Мавританец: право на обвинение

  


The Mauritanian

  

Уже минимум два президента США обещают закрыть тюрьму Гуантанамо, которая располагается на Кубе и была открыта специально для узников, подозреваемых в терроризме. Новый фильм Кевина МакДональда рассказывает реальную историю Мухаммеда Ульд Слахи, который провел в заключении 14 лет без предъявления ему обвинения. Подробнее о том, как режиссер вместе с актерским составом превращает эту историю в нечто большее, чем просто фильм – в рецензии от «Смотрите кино!»

  


  

Через несколько месяцев, после терактов 11 сентября 2001 года, полиция Мавритании снова приезжает домой к Мухаммеду Ульд Слахи (Тахар Рахим) и забирает его прямо с праздника, свадьбы его родни, на новый допрос. Мухаммед, предполагая, что, как и в прошлые разы его будут расспрашивать о кузене, подозреваемом в связях с «Аль-Каидой», удаляет из телефона все контакты, прощается с матерью и едет на своем авто в участок. В родной дом он вернется теперь очень нескоро. Ведь его бросят за решетку, а после отправят в «тюремные гастроли» в Сенегал, Иорданию и Афганистан, пока не «поселят» окончательно в Гуантанамо на Кубе, где тепло и пальмы, но в камере темнота, жуткий холод и страх.


Через шесть лет его злоключений, о Мухаммеде случайно узнает Нэнси Холландер (Джоди Фостер), которая работает в крупной адвокатской фирме и специализируется на криминальном и военном праве, и особенно на нарушениях прав человека. Самое важное для нее в этой истории, что заключенному до сих пор не предъявили обвинения. Взяв это дело на общественных началах (ее партнеры по фирме совсем не в восторге, что Нэнси будет защищать террориста), она привлекает в помощницы Тери Данкан (Шейлин Вудли), ведь та говорит по-французски, как и Мухаммед Ульд Слахи. Однако встретившись с ним в Гуантанамо, обе понимают, что переводчик ему не нужен – в тюрьме он выучил английский, прекрасно изъясняется и первое, что просит – позвонить матери. В это время военный юрист и подполковник Стюарт Кауч (Бенедикт Камбербэтч) получает предложение выступить обвинителем в деле вербовщика террористов, которые 11 сентября 2001 года направили самолет во Всемирный торговый центр. Он быстро соглашается, ведь в одном из тех самолетов пилотом был его друг.

  

Бенедикт Камбербэтч в роли Стюарта Кауча в фильме “Мавританец”


Кевин МакДональд – режиссер разноплановый, однако в его фильмографии особую роль занимают картины, напрямую или косвенно связанные с политико-историческим контекстом. Самый известный его подобный фильм – «Последний король Шотландии», за роль в котором Форест Уитакер получил «Оскар» (сыграв угандского диктатора). Однако разноплановость МакДональда как режиссера в том, что ему крайне интересно документальное кино – его он снял не меньше, чем художественного, причем еще более титулованного, чем его игровые фильмы. Поэтому материал для картины «Мавританец» идеально вписывался в мировоззрение и систему профессиональных координат Кевина МакДональда – общественно значимая тема, основанная на мемуарах участника событий.


Таким и получился «Мавританец» – художественное кино с четким фактажем на фоне, но без излишней документалистики. Кино о бесправности заключенного, даже в условно самой демократической стране мира. Кино о безнаказанности превышенных полномочий, когда цель должна во всем якобы оправдать средства. Кино о праве на защиту для всех и каждому – виновному и нет, и о том, как не потерять в себе человека по разные стороны решетки.

  

Тахар Рахим в роли Мухаммеда Ульд Слахи в фильме “Мавританец”

  

В основе сценария – книга Мухаммеда Ульд Слахи «Дневник Гуантанамо», которую он писал прям там, в тюрьме, и которая была опубликована, когда он там еще сидел. Причем его текст подвергся значительной цензуре, поэтому в книге некоторые слова, строчки и даже целые листы залиты черным. Писал он книгу именно на английском (по сути, это выдержки его рассказов о себе и своих испытаниях, которые он передавал для своих адвокатов – Нэнси Холландер и Тери Данкан), что представляет собой некий культурно-символический жест. Обрети язык твоих угнетателей и расскажи на нем свою историю, чтобы быть услышанным и понятым их обществом. Чтобы тебя заметили, сочли личностью. Это уже потом «Дневник Гуантанамо» переведут на множество языков, и книга станет бестселлером.


Все эти культурно-мировоззренческие акценты использует на экране и режиссер Кевин МакДональд, показывая в мавританце человека умного, образованного, не лишенного симпатии к западной культуре (к слову, он учился по стипендии в университете в Берлине). Зритель не сразу сможет ему поверить, и тут проводником выступит как героиня Джоди Фостер, которая вложила в нее всю свою звонкую силу как актриса и как поборница справедливости, так и несколько кроткая персонажка Шейлин Вудли, которая не только сомневается в невиновности Мухаммеда, но и в какой-то момент не может преступить через такие сомнения.

  

Джоди Фостер в роли Нэнси Холландер и Шейлин Вудли в роли Тери Данкан в фильме “Мавританец”

  

Режиссер аккуратно ведет позицию зрителя в этой истории сначала глазами обеих женщин, но потом, приближаясь к кульминации, разводит в разные стороны. А может виновен, и моральный выбор не позволяет защищать такого человека, особенно когда со всех сторон тебе тычут «адвокат террориста»? Но если и виновен, то почему отказано в прописанных в Конституции правах? «Я работаю не на Ульд Слахи, – говорит Нэнси Холландер. – Я работаю на верховенство права».


И вот когда зритель в сомнениях, МакДональд и выпускает свою кульминацию, в которой сводит две противоборствующие стороны, идущие до этого момента в своих расследованиях параллельно. Не только адвокат заключенного не может получить доступа к делу клиента, постоянно подавая апелляции, но и обвинитель Мухаммеда Ульд Слахи, намеренный отправить его на смертную казнь, сталкивается с регулярными странностями в документах и путанных сведениях. У каждого из них будут свои сомнения, и каждый придет к своему выбору, который уже совершил или еще только совершит, разными путями. Но будет точка, изменившая восприятие этого дела для них обоих.

  

Джоди Фостер в роли Нэнси Холландер и Бенедикт Камбербэтч в роли Стюарта Кауча в фильме “Мавританец”

  

Актёрский состав «Мавританца», безусловно, выдающийся. И каждый из них на своей позиции совершает некие актерские открытия – кто в большей степени, кто в меньшей, в зависимости от роли персонажа в истории. В первую очередь, конечно, французский актер алжирского происхождения Тахар Рахим, который давно известен в европейском кинематографе – буквально после первой своей большой роли в драме Жака Одиара «Пророк», получившей Гран-при жюри в Каннах.


После этого карьера молодого актера пошла в гору, но на Западе о нем мало кто был наслышан. Однако «Мавританец» способен изменить эту ситуацию. Во-первых, у Тахара Рахима теперь первая номинация на «Золотой глобус» (а также множество номинаций отраслевых премий). Во-вторых, в картине он выдает удивительное перевоплощение, особенно если остаться на титрах в кинозале и посмотреть на кадры с настоящим Мухаммедом Ульд Слахи. В игре Рахима вы увидите и боль, и страх, и нерв, и потерю внутренней свободы (авторы используют прием квадратного кадра, показывая его героя в тюрьме и флэшбеки о его прошлой жизни, в отличии от полноформатного изображения всего того, что происходит на воле), и главное – неутраченную в тех условиях жажду к жизни, добросердечность и юмор, которые расцветают во внезапных широких улыбках героя.

  

Джоди Фостер в роли Нэнси Холландер и Шейлин Вудли в роли Тери Данкан в фильме “Мавританец”

  

Редко заглядывающая на большой экран Джоди Фостер в любом выходящем фильме – это уже событие. А тут актриса, буквально нырнувшая в персонажку, показывает на экране, как она соскучилась по интересным ролям. И, как предварительный результат, тоже номинация от Голливудской ассоциации иностранной прессы на «Золотой глобус». Бенедикт Камбербэтч, который также и продюсирует эту картину, играет, пожалуй, одного из самых удивительных героев этой истории. На его счету – наиболее стремительное развитие персонажа и, пожалуй, самый сложный моральный выбор, который он должен совершить. При этом и роли совсем второго плана хорошо попали в интонацию – Шейлин Вудли, тихая, сострадающая, но твердая, и Закари Ливай, в котором точно мало кто узнает Шазама.

Кевин МакДональд в «Мавританеце» использует в общем-то классическую формулу успешного кино. Помимо меткого и талантливого кастинга, он берет события, произошедшие на самом деле, и складывает их в жестокую, но при этом удивительную историю, рассказывая ее без излишней драматизации и не размениваясь на грубые слезоточивые моменты. Да, в определенный момент зритель столкнется с пытками, хотя и понимает почти весь фильм, что они, безусловно, были (кстати, кто хочет изучить с помощью кино тему со всех сторон, стоит полюбопытствовать фильмом «Отчет о пытках» Скотта З. Бёрнаса с Адамом Драйвером в главной роли), но это будет драматургически выверенный момент – необходимая звонкая нота.

  

Бенедикт Камбербэтч в роли Стюарта Кауча в фильме “Мавританец”

  

Интересный факт напоследок, о котором вы не узнаете из фильма, но который правда. Пока Мухаммед Ульд Слахи пребывал в заключении, американцы-таки отыскали его брата, совершали с ним, вероятно, подобные же вещи, однако тому было предъявлено обвинение, и даже прошел в суд, который его оправдал! Дело в том, что его кузен Абу Хафс, считавшийся правой рукой Усамы бен Ладена, в итоге оказался оппозиционной стороной в «Аль-Каиде» и выступал резко против организации тех терактов. Так вот, оправдательный приговор брату никак не повлиял на судьбу Мухаммеда Ульд Слахи – он продолжил сидеть в тюрьме Гуантанамо. Без суда и следствия.


Смотрите кино!

  

Трейлер фильма “Мавританец”

  

В украинском прокате – с 18 февраля 2021 г.

Год: 2021
Режиссер: Кевин МакДональд
Авторы сценария: Майкл Броннер, Рори Хайнс, Сохраб Ноширвании др.
Жанр: драма
В ролях: Тахар Рахим, Джоди Фостер, Бенедикт Камбербэтч, Закари Ливай, Шейлин Вудли и др.
Страна: США, Великобритания
Хронометраж: 129 мин.

Фото: Киномания

Залишити відповідь