Все знают: даже раньше, чем хотелось бы

Todos lo saben


Картина от иранца Асгара Фархади, которую он снял в Андалусии с испанскими знойными звездами Пенелопой Крус и Хавьером Бардемом. Будучи в жизни мужем и женой, они играют в фильме бывших возлюбленных, и это, пожалуй, основная интрига «Все знают», о чем подробнее – в рецензии от «Смотрите кино!»



У Лауры (Пенелопа Крус) большая семья в испанской деревушке: несколько сестер, которые живут в их фамильном доме вместе с престарелым отцом, где когда-то они владели большими землями. Однако часть земли под винодельню купил давний друг семьи Пако (Хавьер Бардем), у которого с Лаурой по юности был бурный роман. И об этом все знают. Как и о множестве других историй – деревушка ведь маленькая. Однако с тех пор минуло множество лет, как множество жизней. Лаура вот уже 16 лет живет в Аргентине со своим мужем Алехандро (Рикардо Дарин) и двумя детьми – Ирен и Диего. Пако тоже не так давно счастливо женат на красавице Беа (Барбара Ленни).


Вся семья собирается на свадьбу средней сестры Анны (Инма Куэста), которую гуляют почти всей деревней – громко, с огоньком, танцами и песнями. Однако в разгар торжества исчезает дочь Лауры. И сразу становится понятно, что девочку выкрали. Совсем скоро Лауре и почему-то жене Пако Беа придет одна и та же смс с требованием выкупа в 300 000 евро. Однако такую сумму семья Лауры, как и сам ее муж Алехандро, безуспешно пытающийся найти работу уже длительное время, вовсе не имеют. Поэтому на поверхность достаются старые скелеты, давно запыленные в шкафу главных действующих лиц.

  

Кадр из фильма «Все знают»

  


В общем-то «Все знают» снял титулованный иранец Асгар Фархади, которого не только уважают и приглашают на кинофестивали класса «А» (и все больше в Канны), но и чествовала в свое время Американская киноакадемия, отдав ему «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм» дважды (такого в истории кино пока больше не бывало). И, пожалуй, на данный момент это самые известные и интересные его фильмы: «Развод Надера и Симин» и «Коммивояжер».


Упомянутые обе картины Фархади снимал у себя на родине, в Иране, с местными актерами. Однако с фильмом «Все знают» режиссер решил расширить географию. Причем уже второй раз за свою карьеру – ранее он поставил во Франции ленту «Прошлое», за которую Беренис Бежо получила приз все в тех же Каннах. С фильмом «Все знают» Фархади отправился в Испанию, да еще и пригласил играть главную супружескую кино-пару страны (а, возможно, и мира) Пенелопу Крус и Хавьера Бардема, что, если честно, было несколько рискованно с его стороны (данный факт неизменно оттягивает на себя внимание от истории в целом). И «Все знают» сразу же позвали открывать Каннский кинофестиваль 2018-го года.

  

Кадр из фильма «Все знают»

  


Картина снята в разговорном жанре, в чем Фархади – мастер. Диалоги, в которых постепенно открывается психология героев, на полутонах выдаются их сокровенные мысли и всегда что-то остается утаенным, припасенным на потом, но в итоге зрителю не раскрываемым, и от этого еще более притягательным, а со стороны режиссера и автора сценария (и Фархади тут, как и всегда, два в одном) – виртуозным.


Однако то ли общая приземленность развивающейся ситуации, которая давно заезжена в мексиканских мыльных операх, то ли нежелание режиссером понимать, что интрига, которая выставляется за интригу, и не интрига вовсе, особенно если зритель внимательный и видел трейлер. Да, «Все знают» может похвастать еще одним неожиданным поворотом, который лишь подтверждает устоявшееся мнение, что нет страшнее врагов, чем семья, особенно если она многочисленная и нуждается в деньгах. Но если вы смотрите детектив и триллер, коими фильм обозначен в синопсисе, если вы наблюдательны и любите просчитывать, кто преступник, то неожиданный поворот не окажется таким уж неожиданным.

  

Кадр из фильма «Все знают»

  


Поэтому изюминкой ленты все же остаются актерские работы Пенелопы Крус и Хавьера Бардема, которые уже дважды за прошедший года вместе появились в одних фильмах (еще один – «Любить Пабло»). Во «Все знают» нельзя не заметить, что в некоторых моментах оба из них откровенно пережимают, однако Пенелопа достойно выдерживает актерский баттл истории, ведь фокус в любом случае остается на ней, а спектр эмоции меняется от довольной и умудренной жизнью красавицы до отчаявшейся и готовой на все матери. Кстати, после одной из сцен (в авто, когда ее героиня задыхается от стресса), актрисе пришлось вызывать скорую, настолько она вошла в роль — точнее проживала ее, а не играла, как требовал Фархади.


Саспенс нетривиальным образом нагнетается с самого начала. Вся эта шумная семья, прибытие в родную деревню героини Крус с детьми, свадебная подготовка и сам праздник. Ничего опасного на экране не происходит, страху неоткуда выползти, но вот гости танцуют зажигательные танцы, и зритель чувствует нутром неладное. А когда в этом бурном процессе начинается дождь и гаснет свет, мгновенно проскакивает мысль: «Все. Началось». Но, толком не начавшись, оно все быстро и испаряется.

  

Кадр из фильма «Все знают»

  


Есть гипотеза, согласно которой Асгар Фархади значительно искуснее снимает психологию человеческих отношений (а это, безусловно, его тема) у себя на родине – с иранскими история и на иранском же языке. Вряд ли такая гипотеза имеет полноценное право на жизнь (недостаточно еще материала для ее верификации), но, зародившись после ленты «Прошлое», где герои живут в Париже и говорят на французском, «Все знают» ее только подтверждают.


Ведь иранские картины Фархади особенные – автора в них выдает свойственная только ему тонкая интонация, внимание к деталям в характерах героев и погружение в глубины человеческой сути, что почти всегда показывает персонажей с неприятной стороны и ломает чьи-то жизни. «Все знают» следует описанному алгоритму, однако европейский контекст (да еще и с бурным испанским темпераментом) выветривает в итоге из картины львиную долю тонкого стиля Фархади.


Смотрите кино!

  

Трейлер фильма «Все знают»

  



В украинском прокате с 7 февраля 2019 г.


Год: 2018
Режиссер и автор сценария: Асгар Фархади
Жанр: драма, триллер, детектив
В ролях: Пенелопа Крус, Хавьер Бардем, Рикардо Дарин, Барбара Ленни, Инма Куэста и др.
Страна: Испания, Франция, Италия
Хронометраж: 132 мин.


Фото: Артхаус Трафик

Добавить комментарий