Дождливый день в Нью-Йорке: осадки обязательны

  

A Rainy Day in New York

  

Вуди Аллен вновь возвращается к истокам (в любимый город) и делает это абсолютно мило, используя свой фирменный цинизм light-формата. Далеко не все в этом мире смогут увидеть его новый фильм на большом экране, но смотреть его стоит не только поэтому, о чем подробнее – в рецензии от «Смотрите кино!»

  


  

Меланхоличный юноша с ярко говорящим именем Гэтсби (Тимоти Шаламе) учится вдалеке от родительского дома, в колледже, который в провинции, но достаточно привилегированный. Гэтсби начитан, хорошо играет на фортепиано, ценит старый Голливуд, но также неравнодушен к азартным играм. Юноша тонкой душевной организации и перманентного протеста против обеспеченных и элитарных, из коих он походит, и чьими благами широко пользуется, влюблен в аризонскую королеву красоты – однокурсницу Эшли (Эль Фаннинг), чьи родители также богаты, но другого порядка. Гэтсби мечтает повезти ее в родной Нью-Йорк, где покажет любимый отель, вид на Централ-парк и родное ему с детства фортепиано в баре.

  

Тимоти Шаламе в роли Гэтсби и Эль Фаннинг в роли Эшли в фильме «Дождливый день в Нью-Йорке»

  


Возможность предоставится очень скоро. Эшли, работающая в студенческой газете, внезапно получает ответственное задание – взять интервью у известного артхаусного режиссера Роланда Полларда (Лив Шрайбер), снявшего (как минимум) фильм их первого с Гэтсби романтического свидания. А состоится оно – на Манхэттене. Главный герой крайне рад, ведь перед этим выиграл немного денег, поэтому поселится со своей Эшли в лучшем отеле с лучшим видом на Централ парк, поведет ее обедать в лучшие рестораны, а вечером – слушать лучшее фортепиано в любимом заведении. И главное – чтобы пошел дождь (тогда атмосфера будет идеальной), и не попасться на глаза родителям, у которых большой прием. Однако Эшли (ожидаемо) вскружит голову голливудский мир – известный режиссер в депрессии, но обещает инсайт, его неизменный сценарист (Джуд Лоу) страдает от неверности жены (Ребекка Холл), а мачо-кинозвезда (Диега Луна) пускает сладкую пыль в глаза. Гэтсби в это же время грустит из-за разлетевшихся в дребезги романтических планов, случайно встречая младшую сестру своей прошлой подружки (Селена Гомес).

  

Фрагмент фильма «Дождливый день в Нью-Йорке»

   

Была раньше в мире какая-то стабильность. Исправно маленький мужчина в очках, давно уже не в расцвете сил, снимал по фильму в год. Часто – абсолютно проходному, реже (что более ценно) – шедевру. 2017 г. все изменил. С тех самых пор Вуди Аллен в опале Голливуда из-за всплеска феминистического движения, породившего не только #MeToo и #TimesUp, но и предсказуемое попрание презумпции невиновности и новую охоту на ведьм. Приемная дочь Дилан Фэрроу напомнила прессе, что отчим пытался развратить ее в детстве. История и, правда, плохо пахнет, однако у нее есть множество подводных камней и несостыковок.


Во-первых, суд по этому делу уже был, и он не доказал вину Аллена. Во-вторых, гражданская (на тот момент) жена режиссера, Миа Фэрроу, во время их разрыва была остро настроена против него и имела возможность повлиять на детей. В-третьих, другие дети (братья Дилан Фэрроу) не поддержали историю сестры, а один из них и вовсе выступил против этих заявлений. И есть косвенное «в-четвертых» – не было больше ни единого подобного обвинения в адрес Аллена. Однако есть и такой факт, что режиссер женился на приемной дочери Фэрроу и ее прошлого мужа, Сун-И Превин (из-за чего, собственно, и случился разрыв с Мией), что выглядит странно. Правда, живут они в браке уже 22 года.

  

Ребекка Холл и Джуд Лоу в фильме «Дождливый день в Нью-Йорке»

В общем, приговор в СМИ вынесен явно преждевременно и без доказательной базы. Однако Ребекка Холл, играющая эпизодическую роль в «Дождливом дне…», тогда же в 2017 г. быстро отреклась от режиссера. Ее примеру также последовал и Тимоти Шаламе, пойдя еще дальше – полностью пожертвовав свой гонорар от этого фильма зародившейся организации Times Up. Аллен сначала был деморализован, ведь фильм ушел в стол, но чуть позже встрепенулся, подал в суд на студию, вернул себе права на дистрибуцию и вуаля – ищите картину в ближайшем кинотеатре!


Мы немало потеряли бы, если б «Дождливый день в Нью-Йорке» так и остался в столе. Безусловно, это не шедевр, ведь ему не переплюнуть алленовские «Манхэттен», «Энни Холл» (с которой тут есть явная перекличка), «Любовь и смерть» или «Полночь в Париже» (с ним явно роднит меланхоличное очарование города под дождем). Однако «Дождливый день…» и далеко не проходная картина, а скорее показательный фильм позднего Вуди Аллена, где он с ностальгией и сантиментами вспоминает любимый город и воссоздает юную и теперь невероятно привлекательную версию себя (ведь каждый главный герой фильма Вуди Аллена – это сам Вуди Аллен, как бы тот не выглядел), понижает до минимального уровня свой фирменный цинизм, при этом выкручивая на максимум изящество интеллектуальных шуток. А оператор Витторио Стораро довершает все это визуальной красотой каждого кадра, от которой не оторваться (это уже третий их совместный фильм, и сейчас они снимают четвертый).

  

Эль Фаннинг в роли Эшли и Диего Луна в роли кинозвезды в фильме «Дождливый день в Нью-Йорке»

  


У режиссера всегда было идеальное чутье попадания кастинга в сюжет. «Дождливый день в Нью-Йорке» – в том числе, и об этом, а молодые актеры в главных ролях привносят необходимую свежую струю в галерею алленовских персонажей. Тимоти Шаламе узнаваемо под образ сутулится, носит твидовый пиджак и рассуждает о литературе. Его имя отсылает к поверхностному бунтарю Гэтсби из романа Фицджеральда, его прогулки под дождем в Нью-Йорке – к «Над пропастью во ржи». Эль Фаннинг удивительно органична в несвойственном для себя комедийном амплуа провинциалки-простушки (хотя она явно с двойным дном). Селена Гомес напоминает сильный женский персонаж из ранних алленовских фильмов. Джуд Лоу, возможно, был рожден для таких комичных ролей, да внешность Аполлона карты попутала…


Описывая любой фильм режиссера, никак не избежать ремарки, что Вуди Аллен всегда снимает об одном и том же. Все-все его картины – это сплошная ирония и сатира о том, что «жизнь бывает либо ужасной, либо очень ужасной», что любви, как таковой, не существует, а есть лишь неутомимая и неисполнимая жажда ее идеального образа, что мужчина и женщина не способны нести верность друг другу, когда вокруг столько других мужчин и женщин, и что, как ни крути, на любую измену и ревность в итоге можно посмотреть лишь как на очередное приключение, которое со временем (и с определенной долей ядовитого цинизма) ты обсудишь с ближайшим другом.

  

Тимоти Шаламе в роли Гэтсби в фильме «Дождливый день в Нью-Йорке»

  

И, что самое интересное, упрекая Аллена в однообразии тем (и образов), что может говорить лишь о фирменном почерке и неизменной верности себе, вешая на его новую картину ярлык «на один раз», кинематограф (и зрители) не могут отрицать его гениальности. Стиль Аллена узнаваем после нескольких минут, а подражатели ему в современном кино так и рассыпаются по углам (как бы Грета Гервинг, после той истории, не отрекалась от своего кинематографического учителя, алленовское влияние на нее не искоренить). Его глаз удивительно меток и наметан. Его метафоры, хоть порой и слишком очевидны, но всегда ироничны и интеллектуальны. К примеру, так и в «Дождливом дне в Нью-Йорке» одна из лучших шуток, подчеркивающая характер Гэтсби, – о поцелуе в музее перед картиной Иеронима Босха. Его удача в картах – это как наоборот «не везет в игре – повезет в любви». А неуловимая синонимия двух древнейших профессий (проституции и журналистики) – печальная мудрость современного мира.


И, пожалуй, несмотря на авторский цинизм и вечно злую иронию, мы в очередной раз убеждаемся в том, что вечная и не иссякающая любовь все-таки существует. Это та, что между Вуди Алленом и его Нью-Йорком.


Смотрите кино!

  

Трейлер фильма «Дождливый день в Нью-Йорке»

  

В украинском прокате – с 17 октября 2019 г.


Год: 2019
Режиссер и автор сценария: Вуди Аллен
Жанр: мелодрама, комедия
В ролях: Тимоти Шаламе, Эль Фаннинг, Селена Гомес, Джуд Лоу, Лив Шрайбер, Диего Луна, Ребекка Холл, Келли Рорбах, Аннали Эшфорд, Черри Джонс и др.
Страна: США
Хронометраж: 92 мин.


Фото: Вольга Украина

Добавить комментарий