Параллельные матери: Альмодовар в отличной форме

  

Madres paralelas

  


Кажется, пандемия коронавируса подстегнула Педро Альмодовара к активизации режиссерского дела. Пребывая на карантине, он вел дневник, выпустил короткометражку “Человеческий голос” и менее, чем через год повез на Венецианский кинофестиваль свою новую киноработу с неизменной музой Пенелопой Крус, о которой подробнее – в рецензии от «Смотрите кино»

  


  


Ни одна из них свою беременность не планировала — ни уверенная в себе Дженис (Пенелопа Крус), ни сомневающаяся Анна (Милена Смит). Первая успешно фотографирует для модных журналов и мечтает осуществить раскопки в родном городке. Когда-то в 30-х годах ее прадед и некоторые жители этого места были расстреляны фалангистами (членами ультраправой политической партии) прямо в поле, где массово и захоронены. Теперь же Дженис и другие родственники очень хотят сделать все правилам и традициям и дать упокоение погибшим. На работе Дженис знакомится с антропологом Артуро (Исраэль Элехальде), которому и суждено, после внезапной связи, стать отцом ее ребенка.


Упомянутая Анна выглядит как угловатый подросток, которая потеряла опору в жизни и внезапно “залетела”. Родителям до нее особо нет дела, а факт “залета” так и вовсе драматический. Этих двоих объединит то, что они встретятся в родильной палате, где будут помогать друг другу во время схваток, а после обменяются телефонами и станут поддерживать связь. Дженис станет моральной наставницей юной Анне, которую мать (Айтана Санчес-Хихон) снова, как и в глубоком детстве, оставит одну ради карьеры актрисы. Но Дженис и Анну в итоге свяжет между собой не только участь матерей-одиночек, а и нечто более прочное и неразрывное.

  

Милена Смит в роли Анны и Пенелопа Крус в роли Дженис в фильме «Параллельные матери»

  


Испанский уже классик Педро Альмодовар снова снимает кино о женщинах – причем так, как может делать это только он. Название новой картины режиссера, конечно, перекликается с его ранней знаменитой работой «Все о моей матери», и это лишний раз подтверждает, что Альмодовар в своих фильмах, по сути, исследует одну и ту же тему, трогающую его, видимо, больше всего – материнство. Практически в каждой его ленте есть мать (и не одна) со своей особой историей. И практически в каждой его ленте такую мать играет Пенелопа Крус – муза Педро Альмодовара последние лет двадцать пять (а в своем прошлом фильме «Боль и слава» режиссер так и вовсе доверил ей играть практически собственную мать).


В «Параллельных матерях» на первом плане отображены самые сильные фобии, которые испытывает мать, после рождения ребенка. Причем в этой истории они принимают свое максимальное выражение – озвучивать конкретнее было бы неправильно, ведь тогда можно лишить Альмодовара узнаваемой черты – соревноваться в сюжетных коллизиях с латиноамериканскими сериалами. Однако в этот раз режиссер делает и нечто особенное – он переводит повествование с уровня личного на буквально национальный, гражданский, внезапно отдавая фоновой линии центральное место.

  

Пенелопа Крус в роли Дженис и Милена Смит в роли Анны в фильме «Параллельные матери»

  

Абсолютно нехарактерным для себя образом Педро Альмодовар закольцовывает историю с материнством, соединяя прошлое, настоящее и обозримое будущее, которое замаячит яркими (в уникальном альмодоварском стиле) красками только после того, как главная героиня найдет возможность уважить прошлое. Только разобравшись со старыми проблемами, ты можешь начинать новую жизнь, а так как события 30-х годов прошлого века по-прежнему болят в душах испанцев (чему этот фильм – лишнее подтверждение), то Дженис, давая начало новой жизни, должна упокоить прошлую. Историческая память важна не только для нее одной, а для целого поколения, и это они должны нести по эстафете следующей поросли – своими действиями и убеждениями. И это превращает героиню фильма в образ символический и обобщающий.


Главная роль, несмотря на традиционное обилие женских персонажей, конечно, отведена Пенелопе Крус – именно восприятием и чувствами Дженис автор проводит зрителя по своей истории. Для актрисы эта роль оказалась очень эмоциональной, сложной, выматывающей. С Педро Альмодоваром они работали на износ, и после одной из драматических сцен Пенелопа даже упала в обморок от изнеможения. Однако наблюдать, как актриса на экране проживает свою Дженис, для зрителя оказывается не просто удовольствием, а даже привилегией. Красивая, глубокая, чувственная, отдающая весь накопленный годами жизненный опыт. Кубок Вольпи на Венецианском кинофестивале и несколько отраслевых премий и номинаций – мало когда были так заслуженны.

  

Кадр из фильма «Параллельные матери»

  

В фильмах Педро Альмодовара всегда множество деталей, и «Параллельные матери», безусловно, не выпадают из этого ряда. Цветовые и интерьерные решения – абсолютно узнаваемы и определяют слету авторство этого фильма, как и музыкальное сопровождение неизменного уже много-много лет композитора альмодоварских фильмов Альберто Иглесиаса. История героев отражается во всем, что их окружает. И, конечно, центром этого в картине выступает Дженис – ее стиль одежды, емкая надпись на футболке, постеры и фотографии на стенах, одна из которых напрямую отсылает к матери Дженис, также как и звучащая в одной из сцен песня («Summertime» Дженис Джоплин, в честь которой и назвали героиню). Разгадывать эти альмодоварские ребусы – удовольствие-бонус ее фильмов, тем более большинство деталей он продумывает самолично.

  

Кадр из фильма «Параллельные матери»

   


В «Параллельных матерях» Педро Альмодовар выступает настоящим сторитейлером, развивая сюжет плавно и по законам мелодраматического жанра, избегая излишней манипуляции чувствами (как персонажей, так и зрителей), уходя от излюбленной фрагментарности, которую ранее нещадно эксплуатировал, не вынося за скобки ничего дополнительного, в том числе и для заигрывания с самим собой. Режиссер сохраняет яркий фонтан переживаний и неправдоподобность некоторых ситуаций, но сложность его драматургии (а он, как водится, и автор своих фильмов) в «Параллельных матерях» оказывается невесомой, прозрачной и, как ни странно, лучше всего приближенной к жизни. А заканчивается эта драматургия в точке осмысления двух сюжетов: одного исторического, который надо принять и помнить, и второго, уходящего в будущее, который надо растить и отпускать.


Смотрите кино!

  

Трейлер фильма «Параллельные матери»

    

В украинском прокате — с 3 февраля 2022 г.


Год: 2021
Режиссер и автор сценария: Педро Альмодовар
Жанр: драма
В ролях: Пенелопа Крус, Милена Смит, Исраэль Элехальде, Росси де Пальма, Айтана Санчес-Хихон и др.
Страна: Испания
Хронометраж: 123 мин.

Фото: Вольга

Добавить комментарий