Убийство в «Восточном экспрессе»: за усами не спрячешься

Murder on the Orient Express

 
Фильм, который щеголяет актерским составом: Кеннет Брана (он же и режиссер), Джонни Депп, Мишель Пфайффер, Пенелопа Крус, Джуди Денч, Уильям Дефо, Джош Гад, Дейзи Ридли (вероятно, будущий джедай) и наш соотечественник Сергей Полунин – список далеко неполный. Стоит ли спешить в кино, и почему усы – это всегда важно для детектива – в рецензии от «Смотрите кино!».

 


 
О том, что самый лучший детектив в мире – это Эркюль (смотрите, не назовите его Геркулесом) Пуаро (Кеннет Брана), вы наверняка в курсе. Если же нет, то он сам вам и сообщит в первые 5 минут фильма. Изысканно и непринужденно, но помпезно и с самолюбованием. В этом и есть весь бельгийский детектив, характер которого проявляется в мелочах на протяжении всего цикла произведений Агаты Кристи о нем. Он только вот раскрыл преступление в Иерусалиме, а теперь уже в Стамбуле в поисках ароматных лепешек и идеальных яиц на завтрак. Но ему вдруг очень надо (просто необходимо) попасть в Лондон, куда и отправляется роскошный поезд под названием «Восточный экспресс». Однако незадача – все места первого класса (и даже второго) раскуплены. Но Пуаро сопутствует удача – в виде давнего друга, повесы и прожигателя жизни Бука (Том Бейтман), которого он случайным образом встречает на кухне одного стамбульского заведения и который еще более случайным образом оказывается управляющим «Восточного экспресса».
 
 
Джонни Депп в роли гангстера Рэтчетта в фильме “Убийство в “Восточном экспрессе”

 
В общем, место Пуаро находится. И не где-нибудь, а в первом классе, естественно. Вокруг шикарные интерьеры, виски, шампанское, отличная кухня и вкусные десерты, и такая же шикарная (но не вся) публика. Во-первых, гангстер Рэтчетт (Джонни Депп), отчаянно прикидывающийся бизнесменом-антикваром и пытающийся нанять Пуаро в качестве телохранителя. Во-вторых, секретарь и бухгалтер гангстера мистер Мак-Куин (Джош Гад), суетливый шутник, любящий выпить. В-третьих, дворецкий гангстера Мастермэн (Дерек Джакоби) с вечно мученическим выражением лица. В-четвертых, переливающаяся и жаждущая внимания вдова миссис Хаббард (Мишель Пфайффер). В-пятых, русская аристократка княгиня Драгомирова (Джуди Дэнч), напоминающая тирана в юбке и терроризирующая свою служанку мисс Шмидт (Оливия Колман), и это было, в-шестых. В-седьмых и в-восьмых, молодая гувернантка мисс Дебенхэм (Дейзи Ридли), скрытная и постоянно перемигивающаяся с доктором Арбэтнотом (Лесли Одом мл.). В-девятых, сыплющая угрожающими концом света религиозными цитатами миссионерка Пилар Эстравадос (Пенелопа Крус). В-десятых, профессор Хардман (Уильям Дефо) с жутким акцентом и такими же жуткими расистскими взглядами. В-одиннадцатых, латинос-делец Маркес (Мануэль Рульфо) с открытой ухмылкой и постоянными заверениями, что он говорит правду и только правду. И, наконец, в-двенадцатых и в-тринадцатых, чета Андрени – буйный и не умеющий контролировать свою агрессию граф (Сергей Полунин) и вечно под опиатами графиня (Люси Бойнтон). Ах да, еще проводник вагона Пьер-Мишель (Марван Кензари) как приложение ко всем действующим лицам.
 
 
Мишель Пфайффер в роли вдовы миссис Хаббард в фильме “Убийство в “Восточном экспрессе”

 
И вот ночь, метель. Резкий толчок, и поезд стал, сойдя с рельсов. Продолжать движение невозможно. А в одном из купе обнаружен труп! И если не читали Агату Кристи и не смотрели предыдущих экранизаций (а может просто запамятовали), то обнаружите, кто же вдруг уже не жилец – на сеансе сами (так ведь интереснее). Ну а Эркюль Пуаро вынужден отложить томик Диккенса и заняться тем, что он умеет лучше всего – подмечать странные детали (которые торчат как нос на лице, с его же слов), складывая их в логическую цепь.
 
Такое длинное вступление просто необходимо, иначе вы рискуете запутаться в действующих лицах (хотя не факт, что и так не запутаетесь), учитывая, что режиссер Кеннет Брана несколько видоизменил и по-другому насытил характерностью отдельных участников той истории Агаты Кристи. А все потому, что он не столько экранизировал ее роман, сколько делал римейк весьма успешного одноименного фильма Сидни Люмета 1974 г. Однако если у Люмета загадочная личность каждого из участника той судьбоносной поездки «Стамбул-Кале» раскрыта мелкими и порой неочевидными деталями, психологизмом определенных диалогов и самим (также) блестящим актерским составом, то в картине Браны большинство кинозвезд первой (да и второй) величины простаивает в качестве мебели, пылится как сервант, которому не дают блеснуть своими очевидными достоинствами.
 
Ясное дело, что Пуаро отводит центральное место собственной персоне в этой череде удивительных событий. Он – тот персонаж, который стержнем держит всю детективную историю, нанизывая на себя факт за фактом, выдавая версию за версией, которая и объединяет других действующих лиц, выстраивает в логичный ряд их роль в этом странном и сложном деле. Кеннет Брана порой прячется за слишком уж вычурные и театральные усы, порой несколько заигрывается как на сцене, однако любви к своему персонажу у него не отнять (говорят, что эти усы он специально отращивал попышнее, потому что Агата Кристи была крайне недовольна усами Альберта Финни в экранизации 1974 г.). Поэтому легкий флер очарования детектива (хоть и не без потуг) зрителю передается.
 
 
Оливия Колман и Джуди Денч в фильме “Убийство в “Восточном экспрессе”

 
В остальном выделяется несколько Мишель Пфайффер, наполняя своего персонажа истинным драматизмом, противоречивостью и человечностью. И, как ни странно, Джонни Депп, пожалуй, максимально оттершийся в роли гангстера от налета Джека Воробья, однако при этом принимая (вместе со всеми) игру в повышенную театральность, в которой он – мастак. И весьма удачно, к слову, вписывается в яркий актерский состав дебютант большого кино Сергей Полунин. В роли графа он порывистый, немногословный, страстный и совсем уж не выглядит новичком в этом деле.
 
Заложенная еще в самом романе Агаты Кристи театральность (множество персонажей, замкнутых в небольшом пространстве, откуда они попросту не могут выйти) должна была стать на руку театральному актеру и режиссеру сэру Кеннете Бране, который считается в Великобритании одним из лучших современных постановщиков Шекспира. Однако не дался детектив в руки режиссеру Бране, рассыпался, разбежался сквозь пальцы, просочился лишь в отдельные (не сшитые вместе) сцены. Возможно, потому что Брана-актер тут оказался амбициознее Браны-режиссера (или что они в принципе в таком сложном для постановки произведении два-в-одном).
 
 
Сергей Полунин в роли графа Андрени в фильме “Убийство в “Восточном экспрессе”

 
Однако спутник режиссера Браны в некоторых его проектах оператор Харис Замбарлукос сделал многое, чтобы для зрителя все происходящее выглядело красиво и порой оригинально (хотя за «красиво», пожалуй, еще были ответственны художники-постановщики). Тут вам и прием «взгляд Бога» (когда камера снимает сцену исключительно сверху), используемый, пожалуй, в «Убийстве в «Восточном экспрессе» дольше привычного для традиционных детективов (да и фильмов), и съемка с улицы того, что происходит в коридоре поезда – постоянно движущаяся, динамичная, то есть всевозможные уловки, что порой избежать, а порой подчеркнуть клаустрофобию замкнутого пространства.
 
В итоге многоуровневость произведения, которая изначально заложена в разнообразии действующих лиц, у Кеннета Браны не складывается в созвучную симфонию, развивающуюся разными тонами и голосами, а скорее напоминает соло то с трубой, то со скрипкой, то с гобоем, то с виолончелью (у кого-то сцена, у кого-то полсцены, а у кого-то и вовсе ни одной) или вовсе, не сливаясь в единое произведение, а лишь выпячивая дирижера в каждой отдельной музыкальной (читай – кинематографической) фразе. Как тот нос, который торчит и выпирает на лице и которым иллюстрирует Эркюль Пуаро свою тягу к идеальному балансу.
 
Смотрите кино!
 
 

 
 
В украинском прокате – с 9 ноября 2017 г.
 
Год: 2017
Режиссер: Кеннет Брана
Авторы сценария: Майкл Грин, Агата Кристи
Жанр: детектив
В ролях: Кеннет Брана, Джонни Депп, Джуди Денч, Дейзи Ридли, Джош Гад, Пенелопа Крус, Мишель Пфайффер, Оливия Коулман, Уильям Дефо, Дерек Джакоби, Лесли Одом мл., Сергей Полунин и др.
Страна: Мальта, США
Хронометраж: 114 мин.
 
Фото: UFD
 

Залишити відповідь