Черкассы: и не спускайте флаг!

  


Черкаси

  


В кино уже идет отечественный фильм о противостоянии российских захватчиков и украинского минного тральщика «Черкассы», который держал моральную и военную осаду почти целый март 2014 г. Подробнее о том, какой получилась дебютная военная драма режиссера Тимура Ященко – в рецензии от «Смотрите кино!»

  


  


Мишка (Евгений Ламах) должен вернуться в море, на корабль, где несет службу. Однако не лежит у него к этому душа. Поэтому в родном селе он пристает буквально к каждому с уговорами, чтобы хоть кто-то отправился вместе с ним за компанию. Даже на похоронах матери Лёвы (Дмитрий Сова) он пытается уговорить замкнутого и нелюдимого друга, что тот просто обязан поехать с ним – ведь теперь в селе его ничего не держит. Через время и внезапно Лёва соглашается, и они уже вместе на морском тральщике «Черкассы», где один – буквально как рыба в воде, а у второго служба никак не ладится.


Но всех неопытных матросов научат старыми дедовскими методами, и каждый должен выучить, сколько иллюминаторов по левому и правому борту, и произнести слова присяги (если еще нет). Иначе на корабле тебе делать нечего. Так вот, в конце февраля 2014 г., возвращаясь после учений из Болгарии, капитан «Черкасс» (Роман Семисал) понимает, что политическая ситуация кардинально изменилась, и в итоге порт, к которому они идут, уже не под контролем украинской стороны, а захвачен «зелеными человечками». После ожидания приказов от командования и вести о том, что другие корабли сдаются российской стороне, капитан принимает решение, что тральщик «Черкассы», оставаясь заблокированным в бухте озера Донузлав, окажет сопротивление.

  

Кадр из фильма “Черкассы”

  


Невероятно сложно снимать кино по историческим событиям, которые разворачивались не так давно, но по своей сути еще не окончены и несут коллективную боль утраты – потерю не только кораблей военно-морского флота Украины, но и целого полуострова. Поэтому режиссер Тимур Ященко, для которого военная драма «Черкассы» – дебютная в его кинематографии, взялся за амбициозную и непростую задачу. И, что приятно сказать сразу, картина в целом получилась не только важной, но и честной, искренней, цепляющей те самые нужные струны. Не без шероховатостей (о чем чуть ниже), но живой.


В интервью режиссер (к слову, родом именно из Черкасс) рассказывает, что снять этот фильм его вдохновило короткое видео на YouTube, в котором моряки со всем подручным вооружением (в основном, с палками) поют песню “Ляписа Трубецкого” «Воины света». В реальности видео снималось на корабле «Константин Ольшанский», позже также захваченном, но авторами было принято решение использовать этот эпизод в привязке к своей истории, как и некоторые другие из жизни разных украинских кораблей, чтобы сделать сюжет ярче и насыщеннее. И в итоге именно эта композиция обозначит в картине наиболее яркую кульминационную точку в плане эмоций и укрепления в зрителях какого-то инстинктивного патриотизма – без фальши, пафоса и громких слов.

  

Моряки корабля “Константин Ольшанский” поют песню “Ляписа Трубецкого” “Воины света”

  

Важность для режиссера темы подчеркивается и тем, что он также приложил собственную руку и к сценарию фильма, написав его в соавторстве с польским сценаристом Робертом Квильманом. А на съемки картины позвал реальных участников тех исторических событий: в качестве военного консультанта командира корабля «Черкассы» Юрия Федаша и на небольшие роли настоящих матросов тральщика «Черкассы». Например, актер, прыгающий с корабля – это матрос Михаил Воскобойников, который на самом деле осуществил этот маневр в 2014 г., только в фильме, к сожалению, не прояснилась истинная цель его действий.


Авторы в первой части картины демонстрируют характерные черты той жестокой и безысходной реальности, из-за чего произошедшее видится драматичнее и щемит еще сильнее. Тесная связь между украинскими и российскими военными до событий марта 2014 г. тонко передается несколькими короткими эпизодами абсолютно бытового для морского флота характера. Нищета и неподготовленность военного флота Украины к таким событиями морально и физически на контрасте играет с образами стороны противостояния. Общая растерянность украинских моряков, которые вмиг должны стать не просто солдатами, но и героями, при этом не чувствуя за своими плечами поддержки самого высшего командования. Все это акцентами, бытовыми зарисовками, суровыми диалогами и обрывками фраз передано в картине, но порой несколько путано и отрывисто, что не дает возможности разобраться в происходящем неподготовленному зрителю.

  

Кадр из фильма “Черкассы”

  


Возможно, тому виной перемонтированная для проката версия картины, которая отличается от режиссерской, показанной на Одесском и Варшавском международных фестивалях, где фильм участвовал в основном конкурсе. Иное начало «Черкасс», иной финал и, вероятно, сокращенные эпизоды самой истории противостояния, из-за чего понять некоторые действия и решения героев можно, только почитав хронологию событий в Интернете.


В определенных моментах накал событий просто просится к обострению, что можно было изменить, вероятно, операторским и музыкальным решениями. В целом есть ощущение, что часть сюжетных поворотов не были «дожаты» напряжением, а часть – внезапно прерваны (например, все то же исполнение песни «Воины света», когда у зрителя душа только развернулась, а экспозиция событий резко сменилась). Подобное актуально и в привязке к ложному финалу, после которого содержательно просилась точка.

  

Кадр из фильма “Черкассы”

  


Ощущение завершенности фильма, после событий на корабле, рождается из-за того, что у «Черкасс», по сути, отсутствует главный герой. Изначально проводником повествования выступает Мишка, однако в дальнейшем история периодически теряет его из вида и фокусируется на других – на его сельском друге Лёве, потом (что понятно) внимание своим благородством и мужеством принятых решений перетягивает капитан корабля. Поэтому возвращение (после логичного финала с кораблем) снова к Мишке воспринимается уже как необязательное, хоть и важное для этого героя по осознания самого себя. В какой-то момент есть ощущение, что главным героем «Черкасс» должен был стать сам минный тральщик, соединяя в себе судьбы персонажей (и название фильма намекает именно на это), однако в итоге мозаика не складывается, несмотря на явные предпосылки и сюжетные зацепки, которые в истории не раскрываются до конца.

  

Кадр из фильма “Черкассы”

  


При этом «Черкассы» эмоционально оставляют после себя чувство гордости и истинного благородства несмотря на то, что, по сути, хэппи-эндом не заканчиваются (и даже когда знаешь исход исторических событий, неосознанно на него надеешься). Без откровенной политической пропаганды, без высокой ноты пафосного патриотизма, которая часто в подобных фильмах срывается на фальцет, без режущей слух и глаз кино-фальши украинской реальности. Капитан уходит с корабля последним, не спустив флаг (который, к слову, захватчики не могли снять еще неделю – моряки «Черкасс» постарались). А зритель выходит из кинозала с чувством гордости, что живет с такими людьми в одной стране.


Смотрите кино!

  

Трейлер фильма “Черкассы”

  

В украинскому прокате – с 27 февраля 2020 г.


Год: 2019
Режиссер: Тимур Ященко
Авторы сценария: Тимур Ященко, Роберт Квильман
Жанр: военная драма, исторический
В ролях: Евгений Ламах, Дмитрий Сова, Роман Семисал, Олег Щербина, Руслан Коваль, Вадим Лялько, Евгений Авдеенко и др.
Страна: Украина, Польша
Хронометраж: 94 мин.


Фото: Film.ua

Залишити відповідь