Рая и последний дракон: линия доверия

  

Raya and the Last Dragon

  

Новый мультфильм от студии Disney традиционно спешит понравится и детям, и взрослым. Простой и понятный сюжет вместе с красочным видеорядом – это то, что всегда можно ждать от новой диснеевской анимации (не путать с той, которая выпекается под лейблом Pixar). Однако «Рая и последний дракон» внезапно идут дальше в этом плане, о чем подробнее – в рецензии от «Смотрите кино!»

  


  

Когда-то давно земли Кумандры были едины, и ее племена жили вместе в мире и согласии под охраняющим взглядом драконов. Однако вдруг откуда ни возьмись появились Друуны – злобные магические существа, превращающие людей в камень. Ничего не помогало в борьбе с Друунами, и тогда драконы решили объединить свои силы и с помощью магии произвели на свет драконью жемчужину – только она была способна отпугивать Друунов. Но сами драконы не устояли в финальной битве и все-таки превратились в камень, освободив собственной жизнью всех людей из каменного плена.


С тех самых пор земли Кумандры раскололись на 5 отдельных территорий, которыми управляют разные кланы. Они давно потеряли доверие друг к другу, виня во всех бедах, обрушившихся на Кумандру соседа, а не себя. Однако отец Раи, вождь Баджонга, хочет все изменить и собирает все кланы вместе. Ситуация и правда меняется, вот только к худшему. Жемчужина разбита, а ее части хранятся теперь в разных землях. Сам же Баджонга превратился в камень, ведь Друуны вернулись, и жертв становится все больше. Последними словами вождя своей дочери Рае были «не теряй доверие к людям». Однако именно теперь девушке очень сложно следовать его завету. И вот уже несколько лет она ищет последнего дракона, который, по старой легенде, мог выжить в той древней битве. Ведь только с его помощью Рая может вернуть отца.

  

Кадр из мультфильма «Рая и последний дракон»

  

Несмотря на все общие каноны диснеевских мультфильмов, по которым их герои борются со злодеем и одновременно с собственными демонами, «Рая и последний дракон» режиссеров Дона Холла (работавшего некогда над «Моаной») и новичка Карлоса Лопеса Эстрады все-таки значительно от них отличается. Главная героиня хоть и принцесса (дочь вождя), но больше воин (окей, такой была и Мулан), однако ее мир не замыкается на любви и поиске своего принца (даже подсознательно этого нет в истории Раи). В мультфильме напрочь отсутствует любовная линия. Все основные герои – женского пола (причем как протагонистка, так и условная антагонистка), которые вступают в борьбу между собой, но в итоге сражаются с собственными внутренними страхами и предубеждениями. А главный враг хоть и страшен, но полностью обезличен, из-за чего сразу же становишься не только на сторону явного добра (Раи и ее команды), но и проникаешься сочувствием к тем, другим, которые добрых жестов не ценят.

В мире глобального кризиса, который загнан в рамки и социальные дистанции, а значит изначально насторожено относится к любому ближнему своему, тема доверия актуальна как никогда. В мультфильме же она обыгрывается сразу в нескольких направлениях, намекая, что любой борец за правое дело (будь то в русле феминизма, спасения планеты или против расизма) изначально в своих убеждениях не слышит другую сторону, ведь мыслит в парадигме «свой-чужой». И эта многослойность, пожалуй, самое главное, что в сюжете диснеевской анимации приятно удивляет. Представленный в «Рае и последнем драконе» порочный круг недоверия – яркая иллюстрация тому, куда приводят сомнения, которые, родившись однажды, множатся как коронавирус в забитом вагоне метро.

  

Кадр из мультфильма «Рая и последний дракон»

  

Причем это очень красивая иллюстрация! Помимо, живописной, насыщенной и продуманной до деталей анимации (например, волосы девушки просто приковывают к себе – хочется прям запустить в них руку), авторы рисуют перед нами целый мир, свою альтернативную вселенную, которая основывается на паназиатской культуре – мифах, легендах, обычаях и верованиях, однако аккуратно добавляют и несколько ложек массовой культуры Запада, из-за чего мультфильм становится ближе большему числу зрителей. Кто-то узнает свой народ, а кто-то увидит на экране свои грезы о приключениях.


Соединив в деталях и во внешнем виде героев культуру Лаоса, Вьетнама, Камбоджи, Индонезии, Таиланда и других азиатских стран, в динамику истории внесли приключения в духе Индианы Джонса с захватывающими погонями, ироничными комментариями и древними (а порой и магическими) артефактами, а противостояние множества кланов и зрелищные сражения наводят на мысли о light-версии «Игры престолов». Такого эффектного зрелища анимация еще не видывала – меч блестит, плащ развивается, девушки воинственно демонстрируют умелое знание боевых искусств – практически как в азиатском кино или в фильмах Тарантино до момента кровопускания, но точно не как в диснеевских мультфильмах ранее.

  

Кадр из мультфильма «Рая и последний дракон»

  

Образ главной героини и отсутствие как таковых мужских персонажей (они все больше на вторых ролях и по возрасту и своему бэкграунду не тянут на любовный интерес Раи) сразу ставит мультфильм в плоскость феминизации истории. Однако приятным удивлением случается то, что, несмотря на во многом главенствующую роль женщины во вселенной Кумандры, вопрос о борьбе за собственные права и привилегии персонажки не ведут. Ни феминисткой тебе пропаганды, ни навязчивых нравоучений! Скорее всего, в виду того, что этой проблемы в их мире просто не существует – мужчины наравне с женщинами имеют влияние и власть, что видно как по представителям некоторых кланов, так и по героям из команды Раи по спасению мира.


Поэтому, отбросив очевидный шум, каждый из действующих лиц борется за самое главное – спасение своей семьи, близких и страны. Каждый по-своему, пока не придут к очевидному выводу. Он прост, но в разрозненном современном мире, который все время в борьбе, все время на баррикадах из-за таких же давно понятных вещей, главный вывод «Раи и последнего дракона» видится как тот свет от драконьего камня.

  

Маленький Тук-тук из мультфильма «Рая и последний дракон»

  

Милое очарование и особую теплоту в мультфильме отрабатывают персонажи второго плана. Маленький Тук-тук с глазами блюдцами, превратившийся сквозь года в большого, похож на плод любви, казалось бы, несовместимых между собой лакрицы и броненосца (долой стереотипы!). Радостно голубой дракон (но нет же – дракониха!) Сису – как наивный младенец, чьими устами и мировоззренческой оптикой в итоге и глаголет истина. Малюк-бандюк – образ самый спорный (и рассчитанный, конечно, в основном на самых маленьких зрителей), но достаточно комичный, особенно учитывая свою мини-банду с маленькими обезьянками. А также юный повар, управляющий собственный плавучим рестораном, и огромный устрашающий здоровяк, который при тесном общении оказывается совсем не таким, как видится на первый взгляд. Все эти персонажи вносят не только дополнительную динамику в сам сюжет, но и форсируют осознание главной героиней очевидных, но таких сложных для принятия вещей.

  

Кадр из мультфильма «Рая и последний дракон»

  

В общем-то «Рая и последний дракон» – мультфильм весьма актуальный, который попадает в современную повестку дня не только по вопросам о равноправии женщин, но и по акцентам на экологической осознанности, ведь те самые драконы, спасшие некогда человечество от темной магии Друунов, олицетворяют саму природу с ее стихиями. Вот так и в жизни, она (природа) давно жертвует собой, пока человечество, замкнутое в порочном круге своих предубеждений, борется все еще не за самое главное. А в мире Кумандры уже все хорошо – и солнце снова взошло, и ландшафты невиданной красоты, и цветы диковинные глаз радуют, и люди научились верить друг другу, и живут они все вместе с драконами душа в душу.

Смотрите кино!

  

Трейлер мультфильма «Рая и последний дракон»

  

В украинском прокате – с 4 марта 2021 г.

Год: 2020
Режиссеры: Дон Холл, Карлос Лопес Эстрада
Авторы сценария: Ки Нгуйен, Аделе Лим, Пол Бриггс и др.
Жанр: мультфильм, семейный, приключения, фэнтези, боевик, комедия
В оригинале роли озвучивали: Келли Мари Трэн, Аквафина, Айзек Ванг, Джемма Чан и др.
Страна: США
Хронометраж: 114 мин.


Фото: Киномания

Добавить комментарий