Бэтмен: из возмездия – в супергерои

  

The Batman

  

Появление в украинском прокате первого блокбастера, спустя 2,5 месяца полномасштабной войны России в Украине, ощущается одновременно и как некая параллельная реальность, и как небольшая победа мирной жизни. Кинотеатры должны продолжать работать на тех территориях, где возможно, люди должны продолжать смотреть в них кино, а мы – писать о нем. И начинаем это дело о фильме, который получился как особенным, так и противоречивым, о чем подробнее – в рецензии от «Смотрите кино»

  


  

У города, которому нужен герой, его еще нет. Есть лишь яростное возмездие в лице молчаливой летучей мыши, появляющейся в самые неожиданные моменты на темных улицах Готэма и дающей жестокий отпор местным преступникам. Но внезапно убит мэр города, прямо у себя дома на Хэллоуин – жестоко и дерзко, а преступник, который получит прозвище Загадочник (Пол Дано), оставляет на месте преступления ребусы и личное послание – открытка для Бэтмена (Роберт Паттинсон). Лейтенант Джеймс Гордон (Джеффри Райт) вовлекает человека в костюме летучей мыши в расследование, чему не очень рады ни в полиции, ни в криминальном мире. Более того – от него откровенно отмахиваются, глядя как на очередного чудака в костюме.


Новое громкое убийство (теперь окружного прокурора) все больше погружает Бэтмена в преступную реальность и приводит в странный ночной клуб, где он встречает Селину Кайл (Зои Кравиц), тоже неровно дышащую к обтягивающим черным костюмам и мотоциклам. Владелец этого ночного клуба Освальд Кобблпот по прозвищу «Пингвин» (неузнаваемый Колин Фаррелл), который работает на старого знакомого семьи Уэйн – главу местной мафии Кармайна Фальконе (Джона Туртурро). Очень многое предстоит сделать Брюсу Уэйну, чтобы родной город мог спать спокойно, но еще больше – чтобы его жители стали доверять Бэтмену и на него надеяться.

  

Роберт Паттинсон в роли Бэтмена в фильме «Бэтмен»

  


Откровенно говоря, неизвестно, как режиссер и сценарист Мэтт Ривз решился снимать нового «Бэтмена». Все, что случается в этом жанре и с этим супергероем неизменно сравнивают с трилогией Кристофера Нолана (и, конечно, не в пользу нововыходящих фильмов) или с интерпретацией Бэтмена от Бена Аффлека (тут новичкам уже попроще). Кстати, именно Аффлек должен был не только играть главную роль в новом сольном фильме о Бэтмене, но и ставить его как режиссер. Однако после «Лиги справедливости» 2017 года, снятой Заком Снайдером и смонтированной Джоссом Уидоном, а также из-за проблем в личной жизни для Бена многое изменилось. И это, к счастью, для Мэтта Ривза, перехватившего полностью проект, и для Роберта Паттинсона, который ну очень хотел сыграть этого супергероя.


Предсказуемо, что Мэтт Ривз, в прошлом режиссер «Монстро», «Впусти меня» и двух фильмов из перезапуска «Планеты обезьян», пошел вместе с легендарным супергероем из вселенной DC Comics своим путем – с авторским почерком, неочевидными поначалу акцентами и ориентацией именно на первоисточник (в смысле – комиксы), а не на весь кинематографический нарратив о Бэтмене, который был до его, Мэтта Ривза, участия. И, безусловно, эту тропу ему немного протоптал «Джокер» Тодда Филлипса. Именно эти два фильма идеально вписываются в единую киновселенную, хотя однозначно ею не являются (смотрите внимательно финальную сцену «Бэтмена», а также полюбопытствуйте вырезанной из фильма сценой общения главного героя с загадочным узником, но только если посмотрели уже само кино!). Однако по своей интонации как в смыслах, так и в визуале, «Джокер» и «Бэтмен» – картины одного толка, хотя последний откровенно проигрывает первому как раз в плане сценарной работы (о диалогах так вообще лучше не вспоминать).

  

Вырезанная режиссером Мэттом Ривзом из «Бэтмена» сцена. В ней нет прямых спойлеров, но смотреть ее лучше после фильма

  

По своей сути, фильм Мэтта Ривза – это, в первую очередь, детектив, расследование преступлений серийного убийцы и психопата, что режиссер неоднократно подчеркивал и в интервью (а некоторые идут дальше и находят вообще отголоски страшного триллера «Семь» Дэвида Финчера). Поэтому и буйного экшна в фильме неожиданно для супергеройского кино мало (но весь он – очень красивый и стильный). Двое сведенных волею случая «напарников» (лейтенант и Бэтмен) идут по следу, хватаются то за одну зацепку, то за другую, порой понимают, что на ложном пути и разочаровываются, друг другу не договаривают, однако новая деталь дает очередное новое понимание (причем не факт, что верное). И так далее, и тому подобное. Но во многих нюансах именно детектив в «Бэтмене» не выдерживает никакой критики, допуская откровенные ляпы, смешные глупости и сшивая кое-что белыми нитками.

  

Джеффри Райт в роли лейтенанта Гордона и Роберт Паттинсон в роли Бэтмена в фильме «Бэтмен»

  


В тот же момент история драмы вселяет больше надежды. Фокус Мэтта Ривза не на развитии самого персонажа, а на становлении именно героя (что не отменяет, конечно, и первое) – когда он понимает свое предназначение в более широком смысле и находит этому отклик в окружающих людях. Кто, если не он? Да, в общем-то, таковых в Готэме нет. Тем более и сам Бэтмен достаточно двойственный персонаж, и дело не только в том, что он носит маску, как и многие его враги. Тут он постоянно сомневается, сначала – в себе, потом – в своем прошлом, и никак не может отпустить те травмы, культивируя их в себе активнее, чем пару десятков лет назад. Герой не понимает сам себя, своих истинных намерений (кроме, беспросветной мести), он кидается из одной крайности в другую и явно имеет проблемы с контролем гнева.


Вот именно в изображении такой нуарной драмы – неспешной (почти три часа, кстати!), красиво страдающей и даже невысказанно эротичной – Мэтт Ривз чрезвычайно хорош. К слову, именно такой взгляд на героя соответствует комиксовому первоисточнику – это вам скажет любой глубоко вовлеченный фанат. Причем визуальный ряд «Бэтмена» во многих сценах наилучшим образом отражает самую суть мрачного Готэма из комиксов – с его жестким классовым неравенством, ведущем к жестоким конфликтам. И это зрелище на экране – выдающееся (оператор тут Грег Фрейзер, который успел получить «Оскар» за «Дюну», кстати), и не только красоты ради, но и для усиления развития внутренней (личной) истории героя. Хотя количеством сцен замедленной съемки Мэтт Ривз, пожалуй, может посоперничать с самим Заком Снайдером, а он в этом деле – мастер пафоса.

  

Зои Кравиц в роли Женщины-кошки и Роберт Паттинсон в роли Бэтмена в фильме «Бэтмен»

  


Роберт Паттинсон в роли Бэтмена – это совсем не тот супергерой, к которому мы все привыкли, что хорошо, но и не очень. Режиссер в качестве референса (на что ориентироваться при выстраивании характера и психологии персонажа) дал Робу Курта Кобейна (а Nirvana так вообще обреченно звучит в саундтреке). Однако сам актер называет и совсем неожиданные источники своего вдохновения для персонажа. Например, молодой Майкл Корлеоне из «Крестного отца», который вроде бы хороший, но в итоге оказывается с червоточиной. Вот так и Бэтмен, по мнению Паттинсона, не 100% положительный герой, ведь большую часть своего времени его нелюдимый персонаж проводит даже не с дворецким Альфредом (Энди Серкис в фильме), воспитавшим его, а с преступниками. И вот перед нами вырисовывается очень мрачный супергерой, крайне пессимистично настроенный, явно в глубокой депрессии из-за детской травмы, которая постоянно возвращает его в прошлое, не давая жить реальной жизнью. Хотя бы при свете дня.

  

Пол Дано в роли Загадочника в фильме «Бэтмен»

  


Пожалуй, в такой авторской интерпретации Роберт Паттинсон в качестве Бэтмена вполне себе ничего и вписывается идеально. Однако есть вопросы к этой самой интерпретации. На ее фоне Женщина-кошка – героиня Зои Кравиц – своей характерностью, сексуальностью и энергичностью уводит из-под самого носа Бэтмена немало совместных сцен. Среди иных персонажей, пожалуй, выделяется наиярчайшим образом Пол Дано в роли Загадочника, хотя его лицо мы увидим совсем ненадолго и совсем в финале (и тут Мэтт Ривз снова передает негласный «привет» Дэвиду Финчеру, ведь источник его вдохновения – серийный убийца по прозвищу «Зодиак»). Но образ, который Пол сконструировал на экране, максимально отталкивающий и психопатический, однако при этом и очевидный, когда мы узнаем всю страшную историю персонажа, а значит – не чуждый сочувствия. Подобное (яркость и талант) обязательно стоит упомянуть и о Колине Фаррелле, ведь со 100%-ой вероятностью в роли Пингвина его не узнает ровным счетом никто. Студия Warner Bros. так этим воодушевилась, что взяла и выписала для героя сольный спин-офф в формате сериала!

  

Колин Фаррелл в роли Пингвина в фильме «Бэтмен»

  


И напоследок должны сообщить грустную новость по теме. Как-то Роберт Паттинсон обмолвился, что, если «Бэтмен» с его участием провалится в прокате, то он уйдет сниматься в порнофильмы. Так вот – картина стала второй самой успешной в 2022 году (гонку пока ведет Marvel с «Доктором Стрэнджем: В мультивселенной безумия») – в мировом прокате «Бэтмен» заработал почти 770 миллионов долларов (и это без учета показателей стриминга HBO Max, на котором он вышел после 45-тидневного прокатного окна). Так что не видать нам Роберта Паттинсона в выдающихся порно-ролях, как своих… (закончите сами в общем). И над сиквелом они уже с Мэттом Ривзом активно работают.


Смотрите кино!

  

Трейлер фильма «Бэтмен»

  

В украинском прокате — с 12 мая 2022 г.

Год: 2022
Режиссер: Мэтт Ривз
Авторы сценария: : Мэтт Ривз, Питер Крэйг, Билл Фингер и др.
Жанр: кинокомикс, боевик, детектив, драма, экшн
В ролях: Роберт Паттинсон, Зои Кравиц, Пол Дано, Джеффри Райт, Колин Фаррелл, Энди Серкис, Джон Туртурро, Питер Сарсгаард, Барри Кеоган и др.
Страна: США
Хронометраж: 176 мин.


Фото: Warner Bros. и Киномания

Добавить комментарий