Тенет: Не старайся понять – почувствуй!

  

Tenet

  

Мы не будем писать (как в каждом материале об этом фильме), что режиссер Кристофер Нолан должен спасти кино, кинотеатры и посткарантинный мир в принципе. Просто скажем, что этот фильм – работа достаточно уникальная, ведь вам сразу же захочется в кино на повторный сеанс, после того, как вы только выйдете под впечатлением от первого. А почему так – в рецензии (без спойлеров, ясное дело!) от «Смотрите кино!»

  


  

На самом деле об этой сложной конструкции под названием «Тенет» достаточно тяжело написать без спойлеров. В том смысле, что ленты Кристофера Нолана известны значимостью даже малейших деталей на экране, и их разгадка – особое удовольствие. Ведь режиссер абсолютно уверен, что его зритель – человек умный и сообразительный (что лестно, согласитесь), вот и прячет все больше ответов на постоянно возникающие вопросы как раз в мелких нюансах. Поэтому смотрите в оба (впрочем, и слушайте тоже).


Не где-нибудь, а в Национальной опере в Киеве случается террористический акт, и агент ЦРУ без имени (Джон Дэвид Вашингтон), участвующий в спецоперации по вызволению не столько заложников, сколько определенного лица, попадает в руки преступников, после чего, несмотря на пытки, предпочитает умереть, чем выдать своих. И это не спойлер! Это только начало. Потому что смерть оказывается не смертью, а просто вербовкой в (очень) тайную шпионскую организацию не международного, а более глобального масштаба (с этого момента советуем учиться мыслить нелинейно). Однако герою мало что об этом сообщают, кроме слова «тенет», которое задом-наперед читается одинаково. И это единственный ключ к тому, что он видел тогда, во время штурма в опере, и с чем ему предстоит столкнуться совсем скоро.

    

Кадр из фильма “Тенет”

  


Герой ровным счетом ничего не понимает, однако спокойная француженка в белом халате (Клеманс Поэзи) объяснит ему азы инверсии и угрозу Третьей мировой войны, обаятельный шпион британской разведки (Роберт Паттинсон) поможет с некоторыми идеями, чтобы добыть и понять зацепки в важном деле спасения мира, а сэр Майкл Кросби (неизменный талисман фильмов Нолана – Майкл Кейн) прояснит расклады с российским бизнесменом Андреем Сатором (Кеннет Брана), который вроде торгует оружием, но на самом деле не совсем, однако точно неприступен и знает много важных ответов. Пробраться к нему сложно, но у него есть красавица-жена Кэт (Элизабет Дебики), которой может быть интересна некий предмет искусства. В общем времени мало, и оно уходит, поэтому пора действовать.

  

Первый трейлер фильма “Тенет”

  

Интеллектуальный блокбастер и авторское кино в одной ленте. Такое возможно? Да, если речь идет о фильмах Кристофера Нолана, чей почерк, фокус взгляда и специфику повествования не спутаешь ни с кем другим. «Тенет» – его картина от первого до последнего кадра и звука. Пожалуй, в первую очередь, наравне с «Помни», «Начало» (которое тут не упомянуть просто невозможно) и «Интерстелларом», «Тенет» – тот фильм, по которому надо складывать свое впечатление о режиссере Кристофере Нолане, настолько полноценно он пронизан его стилем. Автор утверждает, что картина зрела в нем 20 лет. И если вы в «Тенете» попадетесь в его нарративный плен, то все другие картины лягут в вас как в родного нолановского зрителя.


Не пугайтесь сложной конструкции фильма. Вы в любом случае поймете далеко не все и не с первого раза. Это просто невозможно, только если вы сам – не Нолан (читай – гений), ведь все сценарии к своим фильмам пишет именно он, за исключением – «Бессонницы», и часто – в сотрудничестве с братом Джоном. Но в «Тенете» он всё сам. Поэтому, как только гаснет свет в кинозале, вы падаете, как в кроличью нору, в нолановский мир, где он – творец и Бог (о чем многозначительно прозвучит из уст героя Кеннета Браны), а люди на экране – просто фигуры в его игре, которыми он вертит, как хочет, ради одного – вывернуть жанр наизнанку (в данном случае – шпионский триллер), популяризировать науку и заставить вас, зрителя, наконец-то думать, ломать голову над его загадками, раскручивать лабиринты времени, цепляться за детали и желание поставить картину на паузу, отмотать, послушать снова, чтобы понять. Посмотреть снова, чтобы сложить паззл и узнать то самое главное (и обычно очень простое), что хотел нам сказать режиссер своей сложной конструкцией.

  

Кеннет Брана в роли Андрея Сатора в фильме “Тенет”

  


И всегда удивительно, как интеллектуально сложную сюжетную схему Кристофер Нолан вписывает в зрительское жанровое кино. «Тенет» не исключение, что приятно, ведь прийти наконец-то к большому экрану и увидеть на нем весь этот экшн-аттракцион (снятый на пленку!), в котором взрывают настоящий самолет только потому, что так якобы дешевле (а Нолан терпеть не может работать с зеленым экраном), пронестись с ветерком в погонях, уворачиваться в рукопашных, хореографически поставленных в особенной манере инверсии. Дать этому экшн-вихрю поглотить себя целиком и полностью в IMAX-формате, когда вы видите немного больше на экране, чем зрители в соседнем обычном кинозале (не говоря уже о просмотре дома).


Все детали большого кинополотна работают ради вашего погружения. Неизменный в последних нолановских картинах оператор Хойте Ван Хойтема снимает масштабно, пафосно, концентрировано – просто он идеальный глаз режиссера. Также как и музыка – постоянный его союзник, а в этот раз и часть головоломки (как утверждает сам автор, потому что лично мы еще не разгадали!). Со шведом Людвигом Йоранссоном режиссер работает впервые, но тот стилистически переработал наследие любимого Ноланом Ханса Циммера из предыдущих его картин, и выдал нечто особенное. Пульсирующее, гипнотическое музыкальное полотно, которое ведет вас вместе с сюжетом, и путает как раз в нужных местах.

  

Второй трейлер фильма “Тенет”

  

Еще один довод в пользу большого экрана, конечно, в том, что картину снимали по всему миру. Но не в Киеве (как можно подумать из завязки) – им стал Таллин (а все потому, что у нас дорого снимать!), однако в «Тенете» Украина играет некую пусковую точку и вспоминается не единожды (один раз вы даже будете смеяться в том месте, уверены, в котором Нолан совсем не ожидал). При этом с большого IMAX-экрана на вас смотрят тот самый Таллин, Лондон, Мумбаи, Осло, итальянское побережье и другие красивые локации. При закрытых границах это как раздражает, так и дарит отдушину.

  

Элизабет Дебики в роли Кэт и Джон Дэвид Вашингтон в роли главного героя в фильме “Тенет”

  

Однако то, за что Кристофера Нолана всегда критиковали, в «Тенете» развернется на полную. Герои у него, по сути, просто функции, чтобы проиллюстрировать основную смысловую концепцию, без глубокого погружения в характеры персонажей. Поэтому для режиссера всегда важно брать лучших из лучших – сильных, харизматических, заметных. Ведь даже когда играть в ленте особо нечего в драматическом плане, именно такие привнесут дополнительную глубину в своих персонажей. Что и происходит прямо на глазах! У Джона Дэвида Вашингтона (сына известного всем Дензела Вашингтон) в этом плане роль весьма ровная, за исключением малозаметного развития с «чистого листа» в начале, когда он вместе со зрителями не понимает почти ничего, до разрастающейся уверенности о собственной важности в точке тех событий. За ним чувствуется сила характера, однако проявить ее на полную у него все же нет шансов.

  

Кадр из фильма “Тенет”

  

Куда больше повезло Роберту Паттинсону, который ироничный, загадочный, ловкий, да еще и умный, одним словом, самый обаятельный персонаж картины, поэтому зритель с теплотой запомнит именно его. То же самое (не о теплоте, а об удаче на характер) досталось и Кеннету Бране – актеру шекспировского масштаба, что он и выдает на экране. Его персонаж – антагонист, однако сам Брана не до конца был в этом уверен на съемках, несмотря на то, что читал сценарий «Тенета» чаще, чем какой-либо другой (даже тот, фильмы по которому снимал сам как режиссер). Его герой, наряду с героем Паттинсона и коротким эпизодом с Майклом Кейном, однозначно самые яркие в этой картине.

  

Элизабет Дебики в роли Кэт в фильме “Тенет”

  

Нолан выворачивает с ног на голову не только жанр, но и женскую линию, меняя шаблон «дева в беде» в самый неожиданный момент. Да, она все время в беде, и да, ее постоянно приходится спасать, но и нет, ведь она покажет, что принимать решения и действовать – абсолютно ее прерогатива, несмотря на мужской голос в рации «еще рано». Элизабет Дебики прекрасно воплощает на экране хрупкую и одновременно сильную героиню. Причем Нолан не сразу решился на ее кандидатуру, потому что искал истинно английскую утонченность и внешнюю холодность (на пример героинь Хичкока), однако был абсолютно уверен, что Элизабет Дебики – американка, ведь та была невероятно убедительна в триллере «Вдовы», по которому Нолан ее и запомнил. Элизабет Дебики вообще-то австралийка ирландского происхождения, рожденная в Париже (под стать запутанности нолановских сюжетов), а переубедить режиссера смогла его жена, после чего тот окунулся в фильмографию актрисы (в частности, «Ночной администратор» и «Великий Гэтсби») и утонул, готовый брать Элизабет без проб и прослушиваний. Но актриса слывет «ботанкой» и отличницей (она сама себя так называет), поэтому настояла на пробах, после которых, ясное дело, роль была за ней.

  

Джон Дэвид Вашингтон в роли главного героя в фильме “Тенет”

  

«Тенету» присущи все достоинства и недостатки предыдущих картин Нолана. Некоторые развиты до всепоглощающих масштабов, некоторые проскользнут едва заметными. Как и у всех других его фильмов, у «Тенета» есть большой и важный посыл, говорить о котором будет несколько спойлером. По сути, ради него все это и затевалось. Однако не печальтесь, если не разгадаете с первого раза. Роберт Паттинсон вот в интервью вообще рассказал, что так ничего и не понял в этой картине, а то, что понял, оказалось не соответствует ее действительности. В любом случае по «Тенету» напишут сотни и тысячи статей, будут спорить до хрипоты с финальным «да ничего ты не понял/ла!», смотреть снова и снова, и строить свои теории. А Нолан что? Говорят, уже разрабатывает продолжение «Интерстеллара», которое сам и снимет.


Смотрите кино!


P.S. Этот материал мог быть совсем иным, после повторного просмотра «Тенета». Куда с удовольствием и отправимся!

  

Специальный трейлер фильма “Тенет” перед выходом в прокат

  

В украинском прокате – с 26 августа 2020 г.


Год: 2020
Режиссер и автор сценария: Кристофер Нолан
Жанр: фантастика, драма, боевик, триллер
В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики, Кеннет Брана, Аарон Тейлор-Джонсон, Клеманс Поэзи, Майкл Кейн и др.
Страна: Великобритения, США
Хронометраж: 150 мин.


Фото: Киномания

Залишити відповідь