Аннетт: исповедь режиссера

  

Annette

  


На Каннском кинофестивале этого года новый фильм от французского режиссера Леоса Каракса, давно причисленного к живым классикам, стал фильмом-открытием. Не только в том смысле, что «Аннетт» открывала киносмотр. Просто лента Каракса – мюзикл, одновременно следующий всем классическим канонам этого жанра и разрушающий его до основания, о чем подробнее – в рецензии от «Смотрите кино»

  


Они сошлись, вода и пламя… хотя скорее тьма и свет, боль и надежда. Все таблоиды рассказывают о невероятном романе крайне популярного стендап-комика Генри МакГенри (Адам Драйвер) и не менее популярной оперной певицы Энн Дефрасно (Марион Котийяр). Они абсолютно разные и, если он своим юмором обезоруживает публику и убивает, то она своим пением – спасает и воскрешает. Но любовь и страсть между ними разожглись настолько, что они быстро женятся и также быстро рожают себе дочь Аннетт. А дальше жизнь закручивается в лихую драму, казалось бы, внезапно, хотя по ходу пьесы Энн несколько раз говорит об интуиции и просит мужа не гневить судьбу.


Вообще, конечно, она в исполнении Марион Котийяр практически не говорит, а все время поет. Как и он в лице Адама Драйвера. Причем поют они в самых неожиданных ситуациях – в будничной рутине и в моменты оргазма, на лирических прогулках (что понятно) и прямо в туалете (что неожиданно). В «Аннетт» Леоса Каракса музыкальные номера призваны не заменить сцену прозрения или катарсиса, любви или смерти, яркого душевного порыва или глубокого отчаяния, они просто есть как слова в диалогах и монологах. Режиссеру стало интересно посмотреть, как герои в мюзикле занимаются сексом или писают, напевая о своей жизни, и это не домысел, ведь он напрямую так и говорит об этом в интервью.

  

Кадр из фильма «Аннетт»

  


Однако не стоит обманываться, хотя «Аннетт» и не даст вам такого шанса. Эта картина как раз и похожа на пьесу, где есть условности и много иносказательных деталей. Поэтому и жанр мюзикла, непривычный и несвойственный для демонстрации обыденных сцен, все-таки ложится под такое произведение идеально. Яркой реалистичности мы в нем не найдем. Почти всё – преувеличение или подчеркнутая театральность, начиная с первой же открывающей сцены So May We Start, в которой все – актеры, еще не примерившие на себя образы главных героев, авторы сценария и музыки – американская группа Sparks братьев Рона и Рассела Мэлов, и даже сам режиссер Леос Каракс. Вот они появились на старте, и зритель уже заворожен, ведь обычно с первых кадров принято погружать в историю, а не вот это вот всё. Тем более актеры из будущей пьесы смотрят куда-то поверх вас, зрителя, будто их сцена – огромна, и аудитория – бесконечна.


А дальше – больше. Персонажи продолжают ломать четвертую сцену и напрямую разговаривать со зрителем, да и сам зритель вводится в кадр – он то смотрит хулиганское и провокационное выступление Генри МакГенри, то следит за душераздирающей игрой оперной дивы Энн, каждое представление умирающей на сцене. Генри так вообще все время с нами, зрителями, разговаривает. Вы – в зале, он – на сцене. Вы смотрите восхищенно. Он вас презирает, но лишь потому, что боится на самом деле. Что вот раз, и всё закончится, что кто-то лучше, а его забудут. Что мы все отвернемся (а мы так и сделаем).

  

Адам Драйвер в роли Генри МакГенри в фильме «Аннетт»

  


Да, слава быстротечна, и Генри сам это докажет, но не сможет с этим справиться. Как и с истинной любовью, которую захочет подчинить с помощью насилия, но которой надо было просто отдать всего себя – с сомнениями, страхами, фобиями. Открыться и прыгнуть в ее омут, познакомить ее со своими внутренними демонами или точнее обезьяной (ведь его сценическое имя – Обезьяна Бога, а так в средневековье именовали дьявола) и дать шанс ее приручить. Но Генри так боится, потому что сам он и есть этот омут и бездна, и не стоит в него никому заглядывать. Энн заглянула, и он поглотил ее, не оставив шанса свету, но и недооценив его силы. И вот обезьяна все же сможет превратиться в человека. Но какой ценой?


Мюзикл «Аннетт» — это арт-кино, которое попирает реализм и насыщает метафоричностью весь свой хронометраж. Выверенность цвета (каждый имеет значение), операторские решения Каролин Шампетье (с которой Каракс перешел от пленки к цифре), заметные и не очень детали – все это щедро разбросано по всей картине и призвано подчеркнуть полярность двух миров (его и ее, тьмы и света, дьявола и ангела), а также вместе с музыкой Sparks показать истинную драматичность, но и поэтичность истории. Как в лучших образцах классических опер, только совершенно на новый лад, более близкий современности, а значит и зрителю.

  

Марион Котийяр в роли Энн в фильме «Аннетт»

  


А если вспомнить, что этот режиссер всегда снимает кино автобиографическое, ведь все значимые фильмы Каракса черпали вдохновение в его личных историях, и часто главную роль в них играла муза режиссера на тот момент, и если знать о трагедии, случившейся в его жизни десять лет назад (при загадочных обстоятельствах умерла жена Каракса – актриса Екатерина Голубева, оставив ему дочь Настю), то «Аннетт» становится еще пронзительнее, мучительнее, страшнее, исповедальнее. И не спрятаться за тем, что сценаристами выступают братья Мэл из Sparks, уж слишком очевидны параллели и зияют совпадения.


Режиссер никогда не скрывал, что все мужские персонажи его лент в каком-то смысле проекции его внутреннего ощущения себя. Долгое время эту роль выполнял его любимый актер Дени Лаван, играющий ранее в каждом фильме Каракса и выступающий его альтер эго на экране. Теперь череда Адама Драйвера, который к финалу так и вовсе удивляет внешним сходством с режиссером (и настолько вовлекся в этот проект, что стал его продюсером). Не поспорить, что его актерская работа в «Аннетт» на разрыв всех нервов, с натянутыми до предела чувствами и с пугающей внутренней оголенностью. Вот он весь перед вами, и с каждым кадром все страшнее, все больше отталкивает его персонаж и почти вызывает презрение, но одновременно и поражает внутренней болью, как ржавчина, разъедающей его душу.

  

Кадр из фильма «Аннетт»

  


Только спустя девять лет, Леос Каракс рассказывает новую историю о себе. Его фильм ждали, ведь он — классик, неординарный творец, автор собственного стиля и теперь точно гений, способный дать кинематографу нечто новое. Режиссер ожидания не только оправдал, он просто обезоружил зрителя. Как Генри МакГенри, который говорит, что, смеясь, люди становятся абсолютно беззащитными, так и зритель ошеломлённо поранится об «Аннетт», если позволит вовлечь себя в историю. И все вышеперечисленное подтверждает факт режиссерского приза для Леоса Каракса на Каннском кинофестивале этого года. Редко или практически никогда фильм, открывающий этот киносмотр, получает на нем такую значимую награду. Жюри смогло заглянуть в душераздирающую бездну и оценить ее болезненную глубину.


Смотрите кино!

  

Трейлер фильма «Аннетт»

  


В украинском прокате — с 9 сентября 2021 г.

  


Год: 2020
Режиссер: Леос Каракс
Авторы сценария: Рон и Рассел Мэл
Жанр: мюзикл, драма, мелодрама, фантастика
В ролях: Адам Драйвер, Марион Котийяр, Саймон Хелберг и др.
Страна: Франция, Бельгия, Германия, США, Япония, Мексика, Швейцария
Хронометраж: 141 мин.


Фото: Артхаус Траффик

Добавить комментарий