Пассажир: кондуктор, нажми на тормоза

The Commuter

 

В прокат выходит очередной экшн-фильм с участием Лиама Нисона, который не так давно зарекался сниматься в подобных картинах, но обещание, как видим, сдержать не в силах. Подробнее о том, чем отличается фильм Жаума Кольет-Серра от других образцов жанра – в рецензии от «Смотрите кино!»

 


 
Майклу (Лиаму Нисону) уже 60. У него хорошая семья – жена Карен (Элизабет МакГоверн), которая его любит, и сын Дэнни (Дин-Чарльз Чепмен), с которым Майкл умеет говорить на одном языке. Вот только денег ни на что не хватает. Когда-то в 2008 г. из-за ипотечного кризиса они потеряли почти все. Именно тогда Майкл был вынужден уйти из полиции и начать продавать страховки. Чтобы его семья смогла выжить, а сын теперь, через 10 лет, пошел учиться в колледж.
 
Поэтому уже давно Майкл каждый день ездит на электричке (дом-работа-дом), в которой знает почти всех. Но в тот злополучный день его внезапно увольняют с работы. И это, когда до пенсии осталось всего 5 лет! Когда они едва семьей стали на ноги. Когда сын выбрал себе колледж. Майкл в отчаянии отправляется в бар, где встречает старого напарника (Патрик Уилсон) и начальника-полицейского (Сэм Нил), выпивает пинту-другую пива, врет жене по телефону и отправляется на свою электричку. Однако день уже задался не по обыденному плану. К нему подсаживается интригующая Джоанна (Вера Фармига), сначала сообщающая, что она – психолог и изучает поведенческие реакции, а потом внезапно предлагающая Майклу заработать большую сумму, если тот отыщет в поезде некоего или некую Принн и прицепит на его/ее сумку маячок. С этого момента поездка перестает быть томной.
 
 
Лиам Нисон в роли Майкла в фильме «Пассажир»

 
Перейдем сразу к делу. Ничем особенным от предыдущих фильмов Лиама Нисона, в которых ему угрожают расправой над семьей, и он пытается не только спасти ее, но и добиться справедливости, преодолев множество препятствий, «Пассажир» не отличается. Режиссёр все тот же, что за последнее время, инструментарий – и подавно. Даже Вера Фармига, играющая загадочную и циничную незнакомку, неотрывно вызывает чувство дежавю. Дело в том, что она уже засветилась в динамичном фильме «Код доступа», только там вместо Лиама Нисона оказался почему-то Джейк Джилленхол (возможно, из-за возраста), однако дело также происходило в мчащейся электричке, в которой герою надо было вычислить одного пассажира. В общем-то, в данном месте нужно обязательно сделать традиционное ироничное упоминание, что Нисон столько раз уже отыграл в подобных фильмах, что в пору выводить отдельный жанр – «нисонвщина». Причем с непременным наличием в режиссерском кресле Жаума Кольет-Серра («Воздушный маршал», «Ночной беглец», «Неизвестный»), хотя были и другие примеры (как минимум, три «Заложницы»), однако нельзя наверняка утверждать, что не именно они вдохновили Кольет-Серра на любовь к жанру экшн-боевика с Лиамом Нисоном в главной роли.
 
 
Вера Фармига в роли Джоанны в фильме «Пассажир»

 
При этом, несмотря на всю предсказуемость жанра (и под-жанра), «Пассажир» получился хоть и проходным, но ладно скроенным фильмом, знакомясь с которым редко возникает чувство дискомфорта и желания в сердцах покинуть зал, втыкая циничные колкости во всех к нему причастных. Ведь ирландец в возрасте (Нисону 65 лет, если что) по-прежнему обаятелен и органичен в такого рода боевиках, и даже бодро смотрится в экшн-сценах, при всей неправдоподобности самих этих сцен. Однако в целом экшн в картине весьма энергичен и достоин, что, вероятно, в первую очередь, заслуга монтажа. Он рваный, динамичный и порой стирает острые грани нереалистичности. Но особенно хочется похвалить того же монтажера Николаса Де То в тесном сотрудничестве с оператором Полом Кэмероном, которые представили нестандартный подход к открывающей сцене, призванной отразить ежедневную рутину персонажа и его семьи. Поэтому можно смело махнуть рукой на некоторую сюжетную нелогичность и невнимание со стороны авторов к крупным деталям, подумав, а вдруг это и правда последний фильм под-жанра «нисонвщина».
 
 
Кадр из фильма «Пассажир»

 
Занимательно еще и то, что местами триллер на колесах начинает откровенно играть чертами социальной драмы, особенно когда главный герой в гневе от имени всего среднего класса посылает, куда подальше брокера с Уолл-стрит (и это самая смешная сцена фильма), и в этих деталях каталонец Кольет-Серра невзначай акцентирует внимание не только на том, как тяжело выгребали такого рода персонажи тот злополучный для всего мира кризис, но и на более тонкой проблеме общества, борющегося за вечную молодость, но при этом выбрасывающего на обочину жизни и безысходности тех, кому за 60, если они вдруг умудрились стать безработными. Средний класс по-прежнему по уши в ипотечных долгах, продолжая тенденцию к обеднению, а недо-пенсионеры с потерей рабочего места и вовсе становятся вычеркнутыми из этой жизни.
 
Никто не утверждает, что вы забудете «Пассажира» достаточно быстро и вряд ли через время сможете вспомнить особые его сюжетные отличия от того же «Воздушного маршала», кроме, пожалуй, транспортной локации, но плохой осадок картина вам не оставит. Скорее, снисходительную улыбку и мысль о том, что у ирландцев в возрасте, играющих тех же ирландцев в возрасте в сложных обстоятельствах, есть еще порох в пороховницах.
Смотрите кино!
 
 

 
 
В украинском прокате – с 22 марта 2018 г.
 
Год: 2018
Режиссер: Жаума Кольет-Серра
Авторы сценария: Байрон Уиллингер, Фил ДиБлейси, Райан Ингл
Жанр: криминальный триллер, боевик
В ролях: Лиам Нисон, Вера Фармига, Патрик Уилсон, Джонатан Бэнкс, Сэм Нил, Элизабет МакГоверн и др.
Страна: Великобритания, Франция, США
Хронометраж: 105 мин.
 
Фото: «Вольга Украина»

Добавить комментарий