Пираньи Неаполя: мафиозная поросль


La paranza dei bambini



Итальянский писатель Роберто Савиано давно в контрах с мафией, которая грозится его убить вот уже 11 лет. А все потому, что книги Савиано обличают ее преступные злодеяния, и которым, кстати, везет на экранизации. Поэтому у Роберто Савиано теперь есть «Серебряный медведь» Берлиале, как и у режиссера Клаудио Джованнези, который выступил соавтором сценария, о чем подробнее – в рецензии от «Смотрите кино!»

  


  


Они – юны, дерзки, храбры и бесшабашны. Мир их или уничтожит, или падет под их напором. Даже если это мир неаполитанской мафии, в установленной иерархии которого мало что изменилось за последние лет 100. Но сомневаться не приходится, они пойдут на все (и даже больше), чтобы утвердить свою крутость, заработать денег и получить власть. Для этого им в помощь – оружие, YouTube и Instagram.


Николу (Франческо Ди Наполи) воспитывает мать-одиночка, которая держит в Неаполе прачечную, постоянно отстегивает дань местной мафии и старается, чтобы двое ее сыновей (а, помимо Николы, у нее есть еще младший Кристиан) ни в чем не нуждались. Николе пятнадцать, и он все видит, и все понимает. Даже лучше, чем нужно для подростка, воспитывающегося без отца практически на улицах Неаполя. У него своя маленькая банда, рассекающая на мопедах по узким улицам, кадрящая красивых девчонок на каблуках и мечтающая покупать вещи в дорогих магазинах.

  

Кадр из фильма «Пираньи Неаполя»

  


Совсем скоро, компания подростков, в которой Никола, безусловно, неназванный лидер, станет настоящей преступной группировкой. Причем ни у одного члена которой не возникнет даже случайной мысли, что фасовать наркотики, продавать их возле универов, забирать дань по улицам Неаполя, а позже – угрожать и убивать – это дела совсем неправильные и плохие.


Криминальную драму Клаудио Джованнези «Пираньи Неаполя» именуют подростковой «Гоморрой». Режиссер не в обиде, ведь он сам и снимал сериал по одноименной книге (а еще ранее был выпущен полнометражный фильм Маттео Гарроне, получивший в Каннах Гран-при). Тем более оба эти произведения в литературном плане – дело рук одного и того же человека, отважного журналиста и писателя Роберто Савиано, который до сих пор живет 24 часа в сутки под государственной охраной, меняя для ночевки отели на полицейские участки и, наоборот.

  

Кадр из фильма «Пираньи Неаполя»

  


Когда-то давно, после окончания факультета философии в Неаполе, Савиано нужны были деньги, и он пошел работать в ассистенты к фотографу, чьей специализацией оказались свадьбы мафии. Интересно, что в «Пираньях Неаполя» также есть эпизод на свадьбе – колоритный, живописный и во многом завораживающий (все больше сходством с постсоветскими провинциальными кругами криминалитета).


Савиано, будучи невероятно наблюдательным (как и любой настоящий писатель), рисует свой родной город (а заодно и всю Италию) без приукрашивания, режет, так сказать, правду матку, за что неоднократно был обвинен правыми силами в отсутствии патриотизма. Клаудио же Джованнези, режиссер картины, понимает материал с полуслова, ведь погружен в реалистичный литературный мир Савиано еще с упомянутого сериала «Гоморра». Аутентичность и честность – вот его основные направления. Отсутствие морализаторства и антимафиозных манифестов – вот, что видится между кадров, благодаря умело расставленным режиссерским акцентам.

  

Кадр из фильма «Пираньи Неаполя»

  


Это новый мир, который уже давно с нами, причем не только в мафиозной среде. Это новая современность с утверждаемыми в ней все глубже идеалами, которые несут и укореняют самые юные, потому что для них они – приоритет и даже догма. Границы, что такое хорошо и что такое плохо, давно стерты. Только новое поколение имеет смелость и честность не прикрываться уже чуждыми им гуманистическими ценностями и моральными принципами. Они живут, как чувствуют, как знают, как хотят. И этим невероятно сильны и, вероятно, непобедимы.


Интересно, что в фильме нет ярко положительных и таких же отрицательных персонажей, то есть, по сути, нет злодеев или непримиримых антагонистов для того же Николы. Его враги меняются, то становясь друзьями или партнерами, то снова переходя на территорию врагов, но в итоге лишь он сам враг себе. А практически полное отсутствие моральных ориентиров (только кровное родство) можно отнести к вине старшего поколения, неспособного (или не желающего) предложить подросткам альтернативную ролевую модель.

  

Кадр из фильма «Пираньи Неаполя»

  


В жизни Николы нет того старшего, кто наставлял бы на путь истинный. В моральном праве он предоставлен сам себе, что очень ярко иллюстрируют его сцены с матерью, которая в быту демонстрирует мальчику принятие патриархальной установки, что именно он – мужчина в доме. Отсутствие моральных авторитетов и приводит к тому, что подросток тянется к мафиозным «отцам» (которые круты и имеют власть, а значит – успешны). Поэтому этапом взросления становится тот момент, когда мальчик спокойно берет пушку и стреляет из нее в живую плоть. Да, он – все еще подросток, ведь перед этим делает с ней селфи, хвастаясь друзьям, но момент инициации для Николы – тот, когда ты самостоятельно убиваешь человека. Причем в одиночку, не в толпе, а все продумав и осуществив специальную подготовку.


Никола – безусловно, самый сильный и запоминающийся персонаж «Пираньи Неаполя», проводник всей истории. Эта роль – дебют для юного Франческо Ди Наполи, и, признаться, достаточно мощный. Но что особенно интересно, большинство подростковых ролей в драме сыграно как раз актерами непрофессиональными, практически взятыми из той среды – с улиц самого Неаполя. Возможно поэтому в картине настоящие, глубоки эмоции, на натянутом нерве и с горящими энергией и дерзостью глазами.

  

Франческо Ди Наполи в роли Николы в фильме «Пираньи Неаполя»

  


Полученный в Берлине приз предоставил «Пираньям Неаполя» более широкую аудиторию. Тем более, сама картина смотрится легче, чем та же самая «Гоморра» Маттео Гарроне. Это лайт версия того, что будет для героев после – когда закончатся титры, но не закончится реальность. Ведь все события правдивы, а мать Роберто Савиано до сих пор, вероятно, хранит открытку от мафии, полученную в далеком 2007 г., с фотографией своего сына, у которого неумело приклеен к виску пистолет и надпись «Приговорен».


Смотрите кино!

  

Трейлер фильма «Пираньи Неаполя»

  



В украинском прокате – с 16 мая 2019 г.


Год: 2019
Режиссер: Клаудио Джованнези
Авторы сценария: Роберто Савиано, Клаудио Джованнези, Маурицио Брауччи
Жанр: криминальная драма
В ролях: Франческо Ди Наполи, Вивиана Апреа, Маттиа Пиано Дель Бальцо, Чиро Веккьоне, Чиро Пеллекиа и др.
Страна: Италия
Хронометраж: 105 мин.


Фото: Вольга Украина

Добавить комментарий