Top Gun: Maverick
Не прошло и 36 лет, как с фильмом «Топ Ган», который ранее было принято именовать «Лучший стрелок», случился сиквел, и в нем по-прежнему Том Круз с белозубой улыбкой и в авиаторах то ли в небе, то ли на байке, но точно не пешком. Посмотреть, какие крутые птички Украине сейчас точно не помешали бы – можно в кино, а подробнее о том, почему сиквел вдруг оказался отличным и даже больше, хоть он и играет постоянно на топгановской ностальгии – в рецензии от «Смотрите кино»
Пока другие становятся адмиралами, Пит Митчелл с позывным Мэверик (Том Круз) по-прежнему сидит в капитанах. Но эта ситуация его более, чем устраивает. Ведь характер всё также неудобный на земле и опасный в небе, а работа в его случае – это постоянно и на предельной скорости держать в руках штурвал, ведь он – самый отчаянный (и самый титулованный) испытатель новых истребителей ВМС США. Однако прогресс идет вперед, и в американской армии предсказывают, что скоро останутся не у дел не только летчики-испытатели, но и военные пилоты.
Хотя есть еще опасные и невыполнимые миссии, в которых наличие пилота за штурвалом выступает обязательной опцией. Одна такая и предстоит выпускникам «Топ Ган» – лучшим из лучших в небе, элите, как говорится, ВМС США. Но научить их нескольким трюкам, без которых они рискуют не вернуться живыми, сможет только тот, кто делал их сам, а это, ясное дело, капитан Пит Митчелл, то есть Мэверик. Учитель из него так себе, о чем он сразу и предупреждает, и вообще сдались они ему, эти молодые пилоты, которые все больше петушатся и меряются своим эго (он-то знает об этом не понаслышке). Тем более с одним из них – лейтенантом Брэдли Брэдшоу с позывным Рустер (Майлз Теллер) у Мэверика точно будут проблемы, ведь он сын его погибшего друга Гуся. Однако, как написал ему давний соперник, но уже давно друг и по совместительству командующий Тихоокеанским флотом Айсмен (Вэл Килмер) – это вовсе не просьба. Поэтому Мэверик надевает любимую куртку и все те же авиаторы, прыгает на байк (который, конечно же, Kawasaki) и окунается по самую голову в ностальгию, в том числе и при встрече с (некогда адмиральской дочкой) Пенни Бенджамин (Дженнифер Коннелли).
Сразу и без всяких предисловий – это кино надо смотреть в кино. На большом экране, на котором сразу станет заметно, как улыбка Тома Круза и крыло самолета отблескивают в унисон, а свист мощных истребителей эхом аукнется в сердце украинца надеждой на новую военную помощь из тех широт. И да, окей, если Том Круз как талантливый пилот в реальной жизни (а в фильме он сам пилотирует свой же личный самолет P-51 Mustang времен Второй мировой войны) в пакет ленд-лиза США не входит, то профессиональные умения крутых летчиков и военный бой прямо в небе отзовется в наших зрительских сердцах теперь по-особенному. Поэтому не лишайте себя этого всеобъемлющего чувства и отправьтесь при возможности к самому большому экрану. Тем более Том Круз (не только исполнитель главной роли, но и продюсер «Топ Ган: Мэверик») специально придерживал фильм в условиях пандемии и не отдавал его на стриминги, потому что кино должно быть показано в кинотеатрах – это его личное убеждение. И вовсе не просьба!
Команда «Топ Ган: Мэверик» посвятила его режиссеру первой картины Тони Скотту. Говорят, что в 2012 году он обсуждал возможность снять продолжение и даже имел кое-какие идеи по этому поводу, которые хотел обсудить с Томом Крузом. Однако прямо накануне назначенной встречи Тони Скотт совершил самоубийство. И неудивительно, что с тех пор проект долго шел к зрителю. В итоге за него взялся режиссер Джозеф Косински, работавший до этого с Томом Крузом в научной фантастике «Обвилион», а после снявший триллер-катастрофу о пожарных «Дело храбрых» теперь уже с Майлзом Теллером. И вот наконец-то они все сошлись в «Топ Ган: Мэверик» (причем Майлза утверждал сам Том), и теперь фильмографию Косински все будут мерить именно по этому фильму.
Но что самое интересное (помимо того, что сиквел оказался отличным фильмом), картина, которая задерживалась со съемками, а потом из-за пандемии откладывалась и не могла добраться до больших экранов, в итоге вышла крайне актуальной – причем в том смысле, в котором никто уже и не ждал. Представьте себе милитаристский почти до последнего кадра фильм, в котором все эти крутые военные летчики и их брутальные замашки, современные шустрые истребители и вражеские ракетные установки, которые они должны уничтожить, секретные важные задания и невозможные маневры для их выполнения. Еще полгода назад такое кино было бы зрелищным и драйвовым, но уж точно не настолько актуальным.
Тем более летные и боевые сцены снимали максимально взаправду: Том Круз традиционно сам совершал трюки (хотя этим нас уже давно не удивишь) и сам же написал трехмесячный курс по освоению летного дела и перегрузок для актеров. Безусловно, они сами не управляли самолетами в небе (сзади сидел опытный пилот и был ответственным за это), но Майлз Теллер говорит, что половину актеров, которые снимались в воздухе, тошнило буквально ежедневно. Все съемки проходили максимально на натуре (а не какой-то там зеленый экран и компьютерная графика постфактум), все эти виражи и пролеты супер близко, напряженные лица пилотов и безумные глаза под шлемом (то, что, со слов Круза, сыграть практически невозможно) – угол съемки сделан так, чтобы зритель был максимально внутри. Поэтому очень много крупных планов с IMAX-камер, установленных прямо в кабине каждого пилота (по 6 штук внутри!). Поэтому вместе с общими планами и умелым монтажом у зрителя захватывает дух от увиденного на экране, а в ушах свистит характерный ультразвук.
Если откинуть все технические штуки (а это по-настоящему зрелищное кино!), то новый «Топ Ган: Мэверик» – абсолютное ностальгическое признание в любви первому фильму, только с более глубокой драматургией и прописанными характерами персонажей, с настоящей самоиронией, но и не без пафоса. Каждая узнаваемая сцена первого «Топ Гана» находит свое отражение в картине Джозефа Косински, иногда она просто перепета на новый лад, но чаще – виртуозно переосмыслена. Как это часто случается и в самой жизни, когда судьба не единожды подбрасывает дозу удивительной иронии. В целом Косински во-многом имитирует стиль Тони Скотта, но это больше касается визуальной картинки и динамики в диалогах, в остальном же «Топ Ган: Мэверик» – более тонкое (как бы странно сейчас это не прозвучало) кино, опирающееся на сложные персонажные связи и остроумно перепевающее полученный ими ранее опыт.
Самые культовые сцены из фильма Скотта в фильме Косински на месте и к месту. Ясное дело, начальные титры, которые выступают буквально одой ВМС и крутости его летчиков, или местная забава, когда ты пытаешься обогнать на байке взлетающий самолет – все это в новом фильме воссоздается почти кадр в кадр. И, конечно, было не обойтись без максимально попсового эпизода с игрой на пляже (только теперь это американский футбол, а не волейбол), когда полуголые взмокшие летчики в лучах закатного солнца кидают друг в друга мяч, сталкиваются телами, падают на песок. Сцена, сочащаяся сексуальной брутальностью, наэлектризованная мужской энергией (хотя среди участников игры есть и девушка), рискующая стать эротично неприличной – глядя на нее, вообще не вызывает удивление распространившийся со временем гомосексуальный подтекст первой картины.
Но кто более всего к месту – так это, конечно, актер главной роли. Ясное дело, Том Круз не стареет (ну может совсем чуть-чуть), однако в «Топ Ган: Мэверик» он, кажется, играет максимально приближенную к самому себе роль. Возможно, поэтому, спустя года, она ему и удалась наилучшим образом – все тот же Мэверик, однако чуть наученный опытом (а чуть и нет), такой же дерзкий, но теперь с большим умом, а главное – теперь он более настоящий что ли и даже трогательный. Первый «Топ Ган» сделал из Тома Круза кинозвезду. Второй «Топ Ган» показал, что все это было не напрасно – актер буквально остается лучшим героем современных боевиков. С нетерпением ждем двух заключительных частей «Миссии невыполнима».
Кстати, Пентагон и Министерство обороны США активно принимают участие в таких съемках (у них там даже специальный департамент для этого имеется). То есть – предоставляют технику и съемочные локации, консультируют по специфике некоторых процедур и процессов, чтобы они были максимально правдиво показаны в картине и, конечно, не порочили имидж американских военных. А еще они следят за безопасностью таких съемок. То есть у Тома Круза был сугубо индивидуальный «ленд-лиз». Нужны реактивные самолеты и авианосцы? «Да не вопрос!» – отвечает Минобороны США и выписывает для съемок палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18 и отдельно счет за его аренду. Только Тома Круза за штурвал не пускать, как бы он не просил – это официальное распоряжение военных (а он просил!). Негоже, чтобы гражданский управлял военным самолетом. Бизнес бизнесом, а дисциплина – превыше всего.
Смотрите кино!
В украинском прокате – со 2 июня 2022 г.
Год: 2022
Режиссер: Джозеф Косински
Авторы сценария: Эрен Крюгер, Эрик Уоррен Сингер, Кристофер МакКуорри и др.
Жанр: боевик, приключения, драма, экшн
В ролях: Том Круз, Майлз Теллер, Дженнифер Коннелли, Джон Хэмм, Глен Пауэлл, Вэл Килмер, Моника Барбаро, Чарльз Парнелл, Льюис Пуллман, Башир Салахуддин и др.
Страна: США
Хронометраж: 130 мин.
Фото: B&H film distribution