Элвис: покинул здание

  

Elvis

  

Возможно, «король рок-н-ролла» вовсе не умер, а просто улетел домой – как и предполагалось в «Людях в черном». И где-то до сих пор в комфортном себе формате поет и танцует свою музыку. Однозначно, он был уникальным представителем массовой культуры в те времена, когда она только формировалась. Однозначно, он был ни на кого не похож — таким особенным, но при этом очень близким миллионам. Однозначно, он ушел рано, но уже уставшим и опустошенным. Каким Элвиса Пресли увидел мастер глэм-фантазий, австралийский режиссер Баз Лурман, не снимавший фильмы почти 10 лет – в рецензии от «Смотрите кино»

  


  


Белый мальчик живет в «черном» Мемфисе, где со всех сторон слышит песни темнокожих и подглядывает за проповедником с его прихожанами, поющими госпел. Он из бедной семьи со всепоглощающим влиянием матери (Хелен Томпсон) и слабовольным отцом (Ричард Роксбург), и давно не мыслит свою жизнь без музыки, поэтому при любой возможности спешит тусоваться в «черный» квартал Биль-стрит, где со всех сторон раздается ритм-н-блюз, буги-вуги и немного кантри, а в витринах выставлены ни на что непохожие костюмы вычурного фасона и удивительной расцветки.


Повзрослев и с гитарой в руках, юноша (Остин Батлер) запишет на местной студии хит «That`s All Right», и зазвучит он в Мемфисе из каждого авто или бара, но незнакомые с парнем решат, что он точно черный. Так будет думать и полковник Том Паркер (Том Хэнкс), привезший в город звезд кантри-музыки, пока не увидит на сцене патлатого юношу в яркой струящейся одежде и не поймет, что упустить восходящую звезду по имени Элвис Пресли равносильно идиотизму. С тех самых пор полковник вцепится в парня мертвой хваткой, со временем все крепче сжимая тиски, манипулируя чувствами Элвиса, его искренностью и наивностью, активнее превращая уникальный феномен массовой культуры в дойного жеребца, от чего «короля рок-н-ролла» не спасет ни семья в лице все такого же безвольного отца, юной жены Присциллы (Оливия ДеДжонг) и дочери Лизы Марии, ни друзья или участники группы, практически исчезнувшие из его жизни, ни периодические бунты с жаждой обрести свободу.

  

Кадры из фильма «Элвис»

  


Жизнеописания Элвиса Пресли хватит не только на полнометражный фильм, но и на впечатляющий по хронометражу сериал с несколькими сезонами. Его путь к славе был не так прост, ведь на старте Элвису все кому ни лень (от школьной учительницы до местных ансамблей) сообщали о том, что, мол-де, парень ты не умеешь петь и иди-ка лучше грузовики водить. А при обретении славы, которая была для него вычурной птицей-удачи и периодически меняла настроение, певец (и позже актер) прошел несколько этапов невероятных взлетов и болезненно-депрессивных падений, виной которых, в том числе, и человек, который вовсе не полковник, не Паркер и даже не Том.


Но так как фильмы База Лурмана – это всегда больше о самом Базе Лурмане, чем о выбранных им героях, то режиссер и со-сценарист «Элвиса» пошел избранным им еще во времена первой картины путем, который продолжался в каждой его новой ленте – от «трилогии красного занавеса» («Танцы без правил», «Ромео + Джульетта» и «Мулен Руж») и до «Великого Гэтсби» и вот сейчас «Элвиса». Режиссер вычленяет один лейтмотив – основную мысль, которая по его, База Лурмана, мнению, сыграла роковую роль в жизни героя, и несет ее сквозь весь свой визуально роскошный фильм, зашивая не только в диалоги или текст от первого лица, но и в блистательные (а порой и многослойные) метафоры. В судьбе короля рок-н-ролла это вовсе не влияние (читай – эксплуатация) полковника Паркера, и совсем не драматическое пристрастие к таблеткам, и даже не сила власти матери над личностью артиста, а нестабильные и (как принято теперь говорить) токсичные отношения Элвиса Пресли и его публики, которые колебались от взаимной всепоглощающей страсти до неразделенной, безответной любви. Познав однажды первое, он был глубоко безутешен во втором, пытаясь снова вкусить радость обладания миллионами сердец. Идеальная тема для режиссера База Лурмана, чьи фильмы на грани китча, помпезного гламура, кэмпа и пошлости. Он всегда ходит по этой тонкой красной линии, рискуя упасть в дурной вкус, но в «Элвисе» балансирует на ней с блеском опытного канатоходца.

  

Остин Батлер в роли Элвиса Пресли и Том Хэнкс в роли полковника Тома Паркера в фильме «Элвис»

  


Однако не будем забывать, что этот фильм База Лурмана активно поддерживался семьей музыканта – бывшей и в итоге единственной его женой Присциллой и дочерью Лизой-Марией. Поэтому в картине мы не увидим ничего, что отвлекало бы зрителя от «любви всей жизни» или хоть как-то бы порочило имидж короля рок-н-ролла. Все максимально триумфально, также трагично и уважительно. Хотя Баз Лурман признается, что у него есть режиссерская версия картины, которая длится четыре часа и в которой не обделена вниманием первая любовь будущей звезды, а также исследуется конфликт Элвиса Пресли с его группой и нарастающая пагубная страсть к таблеткам. Вполне возможно, режиссер надеется на движение #LuhrmannCut, как это было с «Лигой справедливости» Зака Снайдера, ведь именно студия Warner Bros. Pictures запретила выпускать в кинотеатрах полную версию фильма, придя в ужас от его длительности.


Весь «Элвис» (и, вероятно, в своих вырезанных сценах тоже) лишь освежает для нового поколения историю человека-легенды и закладывает все более прочный фундамент в мифологию его личности. Как его некогда вознесли на Олимп и, по сути, так и не низвергли оттуда, несмотря на творческие неудачи последних лет. Баз Лурман подбрасывает хвороста в этот слегка тлеющий костер фанатской любви к королю рок-н-ролла, разжигая его по-новой, в первую очередь, для молодой и даже очень юной аудитории. Картина (как и всегда у Лурмана) отличается невероятно динамичным монтажом, сменой картинки и локаций, использованием инструментов коллажей и клиповости, особенно когда режиссер работает с (якобы) документальной хроникой (кстати, встраивая кадры с реальным Элвисом в переснятый материал с Остином Батлером). Получается в итоге не просто ярко и празднично, но весьма в современном стиле TikTok или Reels, или как-будто трейлер фильма длится все 2 часа и 40 минут. При этом Лурман остается талантливым режиссером и автором, поэтому в «Элвисе» очень живо переданы острый зуд общественных перемен накануне сексуальной революции и постепенное формирование нового сознания американского социума, в чей процесс немалую лепту Элвис Пресли и внес со своей скандальной (читай – раскрепощающей) музыкой и манерой двигаться.

  

Кадры из фильма «Элвис»

  


Без таланта Остина Батлера не было бы такого яркого и впечатляющего «Элвиса», и тут голоса с противоположной позицией почти не услышишь. Вся картина держится на его герое, ведь сцены без него в фильме можно сосчитать по струнам гитары. И, поставь тут не на того жеребца, Баз Лурман бы точно спустил в тартарары всю задумку. Интересно, что на роль короля рок-н-ролла режиссер пробовал немало уже известных артистов (включая Энсела Элгорта, Майлза Теллера, Аарона Тейлора-Джонсона и даже Гарри Стайлза, которого изначально режиссер и выбрал, но потом передумал из-за дикой популярности последнего).


В итоге повезло малоизвестному Остину Батлеру, которого Лурман, кстати, заметил именно на Бродвее по его роли в мюзикле, но который до этого снимался в основном в сериалах, хотя за последние годы и появился в картинах Джима Джармуша и Квентина Тарантино, однако не стал по ним узнаваем, ведь там были, по сути, эпизоды. Однако «Элвис» очень даже исправит ситуацию с узнаваемостью для Остина Батлера, ведь он с блеском справился с этой ответственной и (кажется) непосильной ношей. Причем настолько, что Присцилла Пресли в восторженных характеристиках оценила актерскую работу Остина, а Лиза-Мария вообще сказала, что откусит себе ногу, если актеру не дадут «Оскар».

  

Остин Батлер в роли Элвиса Пресли и Том Хэнкс в роли полковника Тома Паркера в фильме «Элвис»

  


Остин Батлер практически полностью растворился в роли Элвиса Пресли. Он искусно передает не только манеры, движения и танцевальный стиль певца, но даже и его неудержимую энергию и харизму, включая отличительные черты вокального исполнения – почти все ранние композиции Элвиса звучат в фильме в исполнении Остина Батлера. Однако Баз Лурман остается Базом Лурманом и в своей любви к музыке также, поэтому привносит в «Элвиса» и современных исполнителей – помимо ремиксов на некоторые старые композиции, в фильме также звучат Эминем, Джек Уайт, Бритни Спирс и немало других неочевидных для того времени имен. Этот фокус режиссер с нами проделывал уже не раз.

  

Кадры из фильма «Элвис»

  


Но есть в «Элвисе» и еще одна (это как минимум) заметная роль. Несмотря на обильный грим и накладки для лишнего веса, Том Хэнкс, воплощая на экране полковника Паркера, наглядно демонстрирует, что абсолютно зря в течение всей своей карьеры он отказывался играть негативных или неоднозначных персонажей. Конечно, алмаз неграненый, который весь хронометраж пытается огранить и (пере)продать герой Тома Хэнкса, отбирает себе практически все сцены со своим участием, но именно негативный персонаж Том Паркер оказывается проводником для зрителя в мир Элвиса Пресли – с его страхами и желаниями, радостью первых удач и депрессией творческих разочарований. Выбор на эту роль Тома Хэнкса для режиссера был очевиден — ему нужен был сильный глубокий актер, который не только не уронит своего персонажа в бездну зрительского негодования, но также и покажет безусловную очевидность свой фразы – «без меня не было бы и Элвиса Пресли».


Смотрите кино!

  

Трейлер фильма «Элвис»

  

В украинском прокате — с 30 июня 2022 г.


Год: 2022
Режиссер: Баз Лурман
Авторы сценария: Сэм Бромелл, Крейг Пирс, Баз Лурман и др.
Жанр: биография, байопик, драма, музыкальный фильм
В ролях: Остин Батлер, Том Хэнкс, Оливия ДеДжонг, Хелен Томпсон, Ричард Роксбург, Келвин Харрисон, Дэвид Уэнэм, Коди Смит-Макфи, Люк Брэйси, Дэйкер Монтгомери и др.
Страна: Австралия, США
Хронометраж: 159 мин.

Фото: Warner Bros. Pictures и Киномания

  

Бонус для дочитавших до конца:

  

Выступление Элвиса Пресли на ТВ-шоу Эда Салливана с песней «Hound Dog»

Добавить комментарий