Молодость-48: Sunny Bunny


Целенаправленно или нет (возможно, как отражение мировых тенденций кинематографа), но многие фильмы МКФ «Молодость» этого года касались ЛГБТ-тематики. О главных фаворитах киносмотра, затрагивающих эту тему, стоит прочесть в материале о победителях, любопытные же ленты, официально заявленные в параллельной ЛГБТ-программе (в конкурсе и нет) – в обзоре от «Смотрите кино!»

  


  

«Вита и Вирджиния» / Vita & Virginia, 2018, Ирландия и Великобритания

режиссер Чания Баттон
Картина была представлена вне конкурса. В украинском прокате – с 6 июня 2019 г.

  

Элизабет Дебики в роли Вирджинии Вульф и Джемма Артертон в роли Виты
Сэквилл-Уэст в фильме «Вита и Вирджиния»

  

Писательница и журналист, но больше – авантюрная натура, жаждущая приключений и питающаяся неординарными поступками. Писательница, чей гений признавали некоторые современники, но по достоинству оценит лишь история. Первая стремится только вперед и на яркий свет гениальности. Вторая желает истинной любви, но больше – возможности познания глубоких чувств, чтобы суметь их описать в своих книгах (не описал – не испытал и, наоборот). Первая – Вита Сэквилл-Уэст, известная многим как муза для романа второй, Вирджинии Вульф, которая написала свой «Орландо», чтобы излечится от мучительной любовной тяги, но все же для того, чтобы перенести собственный эмоциональный и чувственный опыт на бумагу.


Сатирический роман станет невероятно популярным и его признают одним из самых легко читаемых произведений писательницы, а в 1992 г. Салли Потер снимет по нему одноименный фильм с Тильдой Суинтон в главной роли. Но «Вита и Вирджиния», конечно, не об этом, а о том, как две талантливые женщины, чувствующие невероятное притяжение (с разной силой тяжести и эмоциональной окраски), соблазняли друг друга в своей переписке, дарили одна другой моменты, меняющие жизнь и взгляды на нее, причиняли боль себе и близким, в том числе, и своим мужьям, каждый из которых (о, чудо!) не заблуждался по поводу своей второй половины, но все равно любил и (поэтому) не препятствовал.

  

Кадр из фильма «Вита и Вирджиния»

  


«Вита и Вирджиня» — это второй полнометражный фильм режиссера Чании Баттон. Его премьера состоялась на международном кинофестивале в Торонто (кстати, со своей предыдущей картиной «Ни пуха, ни пера»/ Burn Burn Burn Баттон приезжала в конкурс Одесского кинофестиваля, где взяла главный приз). По ленте о писательницах все еще видно, что это становящийся молодой режиссер – местами картина неоправданно буксирует, теряет динамику взаимоотношений персонажей, а некоторые авторские приемы (например, цитирование писем самими героинями со взглядом прямо на зрителя), скорее, добавляют сумбурности, чем оригинальности и особого взгляда на историю (как, вероятно, предполагалось).

  

Слева — Вита Сэквилл-Уэст, справа — Вирджиния Вульф

  


Однако обе актрисы, играющие главные роли, выглядят органично и чувственно. Джемма Артертон в роли Виты невероятно харизматична, проживающая свою героиню так же горячо, как вероятно, и была жизнь самой Виты Сэквилл-Уэст. Интересно, что актриса изначально значилась в кастинге этой картины, тогда как на роль Вирджинии Вульф пробовали и утверждали Еву Грин и Андреа Райзборо, но в итоге она досталась австралийке Элизабет Дебики, которая, с ее слов, поначалу очень испугалась ответственности, а поэтому и согласилась. Дебики тонко и размеренно подошла к своему персонажу и погружалась в роль медленно, но очень глубоко. Ведь до «Виты и Вирджинии» она прочитала всего пару произведений Вульф, однако в процессе зарылась не только ее книгами, но и личной перепиской и биографиями писательницы. Вульф Дебики получилась ищущая, неуверенная в себе, мятущаяся, но при этом внутренне сильная и несгибаемая в своих чувствах и ощущениях мира.

  

Трейлер фильма «Вита и Вирджиния»

    

«Креветки в пайетках»/ Les Crevettes Pailletées, 2018, Франция

режиссеры Седрик ле Галло, Максим Говар
Картина была представлена в конкурсной программе SUNNY BUNNY

  

Постер фильма «Креветки в пайетках»

  

В гиде об участниках 48-го МКФ «Молодость» уже было сказано, что комедии на подобных кинофестивалях большая редкость, а уж тем более – по-настоящему смешные комедии. Прошедший киносмотр лишь подтверждает этот тезис. Тем более ценными выглядят «Креветки в пайетках», которые участвовали в конкурсе и открывали программу SUNNY BUNNY.


Маттиас, олимпийский чемпион по плаванью, карьера которого вот-вот подойдет к концу, но он отчаянно желает снова попасть в сборную, поэтому готовится к отбору. И результаты его, мягко сказать, неудовлетворительные. Маттиас весь на нервах, возьми и ляпни журналисту с неудобными вопросами прямо на камеру, что тот пи… в общем, гей, но грубой и уничижительной форме. Федерация плавания, олимпийский комитет и много кто еще негодуют! О каком отборе может быть речь? Журналист подал иск, и Маттиаса присудили к общественным работам… тренировать гомосексуальную команду по водному поло, которые готовятся представлять Францию на соревнованиях Gay Games.

  

Кадр из фильма «Креветки в пайетках»

  


Конечно, Маттиас сделает все, чтобы не тренировать эту странную команду, сплошь состоящую из шутников и глубоко неприятных (для Маттиаса) личностей. Конечно, спортсмен приложит максимум усилий, чтобы не ехать с командой в Хорватию на соревнования. И, конечно же, это только завязка фильма, который будет развиваться предсказуемо, но при этом преподнесёт несколько нетривиальных месседжей о двойных стандартах, восприятии дозволенного представителям «свой» — «чужой» и немного коснется проблемы отцов и детей, ведь у Маттиаса есть дочь, с матерью которой он в разводе. Но самое интересное, что «Креветки в пайетках» действительно смешная комедий с шутками на грани фола, ситуациями, высмеивающими как гомофобию, так и другие фобии, в том числе и в самой ЛГБТ-среде.


Сатирический дар ленты двух режиссеров оценили и на другом киносмотре. На Международном кинофестивале комедийных фильмов в Альп-д’Юэз «Креветки в пайетках» получили приз жюри. Конечно, ведь «Креветки» — не спортивный фильм о достижениях «через тернии к звездам». И даже «быстрее, выше, сильнее» совсем не о них. Это картина о людях, которые чем-то занимаются (водным поло, например) в удовольствие, но не так, чтобы они жить не могли без этого, просто именно поло дало им толчок к объединению и общности на фоне дискриминирующего общества и собственных личных проблем.

В таком ключе «Креветки в пайетках» не отражают истинную ситуацию существования ЛГБТ-сообщества в современном европейском социуме, слишком уж авторы концентрируются на добродушии и возможности в быстром порядке найти компромисс, однако это фильм для хорошего настроения, фильм-вечеринка, где все сверкает и переливается, ее участники готовы веселиться, а значит все закончится хорошо, пусть и не для всех, но так, как надо.

  

Трейлер фильма «Креветки в пайетках»

  

«Грета»/ Greta, Бразилия, 2019

режиссер Армандо Праса
Картина была представлена в конкурсной программе SUNNY BUNNY

  

Кадр из фильма «Грета»

  

Педро уж около 70-ти, он – гомосексуалист и работает медбратом в местной центральной больнице. «Вы знаете, кто такая Грета Гарбо?» – всегда первый вопрос задает Педро незнакомцу. Почти никто не знает. Однако его старый друг, а точнее подруга-трансгендер Даниэла всегда была с ним на одной волне. Теперь она неизлечимо больна и умирает, а в больнице для нее и вовсе места нет (в женском отделении так и тем более!). Хотя сама Даниэла наотрез отказывается там лежать. Обманным маневром, напичкав ее снотворным, Педро оставляет свою подругу на ночь в мужском отсеке, однако не просто так.


Мужчина на многое готов пойти, чтобы облегчить страдания своей давней подруге, хотя она сама этого и не хочет. На месте он договаривается с раненным при непонятных обстоятельствах Жаном, что тот освободит место для Даниэлы, а Педро взамен откроет ему наручники и отпустит. Но, как окажется, не на свободу, а к себе домой, ведь Жан еле стоит на ногах из-за дырки в боку, однако остаться в больнице для него равносильно тому, чтобы попасть в тюрьму.

  

Кадр из фильма «Грета»

  

Дома у Педро, который ненавязчиво заботиться о Жане то ли в силу своих обязанностей медбрата, то ли по доброте душевной, между мужчинами внезапно завязывается особый контакт и близость – без двойственных противоречивых игр. Каждый искренен перед другим, и, хоть впоследствии окажется, что не до конца, но каждый был, по крайней мере, честен в своих чувствах.


Драма «Грета» — дебютная для бразильского режиссера и сценариста Армандо Праса, однако она уже была представлена в параллельной конкурсной программе Берлинале «Панорама», где также, как и на МКФ «Молодость», претендовала на приз для фильмов, освещающих ЛГБТ-тематику. В целом это кино очень откровенно с позиции телесных чувств, что порой может ввести в эмоциональный ступор и замешательство.

  

Кадр из фильма «Грета»

  

Интимные сцены представлены без прикрас, порой не привычному к подобному зрителю смотреть их дискомфортно и даже неприятно. Но наряду с ними в ленте сквозит удивительное соединение безнадежного одиночества, глубокой эмоциональной разочарованности (герои изначально откровенно используют друг друга и откровенно манипулируют обстоятельствами) и неистребимой надежды на особую близость и привязанность. Пронзительный финал заставляет обернуться и по-другому посмотреть на главного героя, восхищаясь его истинной твердостью в своей мечте, о которой изначально и заподозрить нельзя.

  

Трейлер фильма «Грета»

  

Смотрите кино!


Фото: МКФ «Молодость» и Артхаус Трафик

Добавить комментарий