Власть: держи и не отпускай

Vice

  

Если вас не удивишь перевоплощениями Кристиана Бэйла для очередной роли (тонкий, толстый, снова тонкий и снова толстый), то его Дик Чейни в новом фильме Адама МакКея все-таки выделится на фоне других. Во-первых, Бэйла просто не узнать, а, во-вторых, актер поблагодарил за вдохновение Сатану, получая свой «Золотой глобус». Есть ли шанс у картины на «Оскаре», где «Власть» отмечена 8-ю номинациями – в рецензии от «Смотрите кино!»



О Дике Чейни (Кристиан Бэйл), самом влиятельном вице-президенте США, знает лишь тот искушенный зритель, который интересуется политикой в целом или хотя бы погрузился в тему ее международного контекста, после терактов в США 11 сентября 2001 г. Когда-то, в ранней молодости, Дик надирался до полуобморочного состояния (из фильма, кстати, непонятно почему), был с треском выгнан из Йеля, зарабатывал на жизнь, прыгая по столбам электропередач, но все больше предпочитал бары. Однажды, после пламенной речи своей девушки Линн (Эми Адамс), которая впоследствии станет его верной спутницей жизни, Дик все же полностью изменит свою жизнь и поставит для нее цель, которая изначально была желанной, в первую очередь, для Линн – власть. Как можно больше власти. Чем больше власти, тем лучше.


В итоге, желая ее (цель) реализовать, через время (многие годы работы в Белом Доме от стажера до главы администрации Президента) Дик Чейни придет к выводу, что, если не суждено ему стать самым главным человеком в стране, которого выбрали американцы, то, как минимум, можно им стать в тени, добившись всего самому (а не надеяться на тот самый ненадежный выбор американцев). Верный путь – расширить полномочия вице-президента, фигуры вполне себе номинальной и мало что решающей (супруга Чейни называет ее прямо позором). Сделать же это стало возможным только при слабом и недалеком Президенте (читай — Буш младший) и верных соратниках. К примеру, с участием Дональда Рамсфелда в упоительном исполнении Стива Карелла, который когда-то вывел Чейни в люди и которого Чейни потом не забыл, будет возвращен из опалы к месту у руля, ведь многие хотят свой кусок американского (читай — мирового) пирога.

  

Кристиан Бэйл в роли Дика Чейни в фильме «Власть»

  


Поэтому Дик Чейни вовремя вспоминает унитарную теорию исполнительной власти, о которой ему очень давно поведал один юрист и которая, по сути, основываясь на дырах и коллизиях в законодательстве, а также умелых манипуляциях самого Чейни, поможет ему построить собственную теневую империю власти просто невиданного масштаба. А Президент Буш младший (Сэм Рокуэлл) за это время еще и куриную ножку доесть не успеет.


Если вы смотрели «Игру на понижении» Адама МакКея, в которой объяснились причины, спусковые механизмы и последствия ипотечного кризиса в США в 2007 г., то вы без труда во «Власти» угадаете ту же авторскую руку. Схожие черты на лицо: объяснение сложного простыми словами (в фильме о Дике Чейни порой даже слишком утрированно, тем более тема-то ведь попроще, чем в «Игре на понижении»), едкая сатира на власть имущих, рваный клиповый монтаж с вплетением реальных кадров тех или иных событий (любительских, размытых, выгруженных, вероятно, где-то на youtube).

  

Кристиан Бэйл в роли Дика Чейни и Эми Адамс в роли Линн Чейни в фильме «Власть»

  


А главное – вытачивание нового жанра. На стыке документального и художественного кино снимают многие. Но МакКей в этом делает особенные вещи. Он настолько удачно, метко и тонко умеет воспроизводить на экране коллажи из фантазии, образности, с одной стороны, и реальности, фактов, с другой, что грань форматов и жанров кинематографа стирается. По максимуму насыщая свою картину информацией (а МакКей и сценарии сам пишет к своим фильмам), он не боится зрителя неосведомленного, не думающего и не желающего думать. Возможно, именно в этом режиссер и считает, состоит его основная задача – включение, а не выключения мозга зрителя перед киноэкраном.

  

Кадр из фильма «Власть»

  


Однако в этом своем желании автор и встречает подвох. Имея большой массив информации, в какой-то момент МакКей пихает ее в зрителя так отчаянно и резко, что даже тот, кто в теме, готов ретироваться. «Смешались кони, люди, и залпы тысяч орудий…» мелькают на экране, и успевай только схватывать фамилии, не упускать факты, щелкать недосказанности. Все это интересно обдумывать после, обсуждать, разбирать на детали, но в самом процессе перенасыщает, включая защитную реакцию.


Правда, у режиссёра припасены метафоры и неочевидные сравнения. Показывая образ Чейни, который (естественно) с годами видоизменяется, МакКей акцентирует внимание на рыбалке – как этот человек на протяжении жизни ловит рыбу, стоя в воде. Насаживает наживку на крючок, забрасывает его, терпеливо ждет и ловко подсекает. И чем старше становится, тем жестче подсекает.


Глядя на Кристиана Бэйла, кто бы мог подумать, что именно он окажется идеальным кандидатом в вице-президенты. Его Дик Чейни настолько внешне не бэйловский, что диву даешься. А если посмотреть архивные фото и видео, то актер очень досконально изучил материал и погрузился в него – тот же прищур, поворот головы, жесты, походка, такие же позы, когда Чейни стоит, сидит и ест! Последнее Бэйл точно мог оттачивать сколько угодно, ведь ему предстояло набрать для картины 20 кг.

  

Кадр из фильма «Власть»

  


Эми Адамс, играющая жену Чейни Линн, по сути серого кардинала при сером кардинале, тоже немного добавила веса как себе (буквально), так и своей героине (иносказательно). Согласно фильму МакКея, не будь Линн настолько харизматична, целеустремлена и амбициозна, то был бы Чейни, в лучшем случае, мэром небольшого американского городка. Но Линн воспитала в нем жажду к власти, ее сладкие возможности и нежелание ни с кем делить. А он любил эту женщину, восхищался ею и в какой-то момент решил реализовать ее мечты, попутно войдя во вкус.


Добавить к этим актерским работам Сэма Рокуэлла, который, казалось бы, вовсе не похож на Джорджа Буша младшего, но даже небольшой рост не помешал ему перевоплотиться в него с феноменальным успехом, а также упомянутого выше Стива Карелла, буквально купающегося в своем персонаже, и вот получаем неординарную работу особого жанра.

  

Сэм Рокуэлл в роли Джорджа Буша младшего в фильме «Власть»

  


Киноакадемия выдала «Власти» 8 номинаций на «Оскар» и практически все из них – центровые. Лучший фильм, актер, актриса и актер второго плана для Эми Адамс и Сэма Рокуэлла, режиссер и сценарий для МакКея, а также грим и прически, и монтаж, который и, правда, дает ленте особый шарм. Реальный шанс при существующей расстановке сил есть, пожалуй, только у Кристиана Бэйла, однако вряд ли киноакадемики устоят перед Рами Малеком в «Богемной рапсодии». В любом случае, МакКей нащупал нишу, где он может полноценно развернуть свой талант, оттачиваемый долгими годами на шоу Night Saturday Lights – жги едкой сатирой по сильным мира сего, выжигай их пороки, но не лишай и человеческого облика.


Смотрите кино!

  

Трейлер фильма «Власть»

  

  


В украинском прокате – с 21 февраля 2019 г.


Год: 2018
Режиссер и автор сценария: Адам МакКей
Жанр: драма, байопик, биография, политическая драма, комедия, сатирическая комедия
В ролях: Кристиан Бэйл, Эми Адамс, Сэм Рокуэлл, Стив Карелл, Джесси Племонс и др.
Страна: США
Хронометраж: 132 мин.


Фото: Вольга Украина

Добавить комментарий