Титан: вместо сердца – пламенный мотор

  

Titane

  


Когда на Каннском кинофестивале этого года жюри во главе с режиссером Спайком Ли отдали главную награду французской картине “Титан” Джулии Дюкорно (причем еще и фальстартом – не в конце церемонии, а проболтались в начале), кинопресса разделилась аккурат поровну. Кто-то заявлял о скандале и недоумевал. Кто-то восхищался решением наградить кино как творчество, а не как манифест. Подробнее о том, почему же эта лента стала камнем преткновения – в рецензии от «Смотрите кино»

  


  


В детстве Алексия вместе с отцом попала в автомобильную аварию, просто потому что вторила звуку мотора, а родитель, будучи за рулем, слишком нервничал из-за этого. Отец отделался синяками и царапинами, а вот Алексии пришлось делать серьезную операцию и вживить в голову титановую пластину. Прошло немало лет, и теперь девушка (Агат Руссель) работает танцовщицей в ночном клубе. У нее есть своя фан-база и, после каждого выступления, она раздает поклонникам автографы. Фирменный ее танец –экспрессивный и эротический, имитирующий акт совокупления с автомобилем. Некоторые поклонники так проникаются к этому, что готовы преследовать Алексию, а зря.


Однажды девушка последует за своими инстинктами, испытывая непреодолимое влечение к технике в целом и к автомобилям в частности. После чего поймет, что странным образом беременна. И то ли этот невероятный факт, то ли та самая титановая пластина, вдруг фонящая в ее голове, но на Алексию нахлынет волна невиданной агрессии, которая найдет свой неконтролируемый выход. И вот она вынуждена бежать из дома (причем папа с мамой тоже имеют шанс пострадать) и укрыться под крылом сурового спасателя-пожарника (Венсан Линдон), чей сын очень давно пропал без вести. Алексии вдруг покажется, что она на него похожа, а раковина в ближайшем общественном туалете окончательно эту схожесть подтвердит.

  

Кадр из фильма «Титан»

  


На самом деле, рассуждать на тему, что же именно режиссерка Джулия Дюкорно так неистово доносит нам своим фильмом «Титан», не раскрывая сюжетных особенностей, практически невозможно. Множество метафор, разрозненно зашитых ею в свой боди-хоррор зрительское сознание просто отказывается считывать из-за обилия натуралистичности на экране – агрессии, насилия, неуютных сцен, сочащейся внутренней боли почти с каждого лица и буквально панической, ощущаемой тактильно безысходности. Все это превращается в нечто большее, чем сюжет или история о девушке, ставшей вдруг юношей, но в итоге утвердившейся в своем женском начале. Какая-то дикая энергия, пульсирующая по канве событий, которые на первый взгляд кажутся бессмысленными, но в результате все же приводят в завершающую точку. И она удивительным образом захлопывает «Титан» в христианском фокусе – его невозможно трактовать однозначно, но при этом однозначно интересно обсуждать и спорить.


Оказывается, совершенно не зря герой Венсана Линдона говорит, что он – Бог, а его сын (читай – Алексия) – Иисус Христос, и титановые приспособления на голове маленькой девочки вдруг теперь видятся терновым венцом. Добавить к этому непорочное зачатие, которое, конечно, в «Титане» таковым не кажется, но если задуматься, то совсем не плоть человеческая поселила в Алексию новую жизнь.

  

Кадры из фильма «Титан»

  


Однако не одними христианскими смыслами пестрит эта картина, и они, возможно, там нужны, чтобы сбить зрителя с истинного пути понимания, или просто этот путь продлить. Это кино о жестоких травмах, преследующих человека из-за отсутствия родительской любви – явно обделенная вниманием отца в детстве, Алексия мстит ему косвенным и прямым образом, а также ищет его на стороне – в фигуре истинно отеческой, сложной, суровой и тоже жестокой, потерявшей свое дитя и жаждущей вылить любовь по адресу – застоявшуюся, неуклюжую, грубую.


Но Джулия Дюкорно осуществляет предсказуемый фокус. В сплетение упомянутых смыслов врезается еще один – современный, трендовый, но в «Титане» поданный весьма изящно (хоть этот эпитет по отношению к данной картине звучит странно). С самого начала Алексия рушит гендерную стереотипизацию. Танцуя эротический танец с автомобилем, явно объективирующий ее как девушку, позже героиня «отшивает» назойливого поклонника, который явно им завелся, и уже в следующий момент она впадает в сексуальную прелюдию с девушкой. А еще чуть позже, ловко и бесстрашно превращаясь в парня, чему не мешает быстро растущий живот, она погружается в глубоко маскулинный и невероятно утрированный мир пожарной станции, но именно он помогает героине выкрикнуть в финале «Я – Алексия», найдя себя в женском в этом потоке мужского.

  

Агат Руссель в роли Алексии в фильме «Титан»

  


Поэтому Джулия Дюкорно и не гнушается шок-контента (впрочем, как и в своем предыдущем фильме, в большом режиссерском дебюте «Сырое»). Он ей нужен как форма, чтобы не обезличилось содержание, не выпали в банальный осадок смыслы. Чтобы зритель буквально прочувствовал ее героиню на кончиках пальцев (синефильских глаз). Поэтому на тактильном насилии и боли (а именно так оно ощущается на экране) режиссерка выстраивает визуальные образы и кинематографичность своей ленты. Ведь да, несмотря ни на что иное, “Титан” – кино в своем абсолюте, если исходить из того, что кинематограф – искусство визуального, прежде всего. Движущиеся картинки перемещаются по экрану и ощущается какая-то неуемная непредсказуемая энергия, которая подчас и самой режиссерке неподвластна. Вот она направляет ее в четкое русло, вот она дышит мужскими импульсами, вот перетекает в откровенную сексуальную телесность, такую прямолинейную, что становится неловко смотреть на экран, а вот она внезапно выплескивается за берега, разливаясь мазутом по зрительским нервам.


Вообще в каждом отзыве о «Титане» Джулии Дюкорно принято вспоминать «Автокатастрофу» Дэвида Кронненберга. Мол-де, та же жуткая атмосфера боди-хоррора о нездоровом сексуальном влечении в условиях дорожных аварий. Сама Джулия не отрицает невидимую связь, но давайте лучше снова вспомним ее прошлый фильм «Сырое», от которого зрители буквально с тошнотой выбегали из зала, а другие просто падали в обморок. Этот боди-хоррор был снят пять лет назад и, пожалуй, предопределил уже и «Титан», тем более режиссерка говорит, что начала работать над ним уже тогда. «Сырое» был показан в параллельной программе Канн (в «Двухнедельнике режиссеров»), где получил приз ФИПРЕССИ, и протоптал «Титану» дорогу в основной конкурс. Маститые киножурналисты вертели носом, что подобным фильмам, снятым в эстетике кино класса В (то есть жанра весьма низкого), на таком престижном киносмотре не место. Члены жюри Каннского кинофестиваля дипломатично заявляли, что решение было спорное, дискуссионное и долго обсуждаемое.

  

Венсан Линдон в фильме «Титан»

    


Но факт остается фактом: у Джулии Дюкорно и ее «Титана» – «Золотая пальмовая ветвь». Она в шоке, весь киномир в недоумении, а Венсан Линдон, мягко улыбаясь, говорит, что за прошедшие пару-тройку лет много думал об изменяющемся мире и, приди к нему режиссерка года четыре назад, то ни за что бы не ввязался в такое кино. А теперь вот он в нем и невероятно этому рад. И зритель тоже должен быть невероятно этому рад, ведь именно Венсан Линдон оживляет «Титан» – показывает уязвимость и (внезапно) человечность, глубину отчаяния и силу надежды, безусловность и бескомпромиссность родительской любви, да и любви в принципе.


Название фильма — это, конечно, не только и не столько о металле, вживленном в голову героине. Титан — это непреклонная сила, несгибаемая ярость, это божество стихии и природной катастрофы, в конце концов. А если пойти глубже, то можно вспомнить и о философском течении под названием титанизм, последователи которого своей задачей считали революционную борьбу со сложившимся порядком. Что ж Джулия Дюкорно, вторая женщина с перерывом в 28 лет победившая в Каннах (первой, кстати, была Джейн Кэмпион с «Пианино»), кажется, отлично подходит под все эти определения.


Смотрите кино!

  

Трейлер фильма «Титан»

  


В украинском прокате — с 30 сентября 2021 г.


Год: 2021
Режиссер: Джулия Дюкорно
Авторы сценария: Джулия Дюкорно, Жак Акшоти, Симонетта Гриджо и др.
Жанр: хоррор, драма, триллер, фантастика
В ролях: Агат Руссель, Венсан Линдон, Геранс Марилье и др.
Страна: Франция, Бельгия
Хронометраж: 108 мин.

Фото: Артхаус Траффик

Добавить комментарий