлер фильма «Домой»

  

В украинском прокате – с 7 ноября 2019 г.


Год: 2019
Режиссер: Нариман Алиев
Авторы сценария: Нариман Алиев, Марыся Никитюк, Новруз Хикмет
В ролях: Ахтем Сеитаблаев, Ремзи Билялов, Дарья Барихашвили, Виктор Жданов и др.
Жанр: драма
Страна: Украина
Хронометраж: 96 мин.


Фото: Артхаус Трафик

Добавить комментарий