Фильм на выходные: Она

Elle

 

Драма, снятая во Франции знаменитым голландцем. Поль Верхувен преподносит зрителям Изабель Юппер в такой роли, что остается только наблюдать за неожиданным развитием персонажа, затаив дыхание и открыв рот. О том, почему жертва не всегда та, кем кажется, и в какую пропасть продолжает катиться современное буржуазное общество – в рецензии от “Смотрите кино!”

 


 
Мишель Бертран (Изабелль Юппер) – успешная бизнес-леди, владеющая компанией по разработке компьютерных игр. Она мало что в них понимает, зато отлично разбирается в психологии игроков. Мишель давно в разводе, однако нанесенные бывшим мужем Ришаром (Шарль Берлинг) обиды все еще покалывают ее самолюбие, поэтому она мастерски разворачивает кампанию по устранению его новой пассии – инструктора по йоге Элен (Вимала Понс). Их общий сын работает в закусочной и вот-вот станет отцом, однако при этом не в состоянии оплачивать квартиру. С матерью (Жюдит Магр), которая сделала уйму пластических операций и собирается замуж за молодого жиголо, Мишель по-прежнему не находит общий язык, тем более, что та постоянно напоминает ей об отце, отсиживающем свой пожизненный срок в тюрьме. На фоне всего этого женщина умудряется крутить роман с мужем своей подруги и коллеги Анны (Анн Косиньи), однако когда тот порядком ей надоедает, опасно флиртует с соседом-банкиром Патриком (Лоран Лафитт), прямо под носом его крайне религиозной жены Ребекки (Виржини Эфира).
 
Жизнь Мишель, как говорится, идет своим чередом, размеренно и направлено так, как она посчитает нужным. Вполне возможно, и весьма скучно, на ее взгляд. Но вот однажды в ее дом врывается человек в маске и жестоко насилует Мишель под наблюдательным взглядом ее кота. Реакция на происходящее удивляет не столько саму героиню, сколько окружающих ее близких и вас, зрителя. Она меняет замок на окне и мимоходом за ужином рассказывает друзьям и бывшему мужу о произошедшем. Где-то между фразами «Как дела?» и «Давайте, что-нибудь закажем». Однако насильник не исчезает из ее жизни, периодически напоминая о себе. И Мишель решает самостоятельно его вычислить, не понимая до конца с какой целью – отомстить или повторить все по новой.
 
 
Изабель Юппер в роли Мишель в фильме “Она”

 
Премьера картины состоялась на Каннском кинофестивале в 2016 г., где фильм участвовал в основной программе конкурса. Удивительно, что он не взял ни одной награды, но при этом поразил критиков и зрителей. Говорят, зал, после сеанса, хлопал стоя в течение нескольких минут, а большинство рецензий написано в восторженных тонах. Режиссер, после долгих лет молчания, преподнес публике изысканный шедевр, снабженный едкой иронией, откровенностью (в данном случае не сексуального толка) и предложением пересмотреть установленные в обществе табу в виду их устаревшего характера, однако без скучного морализаторства и беспринципных выводов.
 
Пол Верхувен не снимал художественных фильмов десять лет. Последней его картиной была «Черная книга» о евреях и фашистах в Нидерландах времен Второй мировой войны. Найдя заинтересовавший его материал – роман Филиппа Джиана «Ох…», он отдал его для адаптации знакомому американского сценаристу Дэвиду Бирку, предполагая снимать в Голливуде. Однако реакция актрис «Фабрики грез» крайне удивила Верхувена – никто не хотел браться за такую историю. И, давайте остановимся на пару секунд и поблагодарим продюсера Саида Бен Саида, который буквально настоял на том, чтобы Верхувен обсудил роль с Изабель Юппер и пригласил ее в свой фильм.
 
 
Изабель Юппер в роли Мишель в фильме “Она”

 
Глядя на то, как Юппер живет на экране в роли Мишель Леблан (потому что сказать «играет» просто не поднимаются пальцы над клавиатурой), понимаешь, что этот фильм во-многом делает таким интересным, непредсказуемым в плане психологии героини и ее реакций, именно она – выстроенные взгляды, улыбки и полуулыбки, жесты, мимика. И кто, как не актриса, некогда сыгравшая пианистку у Михаэля Ханеке со скрытыми сексуальными фантазиями, тесно переплетенными с насилием и страхами,  способна воплотить такой типаж.
 
Лента раскрывает перед зрителем героиню постепенно, как будто распутывает клубок, но, если соблюсти стилистику фильма, скорее постепенно раздевает Мишель, обнажая все новые грани ее внутренних демонов. Абсолютное отсутствие чувства стыда, сожаления и даже страха, следование своим желаниям, эксперименты с ними с участием окружающих ее людей. Когда она делает шаг, говорит слово, смело бросаясь в омут, мало задумываясь о последствиях, а затем наблюдает за реакцией других участников процесса и в чем-то созерцает свои ощущения, порой сама им удивляясь и смакуя их.
 
 
Изабель Юппер в роли Мишель в фильме “Она”

 
Как Мишель Леблан играет в опасную игру с насильником, так и Поль Верхувен интеллектуально играет со зрителем. Ведь рассекречивание для героини преступника – это лишь половина ленты, а далее заканчивается псевдо-детектив и начинается все самое интересное, разыгрываясь настолько обыденно и непринужденно, что поневоле задумываешься – общество нормальных людей скорее трансформируется в общество ненормальных, а те, кого все принимают за «слегка не в своем уме» и бездарей (к примеру, сын Мишель), в итоге и оказываются самыми нормальными, безопасными и способными спасти социумы загнивающего капитализма. Верхувен метко и жестко выворачивает наизнанку задающий тон развития обществу, так называемый, средний класс (буржуазию, если изволите), показывая всю темную их подноготную, тайные желания под скромной личиной красивых стильных платьев, гостиных со вкусом и склонностью к хорошей сложной литературе. А где-то между строк диалогов о жизни вонзает свои точные антиклерикальные иглы.
 
«Она» – очень редкое кино, оно – авторское, артхаусное, интеллектуальное, в чем-то рискованное, не стандартное и верхувенское, хотя при этом и очень французское (несмотря на то, что режиссер никогда до этого не снимал на французском языке и во французской среде, да и в принципе языком этим не владеет), однако в тот же момент очень зрительское, способное доставить эстетическое и психологическое удовольствие и даже удивление, ловко сочетая европейские традиции триллера, черной комедии и драмы с элементами эротики. И, к слову, этот подарок для вас приготовил 78-летний режиссер с крайне притягательной актрисой в возрасте 63-х лет в главной роли. Невероятно, но факт.
 
Смотрите кино!
 
 

 
 

Год: 2016
Жанр: драма
Режиссер: Поль Верхувен
Авторы сценария: Дэвид Бирк, Харольд П. Мэннинг, Филипп Джиан
В ролях: Изабель Юппер, Лоран Лафитт, Анн Косиньи, Шарль Берлинг, Виржини Эфира, Кристиан Беркель, Йонас Блоке и др.
Страна: Франция, Германия, Бельгия
Хронометраж: 130 мин.
 
Фото: Артхаус Трафик

Залишити відповідь