Молодость-49: Фестиваль фестивалей

   


Международный кинофестиваль «Молодость» – это всегда отличная возможность увидеть картины, которые блистали на других кинофестивалях и вряд ли иным способом доберутся до украинского большого киноэкрана. О жемчужинах внеконкурсной программы «Фестиваль фестивалей» 49-й «Молодости» – в обзоре от «Смотрите кино!»

  


  

Виталина Варела / Vitalina Varela

Португалия, 2019
режиссер: Педру Кошта

  

В Лиссабоне в бедном квартале умер мужчина. Семьи у него не было, поэтому похоронили его друзья и соседи. Через три дня после похорон на португальскую землю ступает босая безмолвная женщина, прилетевшая из африканской страны Кабо-Верде. По прибытию ей говорят, что она опоздала и делать ей тут абсолютно нечего. Зовут эту высокую, статную и гордую женщину Виталина Варела, и она – жена умершего мужчины, который бросил ее 25 лет назад в Кабо-Верде и сбежал в Лиссабон.


Виталина отправляется в дом умершего мужа и с этого момента начинается ее мысленное путешествие в прошлое, которое до зрителя будут доносить редкими монологами главной героини, выраженными эмоциональным шепотом. Таким образом, откроется не столько жизнь Виталины, сколько ее сила и одновременно эмоциональная опустошенность, длящаяся вот уже 25 лет – с момента побега мужа в Лиссабон. При этом его смерть не может излечить обиды, боль и разочарование, а лишь усиливает их.

  

Кадр из фильма “Виталина Варела”

  


Педру Кошта – очень артхаусный и, соответственно, очень фестивальный режиссер. Его творчество отличается крайней серьезностью, сосредоточенностью, фокусом на проблемы бедных слоев населения и мигрантов, чья жизнь сопровождается страданиями, преодолениями, унынием и безысходностью. При этом Кошта часто возвращается к одним и тем же героям, а перед камерой работает с непрофессиональными актерами.


«Виталина Варела» наследует эту традицию и продолжает историю, начатую Коштой в своем предыдущем фильме «Лошадь Деньги», который снят в похожей манере и с теми же героями. Однако в «Виталина Варела» еще больше обострены приемы саудаде, свойственные национальному характеру португальцев и подразумевающие глубокую и перманентную скорбь по ушедшему и утраченному. Олицетворение саудаде в фильме – это сама Виталина Варела, названная по имени главной актрисы, которая в этой картине также выступила и соавтором сценария. К слову, Виталина Варела получила несколько призов международных кинофестивалей как лучшая актриса, в т.ч. и на киносмотре в Локарно, где сама лента была названа лучшей по мнению основного и экуменического жюри.


Картины Педру Кошта смотреть нелегко. «Виталину Варела» смотреть совсем непросто. Однако перед зрителем настоящее произведение искусства, которое не всегда можно понимать и принимать, но не признавать это бессмысленно. Медитативность и сосредоточенность, отражающаяся на всем – визуальной картинке, игре актеров (а они вовсе не актеры как таковые, как мы помним), музыке, монологах и диалогах, выливается в поэтическое произведение, что вместе с особым освещением, которое использует оператор Леонардо Симоэш и которое напоминает то свет Караваджо, то Ремрандта, создает целостное полотно, полное скорби, но и силы.

  

Трейлер фильма “Виталина Варела”


Плохие сказки / Bad Tales

  

Италия, Швейцария, 2020
режиссеры: Дамиано и Фабио Д’Инноченцо

  

В пригороде Рима живут не самые богатые семьи, но некоторые из них и вовсе дома не имеют, поэтому обитают в приспособленном для этого вагончике. Однако в целом все как везде – семейные проблемы и конфликты, хвастовство перед соседями, начиная с купленного надувного бассейна и заканчивая школьными оценками своих чад, грубость и даже рукоприкладство с детьми, незапланированные подростковые беременности. Женщины сплетничают, обсуждая мужчин и других женщин. Мужчины сплетничают, обсуждая женщин и других мужчин. А дети предоставлены сами себе, исследуя не только просыпающуюся сексуальность, но и возможность проектирования бомбы, ведь они понимают, что эгоистичным и даже деспотичным родителям вовсе не до них и крайне злы из-за этого, а значит надо что-то делать…


Дамиано и Фабио Д’Инноченцо – братья-близнецы, пишут сценарии вместе, снимают вместе – о том, что знают лучше всего. Мелкая буржуазия пригородов родной Италии предстает в их произведениях вовсе неприглядно, без прикрас и совсем несимпатично. Вместе они участвовали в написании сценария фильма Маттео Гарроне «Догмэн». Вместе написали и сняли «Один шанс на всю жизнь» – криминальную драму о жизни в тех же окраинах Рима.

  

Кадр из фильма “Плохие сказки”

  


Фильм «Плохие сказки» – успех для братьев Д’Инноченцо. Участие в Берлинском кинофестивале, что для них было впервые, сразу же принесло приз за сценарий и положило начало череде других фестивальных наград. Картина и, правда, написана оригинальным живым языком текста от автора и диалогов, однако главная ее неожиданность – сюжетный финт ближе к концу и хвост значительной недосказанности в самом финале. Внимательный зритель выйдет из зала с недоумением и желанием разобраться в итоговой точке авторов, но они явно оставляют свободные поля в этих загородных зарисовках.

Абсолютно взрослый мир, показанный глазами подростков 12-13 лет, взгляд которых вовсе уже не детский. Окружающая действительность и семья диктует свои правила, поэтому ты либо приспосабливаешься под них и вырабатываешь механизмы защиты, либо решаешь идти против. А детское воображение и фантазия бывают крайне изобретательны, от чего зритель удивляется, а потом внезапно обнаруживает, насколько глубока эта пропасть непонимания, гнева и протеста, что терпеть больше нет никаких сил, безысходность беспросветна и ничего не изменится, пока ты примешь радикальных мер.

  

Трейлер фильма “Плохие сказки”

  

Женщина, которая убежала / Domangchin Yeoja

Южная Корея, 2019
режиссер: Хон Сан-су

  

Молодая женщина впервые за 5 лет рассталась со своим мужем. Ни в том смысле, что они разошлись и теперь не в месте, а в том, что всё время своего замужества они не расставались ни на минуту, а теперь он уехал в краткосрочную командировку. Представившуюся возможность она решает использовать для встречи со своими давними подругами: к двум женщина нагрянет вместе с едой и выпивкой, а с третьей столкнётся случайно.


Так за бокалом вина они и будут разговаривать, долго и не торопясь, обсуждая перемены, которые произошли в их жизнях и которые в основном связаны с мужчинами. Каждая из них получила, что хотела, но полученное ей вовсе не пришлось в чем-то по вкусу. Каждая из них убеждается в том, что давняя потеря была к лучшему. Каждая из них чем-то не удовлетворена и во многом разочарована.

  

Кадр из фильма “Женщина, которая убежала”

  


Хон Сан-су давно снимает фильмы, почти четверть века. И все свои картины он сам и написал, а в «Женщине, которая убежала» выступил еще и как композитор и монтажер. Более того, в главной роли играет возлюбленная режиссера Ким Мин-хи, которая несколько лет является его музой, ведь с ней он снимает уже не первую свою киноработу (если быть точными – шестую). Берлинский кинофестиваль оценил тонкую работу Хон Сан-су и выдал ему приз как лучшему режиссеру.


«Женщина, которая убежала» крайне похож на остальные картины Хон Сан-су. Такая же спокойная размеренная лента, где ведутся лишь разговоры и никаких событий, герои (в данном случае лишь героини) говорят о прошлом и настоящем, своих чувствах и переживаниях, параллельно касаясь мировоззренческих проблем, тем искусства и культуры. Они все сплошь интеллектуалы и интеллигенция, которая, как и всегда, ищет ответы, а вместе с ними и себя. Присутствие Ким Мин-хи в последних картинах режиссера создает эффект, что Хон Сан-су рассказывает одну и ту же историю, изменяя нюансы и обстоятельства, но не чувства и самую суть.

  

Трейлер фильма “Женщина, которая убежала”

  

Смотрите кино!

Фото: МКФ «Молодость»

Залишити відповідь