По воле Божьей: или по совести

Grâce à Dieu



Новый фильм Франсуа Озона, по воле Божьей, не похож ни на одну его картину, но при этом по стилю повествования – абсолютно озоновский. Почему здесь нет противоречия, и отчего режиссеру было важно снять именно такую картину – в рецензии от «Смотрите кино!»

  



В 80-х годах прошлого века католический священник Бернар Прейна (Бернар Верле) любил водить детей в походы, а поэтому опекал скаутскую организацию. Там они пели песни у костра, занимались физподготовкой, читали катехизис, вместе молились, а некоторые уединялись со священником в фотолаборатории. По инициативе отца Прейна, конечно. Через время такие дети либо замыкались в себе и молчали, либо рассказывали семье, после чего кое-кто из родителей с возмущениями и письмами гнева забирали чад домой и никогда больше не пускали в скауты. Чуть позже дело забывалось, а отца Прейна, в лучшем случае, переводили в другой приход.


В 2014 г. консультант по коммуникациям в финансовой сфере Александр (Мельвиль Пупо) случайно узнает, что отец Прейна до сих пор служит мессы и общается с детьми. Будучи в детстве его жертвой и глядя на своих сыновей, которых у него пятеро, мужчина теперь просто так не может отмахнуться от прошлого. Как истинный католик, он обращается к архиепископу Лиона кардиналу Филиппу Барбарену (Франсуа Марторе), после чего начинается длительная переписка, сопровождаемая встречами, которые ни к чему сами по себе не приведут.

  

Мельвиль Пупо в роли Александра в фильме «По воле Божьей»

  


Однако через время из-за обращения Александра в полицию, не выдержавшего изнурительной переписки и обещаний, к делу подключается Франсуа (Дени Меноше), чьи родители тогда и писали гневные письма кардиналу. Теперь Франсуа вспоминает былое и, будучи атеистом, решает наказать не только священника-педофила, но и весь институт церкви. В процессе собственного расследования он выясняет, что таких жертв значительно больше, и Франсуа решает создать специальный сайт для сбора таких историй. Со временем число пострадавших, решившихся заговорить, возрастет до 70-ти человек, а среди них особенно будет выделяться интеллектуал Эммануэль (Сванн Арло) со сложной судьбой.

  

Кадр из фильма «По воле Божьей»

  


Первое, о чем думаешь при просмотре «По воле Божьей» – что картина выглядит достаточно странной как для режиссера Франсуа Озона. Будучи даже поверхностно знакомыми с его фильмографией (можно вспомнить хотя бы предыдущий фильм «Двуличный любовник», который снят в ярко выраженном озоновском стиле), сразу становится ясно, что «По воле Божьей» — это абсолютно иное кино. Сухое, насыщенное лишь фактами, документально отстраненное, с минимум эмоций, не концентрирующееся на актах педофилии, а лишь на борьбе за справедливости как факторе преодоления и поиска себя.


Для Франсуа Озона было очень важно поднять эту тему, причем сделать это быстро. Событие крайне свежее, ведь суд еще не вынес окончательное решение до премьеры картины на Берлинском кинофестивале, где она участвовала в конкурсе. Поэтому «По воле Божьей» появился не то, чтобы своевременно, а, скорее, как дополнительное свидетельство обвинения, причем не самого Бернара Прейна, а католической церкви. Удивительно, но режиссер не делает из педофила монстра, тот показан человеком старым, раздавленным, растерянным, отчего некоторые жертвы приходят в смятение (вместе со зрителем).

  

Сванн Арло в роли Эммануэля в фильме «По воле Божьей»

  


Основной антагонист – это католическая церковь. Не вера в Бога, а именно институт, чьи (без)действия в таких страшных ситуациях как раз и приводят к сомнениям в вере и даже полному от нее отказу. Но имеет еще и враг поменьше – безразличие близких, неверие в преступления и их преуменьшения (хоть тогда, давно, хоть теперь – «зачем ворошить прошлое!»), их боязнь собственного чувства вины и ответственности.


Кстати, изначально Озон собирался снять документальную картину. Множество архивных материалов у него было под рукой. К примеру, Александр Герен передал ему целиком и полностью свою переписку с кардиналом Барбареном (и Озон уважительно и тщательно цитирует ее в первой части фильма). А при развитии самой истории использовались факты и свидетельства реальных жертв, с которыми режиссер встречался лично.

  

Кадр из фильма «По воле Божьей»

  


Но в какой-то момент Озон решил вернуться в формат художественного кино, но не отказываясь полностью от документальных инструментов. Кто-то обвинил режиссера в алчности к наградам и строгому расчету: именитый и уважаемый Озон не имел ни одного приза ни одного кинофестиваля, хотя исправно в них участвовал. А тут сразу же получает Гран-при жюри Берлинале (самого чувствительного к социально-политической проблематике киносмотра) – бесспорно, за актуальное высказывание и важность темы.


Но, напомним, что режиссер не просто так выбрал абсолютно нехарактерную для себя тему. Вероятно, «По воле Божьей» — это личный фильм для Озона. И, возможно, именно поэтому режиссер практически уводит свой авторский почерк в мелкие детали – он не хочет двояких трактовок, обманных отражений и перевертышей, эстетских фокусов и интеллектуальной провокации, на которые обычно падок. Он специально приглушает авторский тон, но при этом мастерски ведет историю, развивает ее, наращивая важность, эмоциональность, вовлеченность.

  

Кадр из фильма «По воле Божьей»

  


Открывая перед нами проблему с помощью сухого и настойчивого Александра, склонного к формализму и определенности, Озон с помощью его жалобы и полицейского расследования приводит нас ко второй жертве, Франсуа, которому повезло несколько больше, но который должен стать катализатором социального резонанса. На лицо актуализация проблемы и институционализация борьбы с ней (Франсуа инициирует создание сайта и фонда жертв). Но чего-то недостаточно – более глубокой эмоциональной вовлеченности зрителя. Тогда на сцене появляется морально сломленный Эммануэль, причем Озон виртуозно подводит к этому герою через газетную статью о том самом фонде и, по традиции, полностью переключает внимание на новую жертву.

  

Кадр из фильма «По воле Божьей»

  


Каждый из трех ведущих героев что-то ищут для себя в этой борьбе. Александр хочет возродить в себе веру в Бога, в котором он давно усомнился, хоть с виду и истинный католик. Франсуа жаждет справедливости и соответствующего наказания практически всему католицизму. Эммануэль давно потерян по жизни, которая изо дня в день бьет его нещадно из-за комплексов, родом из детства (как душевных, так и физических).


Поэтому для Озона на первом месте не преступление и полученная в результате него травма (она у каждого из героев своя и разной степени тяжести). Для режиссера в центре внимания (и «По воле Божьей» невероятно созвучно с одноименной американской картиной, в том числе, и по своей форме) оказывается, возможность поиска себя – тех, кто уже, по факту, принял свою травмированность, приспособился жить с ней в социуме, но так и не нашел истинного себя.


Смотрите кино!

  

Трейлер фильма «По воле Божьей»

  


В украинском прокате с 18 апреля 2019 г.

  

Год: 2018
Режиссер и автор сценария: Франсуа Озон
Жанр: драма
В ролях:
Мельвиль Пупо, Дени Меноше, Сванн Арло, Эрик Каравака, Франсуа Марторе, Бернар Верле, Жоазин Баласко и др.
Страна: Франция, бельгия
Хронометраж: 137 мин.

  

Фото: Артхаус Трафик

Добавить комментарий