Спенсер: тайна принцессы Дианы

  


Spencer

  


Похоже, режиссер Пабло Ларраин не любит снимать байопиков в традиционном их понимании. Как для автора, это, конечно, плюс, потому что дает свободу. Но у него все чаще переходит в минус, который теперь не спасает и выстроенная в ретро-стиле картинка с намеком на дымку загадочности, и тонкое музыкальное сопровождение от Джонни Гринвуда. Подробнее о том, почему режиссеру стоит уже переходить в иные формы и содержания – в рецензии от «Смотрите кино»

  


  


Единственная тайна принцессы Дианы (Кристен Стюарт) будет в том, что в ней в показанный период целиком и полностью созреет мысль об исходе из королевской семьи. Но об этом пока никто не знает, как, вероятно, и сама принцесса, вплоть до окончания рождественского уик-энда, который все-все Виндзоры должны провести в королевском поместье на востоке Англии. И по стечению обстоятельств именно тут, совсем по соседству, Диана и выросла. Своеобразное «возвращение домой» также подтолкнет ее к судьбоносному решению.


Сейчас же, не имея шанса избежать этого глубоко неприятного ей сбора, принцесса решила приехать отдельно и внезапно без водителя. Но принцесса по дороге заблудилась. Принцесса опоздала (в фильме это будет повторять каждый, кому не лень). И ей решительно всё-всё стоит поперек горла – как яства, приготовленные с заботой чутким поваром (Шон Харрис), так и традиции королевской семьи вместе с изнуряющим холодным этикетом. Вокруг – одни надсмотрщики (Тимоти Сполл). Симпатичных ей людей (Салли Хокинс) – отстраняют. На шее – жемчужное ожерелье, которое принц (Джек Фартинг) подарил не только ей, но и той, другой. На кровати – книга об Анне Болейн, потерявшей (буквально) голову. Повсюду – холод, тоска, безысходность.

  

Кристен Стюарт в роли принцессы Дианы в фильме «Спенсер»

  


Режиссер Пабло Ларраин, который родился и вырос в Чили, неоднократно снимал историческое кино, но все больше о родной стране и в основном о временах диктатуры Пиночета. Однако, начиная с биографической драмы «Джеки», в которой Натали Портман сыграла супругу убитого президента США Джона Ф. Кеннеди, режиссер перешагнул в западный мир и обратил свой пристальный взор на женские исторические персонажи. Именно поэтому «Спенсер» по узловым моментам кинематографически рифмуется с «Джеки» и на данный момент складывается с ней в смысловую дилогию. Несколько дней из жизни женщины, известной всему миру (даже более – восхищающей многих в этом мире), когда она оказывается в крайне драматических обстоятельствах, полностью меняющих ее дальнейшую жизнь.


Причем на экране (как в «Джеки», так и в «Спенсере») Ларраин воссоздает не столько хронику событий, сколько портрет эмоционального состояния своей героини, максимально фокусируясь на ее внутренних переживаниях и преломляя сквозь это окружающую действительность. В этом как плюс авторского видения Ларраина (картина получается оригинальной, снятой в непривычной манере и погружающей в события максимально чувственно), так и минус, ведь толкает режиссера на переизбыток метафор (то слишком напыщенных, то приторно мелодраматических), что порой меняет фокус восприятия самой героини, обостряя накал ее страстей до отталкивающей истеричности.

  

Кадр из фильма «Спенсер»

  


Именно это и происходит в «Спенсере» – картине, снятой красиво и глазу, и уху, но дико напряженно для зрительского восприятия, которая выставляет принцессу Диану в абсолютно неприглядном ключе. А все потому, что не погружает в историю, не предлагает хоть намека на то развитие, которое привело к полной непереносимости этого рождественского уикэнда. Перед нами женщина на грани нервного срыва, которая ведет себя крайне неуравновешенно, истерично, инфантильно, чем пугает своих детей, периодически повторяющих «мама, ну пожалуйста». Вероятно, в жизни ей было очень нелегко. Вероятно, она натерпелась. Вероятно, ее терпению наступил предел. Но, к сожалению, фильм не дает и намека на этот экскурс в прошлое, упоминая лишь некие акценты и постоянный холод, точившийся из замка, но, конечно, от людей.


Режиссер глубоко окунает в удушающую атмосферу, которая буквально изолирует героиню от всего мира, запирает в золотую клетку, но не дает возможности хоть мимолетными деталями зацепиться пониманию, как же так вышло. Неподготовленный зритель явно воспримет историю двояко и не факт, что отдаст свое сочувствие народной принцессе, несмотря на то что режиссер не дает и шанса другим персонажам раскрыться и стать более жизненными.

  

Кадр из фильма «Спенсер»

  


Апогеем истеричного и неприглядного восприятия главной героини становятся те самые крайне избыточные и прямолинейные метафоры, которые использует Пабло Ларраин. Они не приносят понимание, что Диану уже просто тошнит от всей этой королевской суеты. Зрителя самого начинает изрядно подташнивать – от мертвого фазана крупным планом прям в самом начале и последующей охоты на этих птиц, от жемчужного ожерелья, которое рано или поздно должно было ею порваться (в ленте это случится дважды!), от пугала в чистом поле или от колонны военных, организовывающих это мероприятие, от странных и абсолютно не к месту параллелей с Анной Болейн, после чего окончательно перестаешь воспринимать всерьез саму Диану. Но таков ли был режиссерский умысел? Авторские спекуляции настолько плотно напичканы в этот фильм, что толкают друг друга в очереди и начинают утомлять, не дойдя даже до середины истории.


И откровенно признаться, игра Кристен Стюарт, чьим бенефисом, безусловно, «Спенсер» и выступает, лишь подчеркивает раздражающее впечатление. Местами излишне дерганная, избыточная, с заламыванием рук, на крупных планах она по-прежнему выглядит актрисой, которая очень ответственно копирует жесты и мимику Дианы Спенсер, хотя, отъедь камера чуть подальше, и эффект улетучивается. Тогда Кристен Стюарт действительно становится крайне схожа со своей известной героиней. К слову, телохранитель принцессы Дианы, который работал с ней последние 10 лет ее жизни, утверждает, что из всех возможных воплощений на экране, попытка Кристен Стюарт выглядит максимально убедительной. Вероятно, это поддерживает актрису, потому что она получила немалую дозу критики за свои старания в этом фильме, что при этом абсолютно не исключает ее возможную номинацию на «Оскар».

  

Кадр из фильма «Спенсер»

  


В виду вышедшего не так давно четвертого сезона сериала «Корона», в котором уже появился персонаж принцессы Дианы в исполнении дебютантки Эммы Коррин, а также готовящегося к выходу пятого сезона, где ее сыграет уже многим известная Элизабет Дебики, интерес к этой королевской истории остается крайне высоким, и на фоне этой плотной конкуренции Диана Спенсер от Кристен Стюарт явно проигрывает. Возможно, потому что режиссер сам же зажимает свою героиню в крайне жесткие рамки, в которых эмоциональный диапазон варьируется лишь от глубокой тоски до мученических страданий (то есть практически никак). Из-за этого Диана в «Спенсере» теряет очень многое, а главное – настоящую глубину, сложность и жизненность. Но, по крайне мере, всё это очень красиво.


Смотрите кино!

  

Трейлер фильма «Спенсер»



В украинском прокате — с 9 декабря 2021 г.


Год: 2021
Режиссер: Пабло Ларраин
Автор сценария: Стивен Найт
Жанр: драма, биография, мелодрама
В ролях: Кристен Стюарт, Тимоти Сполл, Салли Хокинс, Джек Фартинг, Шон Харрис и др.
Страна: Великобритания, Германия, США, Чили
Хронометраж: 117 мин.

Фото: Артхаус Трафик

Добавить комментарий