От «Крестного отца» до «Предложения»

  

В этом году исполнилось 50 лет «Крестному отцу» Фрэнсиса Форд Копполы – фильму, который сразу же стал классикой, а по прошествии времени – легендой. Почему так долго не экранизировали сам путь картины к зрителю – абсолютно непонятно, ведь эта история успеха насчитывает несколько историй неудач и сотню невероятных историй анекдотического характера, некоторые из которых до сих пор кажутся невозможными. Подробнее о том, как снимали «Крестного отца», и о чем умалчивает рассказывающий об этом сериал «Предложение» – в материале от «Смотрите кино»

  


  


Преданные поклонники «Крестного отца» давно уже изучили интересные факты о съемках фильма. К примеру, что Фрэнсис Форд Коппола его вовсе не хотел снимать, но в итоге согласился, а потом не верил, что все-таки сможет его снять. Что мафии поначалу идея экранизации романа Марио Пьюзо совсем не нравилась, но при этом позже она всячески способствовала съемкам. Что некоторых актеров главных ролей вовсе не хотели утверждать и несколько раз пытались уже утвержденными уволить. Всё (или почти всё) это будет в сериале «Предложение» от той же студии Paramount (точнее их стримингового канала Paramount+), которая когда-то взяла на себя смелость выпустить на большой экран трехчасовую сагу об итальянской мафии, из-за чего изрядно на этом заработала и в очередной раз вошла в историю, ведь изменила в киноиндустрии если не всё, то очень и очень многое.

  


Коппола против Paramount

  


Тот фильм, который в результате принесет Paramount очень много денег и три «Оскара», изначально должен был стать непримичательной малобюджетной картиной о гангстерах. Они-то и права на экранизацию романа выкупили буквально за копейки еще на той стадии, когда книга не стала бестселлером и феноменом. Именно этот факт Фрэнсис Форд Коппола называет знаковым на этапе утверждения его на режиссерскую позицию. Ведь из мелкого гангстерского кино проект вырос в масштабную экранизацию бестселлера с бюджетом в 6 миллионов долларов, который команда с успехом превысит и не раз. А для такого проекта Paramount предпочли бы более сговорчивого и более известного режиссера. Как Питер Богданович, например, или Серджио Леоне. Только те отказались, а Леоне потом еще долго локти кусал и чуть позже все-таки снял собственную гангстерскую сагу – «Однажды в Америке».


Вот так и случилось, что режиссером и соавтором сценария стал все-таки Коппола, а продюсером был назначен практически дебютант этого дела – никому на тот момент неизвестный Альберт (Эл) С. Радди, на профессиональном счету которого был лишь ситком про нацистов. Возможно, именно из-за скрещивания этих фактов, «Крестный отец» в итоге таким и получился – с размахом, бескомпромиссным, вне времени и контекста. Когда непреклонный перфекционист (Коппола) столкнулся с человеком дела (Радди), который чуть ли не впервые делает то, что ему поистине интересно, а поэтому способен и звезду с неба достать, и с мафией ради этого подружиться, то неизменно должно получиться что-то выдающееся.

  

Марио Пьюзо и Фрэнсис Форд Коппола на съемках фильма «Крестный отец»

  


Однако сериал «Предложение» от шоураннера Майкла Толкина, написавшего некогда фильм о голливудской изнанке «Игрок», берет только часть реальных событий, а в трактовке деталей использует новые акценты, оставляя при этом за скобками весьма интересные и даже шокирующие факты. Из-за этого сериал в некотором роде становится складной постановкой давно растянутых на анекдоты ситуаций, которые, к слову, одобрены самим Элом Радди. Возможно, именно в этом и кроется логичный ответ на вопрос «почему так?». В «Предложении» Радди играет Майлз Теллер (а должен был Арми Хамер, пока не случился его скандал с насилием и подстрекательством к каннибализму), и весь проект продюсером «Крестного отца» максимально благословлен – он значится со-сценаристом и появляется с комментариями почти после каждой серии.

  

Слева — продюсер фильма «Крестный отец» Альберт С. Радди. Справа — Майлз Теллер в роли Эла Радди в сериале «Предложение»

  


Однако многие упущенные детали придают этой реальной истории еще больше драматизма. С того момента, как к проекту присоединился режиссер малобюджетного кино Фрэнсис Форд Коппола, он четко знал, каков должен быть сценарий (который они и написали вместе с автором романа Марио Пьюзо), и какой должен быть актерский состав. Последний и станет первым большим камнем преткновения между режиссером и студией. Коппола хотел привлечь актеров, с которыми уже работал ранее (Джеймс Каан и Роберт Дювалл) или которых неизменно видел в своей голове как главных персонажей (Марлон Брандо и Аль Пачино). И если Каана студия приветствовала, а на малоизвестного Дювалля в итоге согласилась безболезненно, то кандидатуры Брандо и Пачино вызвали серьезные возражения. Первого не хотели брать из-за скверного характера и неустойчивого поведения на съемках, второго просто не видели как главного персонажа гангстерской саги.

  


«Я сказал им о Майкле Корлеоне: “Этот парень должен выглядеть по-сицилийски”. Они сказали: “Сицилийцы светловолосые и голубоглазые, потому что много лет были оккупированы французами. Так что это может быть светловолосый голубоглазый сицилиец”… Но когда я читал книгу, я просто представлял себе Аль Пачино. А когда вы так делаете, то очень трудно выбросить образ из головы. Вот почему я был так настойчив», — рассказывает режиссер Фрэнсис Форд Коппола

    

Слева — режиссер фильма «Крестный отец» Фрэнсис Форд Коппола. Справа — Дэн Фоглер в роли Фрэнсиса Форд Копполы в сериале «Предложение»

  


Интересно, что глава кинопроизводства Paramount Роберт (Боб) Эванс, импульсивно-нарциссический образ которого в «Предложении» незабываемо воплотил Мэттью Гуд, первоначально буксировал почти все основополагающие пожелания Копполы – актеров, локации, бюджет. Но в итоге именно он стал одним из камней устойчивости «Крестного отца» – тем, без которого фильм не случился был таким, каким мы его знаем, однако и тем, кто был не прочь присвоить себе и ряд незаслуженных похвал.

  


«Боб Эванс был красив, высок и импозантен. Я хотел, чтобы он принял мой выбор и поверил мне, но на самом деле я чувствовал, что все будет не совсем так», — вспоминает Коппола.

    

Слева — глава кинопроизводства Paramount Роберт Эванс, справа — Мэттью Гуд в роли Боба Эванса в сериале «Предложение»

  


Однако в сериале «Предложение» вы узнаете лишь намек на то, как сам Эванс и Чарли Бладорн (его играет Бен Горман), босс Gulf and Western Industries, которая владела на тот момент студией Paramount, выступали против Марлона Брандо в роли Вито Корлеоне. Бладорн вообще называл его «кассовым ядом», не желая допускать к проекту. Также мимо кассы пройдет факт, почему именно Марио Пьюзо писал Марлону Брандо «мотивационное письмо», приходя в истинную панику при мысли, что на эту роль также претендует комедийный актер Дэнни Томас. И почему в итоге Брандо согласился на роль, невзирая на жесткие условия от студии, которые в «Предложении» как раз раскрыты максимально полно, хотя поначалу от мафиозного персонажа Брандо просто воротило.

  

Слева — писатель и сценарист Марио Пьюзо. Справа — Патрик Галло в роли Марио Пьюзо в сериале «Предложение»

  


«Я думаю, что вы — единственный актер, который может изобразить характер крестного отца со всей тихой силой и иронией, необходимых для этой роли», — из письма Пьюзо Брандо, которого он визуализировал как Вито Корлеоне еще при написании романа, хотя прототипом личности выступила… мать писателя.

  

Марлон Брандо на съемках фильма «Крестный отец»

  


«Оставь ружье, возьми канноли» – возражение мафии и ее же помощь

  


Знаменитая фраза, сказанная в фильме Клеменцей, на самом деле к мафии не имеет никакого отношения. Ее придумала супруга Ричарда С. Кастеллано, игравшего эту роль, и предложила сымпровизировать. Теперь эту цитату знает каждый уважающий себя фанат «Крестного отца», а она сама внесла и в героя, и в знаменитую сцену убийства ужасающую обыденность. И прочно стала ассоциироваться с итальянской мафией (для особо внимательных в «Предложении» будет отсылка к этой цитате).


Безусловно, особо пикантные детали съемок «Крестного отца» касаются участия в них криминального босса Джо Коломбо – главы одной из пяти мафиозных семей Нью-Йорка и по совместительству руководители Итало-американской лиги за гражданские права, в которую входило множество профсоюзов и которая активно боролась с восприятием итальянской общины как мафиозной. А влияние Лиги было на самом деле ощутимым. Одной из их побед, например, стал отказ Министерства юстиции и полиции штата использовать слово «мафия» в своих пресс-релизах.

  

Аль Пачино, Марлон Брандо, Джеймс Каан и Джон Казале на съемках фильма «Крестный отец»

  


В «Предложении» в роли Джо Коломбо появляется Джованни Рибизи и делает это в лучших традициях самого «Крестного отца» или снятых позже «Славных парней» Мартина Скорсезе. На самом деле Коломбо изначально был очень против экранизации романа, который буквально, по его мнению, порочил образ итало-американцев. Хотя точно известно, что криминалитету книга в целом понравилась (говорят, Марио Пьюзо простили все карточные долги, а в ресторанах периодически за его столик отправляли шампанское), но ведь кино — это массовое искусство, а значит еще большая угроза репутации. Поэтому профсоюзы, контролируемые Коломбо, бойкотировали съемки, ни один домовладелец не отдавал в аренду студии нужные локации, а глава Paramount Боб Эванс не просто нашел что-то интересное в своей постели, но получал постоянные звонки с угрозами, в которых ему прямым текстом обещали порезать на куски его молодую жену-актрису Эли МакГроу и их недавно рожденного ребенка (он, к слову, в «Предложении» отсутствует напрочь).

  

Слева- глава Итало-американской лиги по гражданским правам Джо Коломбо. Справа — Джованни Рибизи в роли Джо Коломбо в сериале «Предложение»

  


Однако правда, что именно Эл Радди нашел общий язык с Джо Коломбо, самые яркие моменты чего в «Предложении» и отражены. И это понятно, ведь авторы сериала стараются запараллелить события, снимаемые в фильме, с происходящим в реальности съемочным процессом, что порой откровенно притянуто за уши, но в целом смотрится бодро и динамично. Кстати, сам Коломбо любил внезапно приезжать на съемки, и ему абсолютно не нравилось, как играет Марлон Брандо, а несколько членов криминального клана на самом деле сыграли в «Крестном отце» второстепенные роли. Один из них, Ленни Монтана, сначала поколотил Эла Радди, чтобы тот бросил снимать «Крестного отца», а чуть позже, глазом не моргнув, пришел на пробы и получил роль Лука Брази. Но несмотря на очень эпизодическое появление в фильме, Монтана в гневе покинул съемки в тот момент, когда Коппола пытался ему показать, как нужно правильно перезаряжать револьвер. «Вы издеваетесь?» — хлопнул дверью итальянец.

  

Марлон Брандо и Ленни Монтана на съемках фильма «Крестный отец»

  


Получившимся результатом и достоверностью некоторых деталей все мафиози остались довольны — не зря консультировали съемочную группу в процессе. Естественно, студия отказалась звать их на премьеру (а кто бы согласился?), но Эл Радди нашел выход и устроил тайный премьерный показ для «мальчиков» Джо Коломбо. Киномеханик, заряжавший на нем фильм, еще долго вспоминал, как ему на чай оставили тысячу баксов.

  


«У входа в кинотеатр тогда стояла, должно быть, сотня лимузинов», — рассказывает Альберт С. Радди

  

Трейлер фильма «Крестный отец»

  

«Предложение», от которого не стоит отказываться

  


Шоураннер сериала Марк Толкин провел две недели в беседах с продюсером «Крестного отца» Элом Радди, поэтому неудивительно, что «Предложение» транслирует именно его видение съемок легендарной картины, особенно с негласной ведущей ролью собственной персоны в нахождении удачных идей для фильма и в разрешении многих неразрешимых проблем процесса. Естественно, сюжет «Предложения» делает и множество реверансов в сторону необходимой для сериала драматургии. И естественно, не все реальные участники тех событий согласны с представленной версией происходящего, но это не исключает того, что сериал во многом выполнен весьма виртуозно.

  

На съемках сериала «Предложение»

  


Актёры главных ролей не без дрожащих рук прикасаются к личностям легенд, которых они играют, и в своем большинстве талантливо справляются с поставленной задачей, а следить за этим на экране — истинное удовольствие. Несмотря на то, что некоторые из них не попадают во внешние сходства своих известных персонажей, они скорее не просто копируют их стиль и манеру поведения, а работают на общую атмосферу происходящего. И в этом плане нет да промелькнет неподдельное узнавание Марлона Брандо (в сериале его играет Джастин Чембэрс) в медленном повороте головы, Аль Пачино (Энтони Ипполито) в сутулом тяжелом взгляде из-под лба или Фрэнсиса Форд Копполы (Дэн Фоглер) в жестикулярной суетливости и эмоциональности истинного итальянца.


Значительной динамики и решительности сюжета в «Предложении» добавляют женские персонажи, участие которых в процессе съемок «Крестного отца» явно не преувеличено, но в виду современных тенденций скорее акцентировано. Безусловной лидеркой зрительского внимания становится Джуно Темпл, играющая в сериале помощницу Эла Радди Бетти МакКарт. Без харизматичной актрисы «Предложение» точно проиграло бы, а без пробивной ассистентки продюсера «Крестный отец» оказался бы совсем иным (если бы оказался вообще).

  

Майлз Теллер в роли Эла Радди, Джуно Темпл в роли Бетти МакКарт и Дэн Фоглер в роли Фрэнсиса Форд Копполы в сериале «Предложение»

  


Атмосферу сериала в стиле секс, наркотики и рок-н-ролл успешно конструирует главный режиссер проекта Декстер Флетчер — тот, который заканчивал «Богемную рапсодию» после оскандалившегося Брайана Сингера и снял жизнеописания Элтона Джона в «Рокетмене» (а сейчас, кстати, занят третьим Шерлоком Холмсом — именно ему Гай Ричи доверил свой проект). В «Предложении» Флетчер поставил первые два эпизода, задав происходящему тон сумасшедшей голливудской вечеринки 70-х в стиле вычурного гламура и музыкальной распущенности. К тому, что ближе к концу сериал теряет свой темп и истинный смысл, Флетчер уже вовсе не причастен, но этот факт остается таким же реальным, как и присутствие мафии на съемочной площадке «Крестного отца». «Предложение» нужно было завершить значительно раньше, чем это сделали авторы сериала, ведь в итоге оно растеряло львиную долю своего обаяния и смазало истинную кульминацию истории. Однако то, что «Предложение» пропитано трепетным уважением и восхищением к тому, о чем оно снято, — это видно сразу же и не присматриваясь.


Смотрите кино!

  

Трейлер сериала «Предложение»

  

Фото: коллаж на обложке от Screen Rant, коллажи в тексте от Town & Country Magazine, архив Марио Пьюзо, Getty Images, LEGION MEDIA, Paramount+

Добавить комментарий